9 апреля в главной базе Северного флота - Североморске - состоялась торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на головном многофункциональном судне тылового обеспечения "Эльбрус" проекта 23120.
Отныне судно зачислено в состав отряда судов обеспечения службы вспомогательного флота объединённого стратегического командования Северный флот.
В мероприятии принял участие заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Дмитрий Булгаков. По завершении подъема флага состоялось подписание договора о сотрудничестве и шефских связях между Северным флотом и Кабардино-Балкарской Республикой. Договор подписали командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов и Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков.
"Эльбрус" (заводской номер 880) - головное судно проекта 23120, построенное в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между судостроительным заводом "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники.
По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе – к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье – к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее (при этом с 2013 по 2015 годы суда официально числились морскими буксирами). В итоге по ряду причин, включая непоставку части западного оборудования ввиду санкций, постройка данных судов замедлилась.
Первое судно проекта "Эльбрус" (заводской номер 880)
Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро "Спецсудопроект", а само судно было заложено на судостроительном заводе "Северная верфь" 14 ноября 2012 года. Выведено из цеха 18 мая 2015 года и спущено на воду 26 июня 2015 года. Заводские ходовые испытания "Эльбруса" были начаты только 8 сентября 2016 года,
Ходовые испытания
"Эльбрус" с начала сентября прошлого года проходило серию заводских ходовых испытаний в Баренцевом море. В полигонах боевой подготовки Северного флота были выполнены сотни облётов судна вертолётами Ка-27, проведены проверки энергетической установки, вспомогательных систем и механизмов на различных режимах эксплуатации. По итогам всех испытаний судно было принято в состав флота, став первым многофункциональным транспортом ледового класса, способным действовать в арктических условиях.
Сдача "Эльбруса" флоту после неоднократных переносов сроков произведена только 10 апреля 2018 года.
"Эльбрус" сочетает в себе характеристики спасательного буксира и транспорта. На нём можно выполнять передачу грузов на берег и корабли в обстановке высоких широт при толщине льда свыше полуметра.
Экипаж судна составляет 55 человек. Капитан Вячеслав Губарев и весь личный состав ранее проходил службу на вспомогательных судах Северного флота.
Судно оснащено барокамерой для проведения декомпрессии водолазов, что позволяет ему участвовать в спасательных операциях и оказывать медицинскую помощь терпящим бедствие подводникам. Его современное радиолокационное и гидроакустическое оборудование даёт возможность поиска затонувших объектов и картографирования рельефа дна.
Основные характеристики судов тылового обеспечения проекта 23120 таковы: длина - около 95 метров, ширина — около 22 метров, водоизмещение - примерно 10000 тонн, дальность плавания - порядка 5000 миль, автономность - порядка 60 суток. Судно рассчитано на 27 человек экипажа, но, в случае проведения спасательных операций, число людей на борту "Эльбруса" можно увеличить до 43. Для сравнения, это в десять раз меньше, чем количество людей, строящих судно сейчас. Кстати, в помещении, предназначенном для спасенных, сейчас находится тот самый офис корабелов.
Что касается доставки груза, то "Эльбрус" может перевозить около сорока двадцатифутовых контейнеров или, наоборот, двадцати сорокафутовых. Все контейнеры размещаются на грузовой палубе. Содержимое — все, что влезает в контейнер. Но никаких жидкостей, только сухие грузы. Для погрузки и выгрузки контейнеров на "Эльбрусе" есть два симметрично расположенных крана по 50 тонн каждый.
На корабле применяются несколько типов изоляции, в том числе жидкая - "Теплотор". Слой в 3 мм заменяет привычную стекловату, толщиной 6–7 сантиметров. Так что помимо удобного нанесения, большой плюс "Теплотора" еще и в экономии места. Особенно это актуально там, где важен широкий угол обзора из иллюминатора, как, например, на капитанском мостике. В арктических условиях эта изоляция себя тоже хорошо проявила. Иначе, по словам строителей корабля, ее бы не использовали.
Что касается капитанского мостика, то здесь кроме командира и вахтенного помощника будут находиться еще и операторы кранов. Именно поэтому иллюминаторы на "Эльбрусе" устроены таким образом, чтобы видно было не только воду, но и небо.
"Эльбрус" обладает высоким ледовым классом ARC4, что дает ему возможность совершать плавание в арктических широтах. На судне увеличена толщина корпуса и используется двойной борт. То есть между стенками есть воздушная прослойка. Особенно это актуально для тех отсеков, где расположены цистерны с водой и топливом.
Второе судно проекта "Всеволод Бобров" (заводской номер 881)
Второе судно проекта 23120 было заложено на Северной верфи 19 декабря 2013 года, именуясь морским буксиром МБ-75 , но в феврале 2015 года было переименовано во "Всеволод Бобров" в честь известного советского спортсмена. Судно "Всеволод Бобров" было спущено на воду 14 ноября 2106 года, сейчас его ввод в строй ожидается к концу 2018 года.
Третье судно проекта "Капитан Шевченко" (заводской номер 882)
24 июля 2014 года на Северной верфи состоялась закладка третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения. По известным данным, с 2015 года строительство судна "Капитан Шевченко" приостановлено.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
В мероприятии принял участие заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Дмитрий Булгаков. По завершении подъема флага состоялось подписание договора о сотрудничестве и шефских связях между Северным флотом и Кабардино-Балкарской Республикой. Договор подписали командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов и Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
"Эльбрус" (заводской номер 880) - головное судно проекта 23120, построенное в соответствии с контрактом стоимостью 11,715 млрд. рублей на строительство для Министерства обороны России серии из трех морских судов тылового обеспечения проекта 23120, подписанным 29 июня 2012 года между судостроительным заводом "Северная верфь" и Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
По условиям контракта, первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года (поставка на Северный флот), второе – к 25 ноября 2015 года (поставка на Черноморский флот), третье – к 25 ноября 2016 года (поставка на Тихоокеанский флот), однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на год позднее (при этом с 2013 по 2015 годы суда официально числились морскими буксирами). В итоге по ряду причин, включая непоставку части западного оборудования ввиду санкций, постройка данных судов замедлилась.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Первое судно проекта "Эльбрус" (заводской номер 880)
Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро "Спецсудопроект", а само судно было заложено на судостроительном заводе "Северная верфь" 14 ноября 2012 года. Выведено из цеха 18 мая 2015 года и спущено на воду 26 июня 2015 года. Заводские ходовые испытания "Эльбруса" были начаты только 8 сентября 2016 года,
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Ходовые испытания
"Эльбрус" с начала сентября прошлого года проходило серию заводских ходовых испытаний в Баренцевом море. В полигонах боевой подготовки Северного флота были выполнены сотни облётов судна вертолётами Ка-27, проведены проверки энергетической установки, вспомогательных систем и механизмов на различных режимах эксплуатации. По итогам всех испытаний судно было принято в состав флота, став первым многофункциональным транспортом ледового класса, способным действовать в арктических условиях.
Сдача "Эльбруса" флоту после неоднократных переносов сроков произведена только 10 апреля 2018 года.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
"Эльбрус" сочетает в себе характеристики спасательного буксира и транспорта. На нём можно выполнять передачу грузов на берег и корабли в обстановке высоких широт при толщине льда свыше полуметра.
Экипаж судна составляет 55 человек. Капитан Вячеслав Губарев и весь личный состав ранее проходил службу на вспомогательных судах Северного флота.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Судно оснащено барокамерой для проведения декомпрессии водолазов, что позволяет ему участвовать в спасательных операциях и оказывать медицинскую помощь терпящим бедствие подводникам. Его современное радиолокационное и гидроакустическое оборудование даёт возможность поиска затонувших объектов и картографирования рельефа дна.
Основные характеристики судов тылового обеспечения проекта 23120 таковы: длина - около 95 метров, ширина — около 22 метров, водоизмещение - примерно 10000 тонн, дальность плавания - порядка 5000 миль, автономность - порядка 60 суток. Судно рассчитано на 27 человек экипажа, но, в случае проведения спасательных операций, число людей на борту "Эльбруса" можно увеличить до 43. Для сравнения, это в десять раз меньше, чем количество людей, строящих судно сейчас. Кстати, в помещении, предназначенном для спасенных, сейчас находится тот самый офис корабелов.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Что касается доставки груза, то "Эльбрус" может перевозить около сорока двадцатифутовых контейнеров или, наоборот, двадцати сорокафутовых. Все контейнеры размещаются на грузовой палубе. Содержимое — все, что влезает в контейнер. Но никаких жидкостей, только сухие грузы. Для погрузки и выгрузки контейнеров на "Эльбрусе" есть два симметрично расположенных крана по 50 тонн каждый.
На корабле применяются несколько типов изоляции, в том числе жидкая - "Теплотор". Слой в 3 мм заменяет привычную стекловату, толщиной 6–7 сантиметров. Так что помимо удобного нанесения, большой плюс "Теплотора" еще и в экономии места. Особенно это актуально там, где важен широкий угол обзора из иллюминатора, как, например, на капитанском мостике. В арктических условиях эта изоляция себя тоже хорошо проявила. Иначе, по словам строителей корабля, ее бы не использовали.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Что касается капитанского мостика, то здесь кроме командира и вахтенного помощника будут находиться еще и операторы кранов. Именно поэтому иллюминаторы на "Эльбрусе" устроены таким образом, чтобы видно было не только воду, но и небо.
"Эльбрус" обладает высоким ледовым классом ARC4, что дает ему возможность совершать плавание в арктических широтах. На судне увеличена толщина корпуса и используется двойной борт. То есть между стенками есть воздушная прослойка. Особенно это актуально для тех отсеков, где расположены цистерны с водой и топливом.
Торжественная церемония подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на судне тылового обеспечения "Эльбрус" / Пресс-служба Северного флота |
Второе судно проекта "Всеволод Бобров" (заводской номер 881)
Второе судно проекта 23120 было заложено на Северной верфи 19 декабря 2013 года, именуясь морским буксиром МБ-75 , но в феврале 2015 года было переименовано во "Всеволод Бобров" в честь известного советского спортсмена. Судно "Всеволод Бобров" было спущено на воду 14 ноября 2106 года, сейчас его ввод в строй ожидается к концу 2018 года.
"Всеволод Бобров" / Алексей Акентьев |
Третье судно проекта "Капитан Шевченко" (заводской номер 882)
24 июля 2014 года на Северной верфи состоялась закладка третьей единицы проекта 23120 "Капитан Шевченко" (заводской номер 882), которая при этом снова числилась морским судном тылового обеспечения. По известным данным, с 2015 года строительство судна "Капитан Шевченко" приостановлено.