На севере России строят современный порт. Каким он будет

1 19221 7 мин
Наверное и рассказывать не следует, как интенсивно Россия стремится освоить Арктику. Все и так это видят и знают. А вот то, что в ближайшие 8 лет в Ненецком автономном округе, рядом с поселком Индига, появится современный глубоководный порт с одноименным названием - это что-то новенькое! Судя по проекту, намечается нечто действительно грандиозное и универсальное.

Наша редакция отправила запрос в администрацию Ненецкого автономного округа с вопросами о том, что за проект будет реализован и на какой стадии он находится сейчас. Всю полученную информацию мы "расфасовали" для удобного вида и чтения по тематическим блокам. За ответы благодарим Юлию Селезневу, советника губернатора Ненецкого автономного округа.

Как сейчас устроена морская логистика в Ненецком автономном округе?

Ненецкий автономный округ обладает богатейшим ресурсом – выходом к побережью Северного Ледовитого океана, к Севморпути, являющимся единой транспортной коммуникацией России в Арктике.

Омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана. Морские перевозки для Ненецкого автономного округа играют существенную роль. В округе функционируют морские порты – порт Нарьян-Мар, расположенный на реке Печора и реке Амдерминка, Амдерминский морской торговый порт, порт Варандей, а также 16 портопунктов, расположенных в устьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

Морской торговый порт Нарьян-Мар является основным транспортным узлом Ненецкого автономного округа (НАО): более 85% от общего объема грузов доставляется водным путем по морскому и речному направлению, осуществляется "северный завоз", доставляется оборудование, строительные материалы, насыпные, навальные и наливные грузы.
 

Река Печора / ru.wikipedia.org


Основная номенклатура грузов: генеральные грузы (кирпич, ЖБИ-плиты, блоки, пиломатериалы, пр.), грузы в контейнерах, навалочные грузы (песок, щебень, металлолом).

В порту Нарьян-Мар имеется 4 причала: №1,2,3,4 соответственно. Осадка максимальная: причалы №1,2,3 (деревянные) – 4,5 м, причал №4 (бетонный) – 6,5 м. Из 5 причалов фактически используется один - причал №4. Оборудование, контейнеры, генеральный груз выгружается на причал №4. Причалы № 1-3 затапливаются во время весеннего паводка (обычно с третьей декады мая до первой декады июня), по этой причине постановка судов в указанный период к указанным причалам невозможна.

После планируемой реконструкции грузооборот составит 350 тыс тонн в год, в том числе 175 тыс тонн навалочных грузов, 140 тыс тонн генеральных грузов, 35 тыс тонн контейнерных грузов.

Морской терминал Амдерма - второй по значению порт в НАО. Он расположен на Югорском полуострове в южной части Карского моря. Пропускная способность 1,016 тыс тонн в год. Грузооборот в 2017 году составил 7,3 тыс тонн. Грузы отгружаются на открытом рейде на плашкоуты грузоподъемностью до 100 тонн. После они буксируются к причалам, оборудованным в устье реки Амдерминка.

Максимальная глубина порта – 2 м. Навигация длится с июля по октябрь и составляет 4 месяца (150 суток).

С ноября по май акватория замерзает. В настоящее время акватория порта сильно засорена. Обрабатывает генеральные грузы, навалочные грузы и уголь. Нефтеналивного терминала в порту нет. В порту имеется 6 причалов с глубинами от 1,2 до 2 метров. Общая длина причального фронта составляет чуть менее 500 м.

Акватория морского порта Варандей включает в себя участки "Внешняя акватория" и "Внутренняя акватория", подходной канал и разворотный бассейн. К причально-перегрузочной набережной допускается швартовка судов дедвейтом не более 3500 тонн. Навигация на участке морского порта "Внутренняя акватория" начинается с момента очищения Варандейской губы и подходов к ней ото льда и прекращается с появлением первичных форм льда. Навигация на участке морского порта "Внешняя акватория" осуществляется круглогодично.

Обеспечивает круглогодичную транспортировку нефти, добываемой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции через ООО "Варандейский терминал". Морской порт на участке морского порта "Внутренняя акватория" принимает суда с осадкой до 3,5 метра, на участке "Внешняя акватория" принимает суда с осадкой до 14,2 метра.

Стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал принимает крупнотоннажные танкера дедвейтом до 70 тыс тонн. Морской порт на участке морского порта "Внутренняя акватория" длиной до 120 метров, на участке "Внешняя акватория" принимает суда длиной до 258 метров.
 

Порт "Варандей" / "Белфрахт", ЗАО


Зачем при таком количестве портов нужен еще один - Индига?

Территория Ненецкого округа вытянута вдоль Северного Ледовитого океана более чем на 3000 км. Ненецкий автономный округ является своеобразным фасадом Европейской Арктики, что в перспективе способно сделать порты округа, в частности порт Индига, его опорными точками и включить территорию округа в международные торговые потоки.

Бухта Индига обладает следующими благоприятными характеристиками:
- глубины у берега - до 18 м, возможность принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс тонн;
- круглогодичный период навигации: возможность прохода судов ледового класса без ледокольного сопровождения в районе Чешской губы в течение 185 дней, в период тяжелой ледовой обстановки, характерной с февраля по апрель, высокая соленость вод способствует тому, что льды гораздо легче поддаются механическому разрушению;
- пропускная способность (проектная) - 40 млн тонн/год;
- примыкание к порту железнодорожной инфраструктуры необходимо обеспечить путем строительства железнодорожной ветки Сосногорск – Индига;
- расположение на берегу Баренцева моря - открытость для выхода судов в Атлантику и Мировой океан - по Северному морскому пути.

Каково предназначение перспективного порта?

Порт предназначен для перевалки широкой номенклатуры грузов, доставляемых трубопроводным, железнодорожным, морским транспортом с наземного транспорта на морской, доставки грузов из основных грузообразующих регионов Российской Федерации – Республики Коми, Пермского края, Урала, Кемеровской области, Казахстана на экспорт в страны Европы, Америку, Канаду, Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в обратном направлении, с возможностью кратковременного хранения грузов на территории порта.

Проект строительства железнодорожной линии "Сосногорск – Индига" протяженностью 612 км, проходящей по территории Ненецкого автономного округа и Республики Коми, является частью проекта "Баренцкомур". Проект внесен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Железнодорожная линия свяжет порт Индига с основными грузообразующими регионами России, станет альтернативным маршрутом для экспорта нефтегазовых, минеральных и лесных ресурсов на перспективные мировые рынки.

 

Ненецкий автономный округ / ru.wikipedia.org


Из чего будет состоять порт?

В состав проектируемого порта входят:
- угольный терминал;
- нефтеналивной терминал;
- терминал сжиженного природного газа и сжиженных углеводородных газов;
- универсальный перегрузочный комплекс (перегрузка контейнеров, генеральных грузов, металлов, навалочных грузов);
- специализированные причалы;
- причалы для судов портового флота и морспецподразделения с сопутствующей береговой инфраструктурой.

В составе порта дополнительно предусмотрено строительство:
- базы портового флота;
- базы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

Что будете перегружать и какими судами?

Проектируемый морской порт предназначен для перевалки с наземного транспорта на морской и в обратном направлении, с кратковременным хранением на территории широкой номенклатуры грузов в том числе:
- грузов, доставляемых трубопроводным транспортом - нефть и нефтепродукты, сжиженный природный газ, сжиженные углеводородные газы;
- грузов, доставляемых железнодорожным транспортом - уголь, полезные ископаемые навалом, генеральные грузы, контейнеры, металлогрузы, иные грузы навалом;
- грузов, доставляемых морским транспортом - нефтепродукты, генеральные грузы, контейнеры, крупногабаритное и тяжеловесное оборудование.

Планируются к использованию суда категории Capesize, дедвейтом 150 000 тонн, Panamax дедвейтом 65 000 тонн.

Нефть и СПГ сейчас очень востребованы. А насколько важен угольный терминал?

В настоящее время администрация Ненецкого автономного округа рассматривает строительство угольного терминала в составе инфраструктуры порта в качестве опорной точки для существенного роста экспорта угля Российской Федерации по трассам Северного морского пути.

Основными предпосылками строительства угольного терминала станет увеличение грузооборота угля Российской Федерации в 2,2 раза до 2025 года до 309 млн тонн в условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в направлении Дальнего Востока.

Реализация проекта строительства угольного терминала в порту Индига позволит:
- снизить риски ограниченного роста объемов экспорта угля Российской Федерации по лимитирующей пропускной способности инфраструктуры;
- предоставить дополнительные возможности увеличения экспорта российских грузов в страны АТР в альтернативу Транссибу и БАМу;
- выступить драйвером развития Северных территорий и укрепления позиций Российской Федерации в Арктике;
- переключить грузопотоки из портов Прибалтики;
- обеспечить максимальную востребованность проекта Северный широтный ход;
- снизить стоимость транспортировки продукции на азиатские и иные рынки – повышение конкурентоспособности экспорта;
- создать новые рабочие места в связи с развитием территории внутри и вокруг порта, а также по трассе ответвление от Северного широтного хода;
- увеличить ненефтяные доходы бюджета Ненецкого автономного округа.

На какие показатели рассчитан проект после выхода на полную мощность?

Перспективный грузооборот развития морского порта "Индига" (прогноз 2035 г.) 40,4 млн тонн/год, в том числе:
- специализированный угольный терминал – 30 млн тонн / год;
- нефтеналивной терминал – 16,4 млн тонн/год;
- терминал СПГ и СУГ – 6,4 млн тонн/год;
- универсальный перегрузочный комплекс – 3,8 млн тонн /год;
- специализированные причалы -1,8 млн тонн/год.

Что будет построено в рамках проекта, помимо нового порта?

В целях развития подходов к новому порту Индига для транспортировки нефтегазовых, минеральных и лесных ресурсов предполагается строительство железной дороги Сосногорск – Индига позволит перенаправить грузопотоки от регионов Сибири и Урала в Северную Европу, Северную и Южную Америку, страны АТР. Стоимость строительства без учета стоимости отвода земель – 198 млрд рублей.

Сколько будут строить?

Общая продолжительность строительства морского порта вблизи поселка Индига с учетом производства работ вахтовым методом составляет 89 месяцев (7,5 лет). Сроки реализации: 2018 – 2025 годы. ?

Сколько стоит весь проект?

Стоимость: 353,1 млрд. рублей в ценах 2017 года. Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства, федерального финансирования.


Что получит регион и частный бизнес в итоге?

Реализация проекта строительства глубоководного порта в районе поселка Индига позволит:
- снизить риски ограниченного роста объемов экспорта угля Российской Федерации по лимитирующей пропускной способности инфраструктуры;
- предоставить дополнительные возможности увеличения экспорта российских грузов в страны АТР в альтернативу Транссибу и БАМу;
- выступить драйвером развития Северных территорий и укрепления позиций Российской Федерации в Арктике;
- переключить грузопотоки из портов Прибалтики;
- обеспечить максимальную востребованность проекта Северный широтный ход.

Порт Индига станет основным системообразующим опорным элементом развития Северного морского пути наряду с Мурманским и Архангельским транспортными узлами, портом Сабетта, выступит реальным драйвером укрепления экономических и политических интересов России в Арктике.

Строительство железнодорожной линии Сосногорск – Индига повысит конкурентоспособность экспорта продукции угледобывающих предприятий Республики Коми и промышленных предприятий Кемеровской области, снизит затраты на железнодорожные перевозки и простимулирует экономическое развитие отрезанных от прямого выхода на внешний рынок регионов – Республики Коми, Пермского края, Кемеровской и Свердловской областей, Кузбасса.

Реализация проекта обеспечит возможность переориентации перспективных объемов перевозок угольной продукции, в настоящее время поставляемой в направлении Дальневосточных портов через Северные порты, в том числе через Индигу.


Подготовили: 
Ренарт Фасхутдинов
Кирилл Воловик


Материалы по теме:
Ямал да удал (статья о порте Сабетта)
Маленький городок, большой порт (статья про порт Камбарка)
Бесконечная эпоха роста (об итогах прошлогоднего грузооборота портов России)
На грузинском берегу (интервью с начальником отдела логистики грузинского Батумского морского порта)
Резервы есть, конкурентов нет (о Новороссийском морском торговом порте)
"Такого порта в Европе просто нет!" (о Санкт-Петербургском пассажирском порте "Морской фасад")




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Павлов Константин Михаилович
21.01.2019, 14:14
Бред это не проэк а крупное растаскивание денег. Есть порты в регионе просто надо их модернизировать, а не строить ещё один мега проект как будто у государства денег куры не клюют.
Свежие новости
16 ноября - Всероссийский день проектировщика!
11:35 / события