Архитектурно-компоновочные особенности разъездных судов из композитов
Мировое судостроение на протяжении столетий совершенствуется, постоянно накапливая и осмысливая опыт предыдущих лет, как в конструктивно – технологическом аспекте, так и визуально - эстетически. Господствующие в судовой архитектуре тенденции, как правило, отражают, наряду с компоновочными и другими особенностями судна, современную ему моду на те, или иные формы надводной части судна. Малотоннажное судостроение в смысле поиска новых архитектурных форм и компоновочных решений является наиболее динамично развивающимся сегментом мирового судостроения.
Современный подход к формообразованию малого судна из композиционных материалов требует восприятия его объема как единого целого, и это достигается целостностью его формы. На формообразование малого судна влияет материал корпуса и надстройки, тип судна. В настоящей работе проанализированы архитектурно-компоновочные особенности разъездных судов из композитов. Рассмотрены две независимых базы данных проектов глиссирующих судов из композитов разъездного назначения. База данных разъездных судов включает:
Разъездные суда из композитов, являющиеся объектом анализа, имеют полную массу от 2 до 160 т, длину от 9 до 42 м, установленную мощность главных двигателей от 200 до 8000 кВт, скорость полного хода от 10 м/сек (19 узлов) до 21 м/сек (40 узлов). Методами регрессионного анализа исследованы главные размерения, их соотношения и другие геометрические характеристики этих судов. Методами регрессионного анализа исследованы назначение, а также предполагаемый район эксплуатации. Суда по горизонтали делятся на две составные части: корпус и верхние строения. Их пропорциональное соотношение обеспечивает судну необходимые мореходные качества, такие как остойчивость, плавность качки и ряд других. Гармоничное соотношение этих элементов формирует общий визуальный объем судна, дополняемый атрибутами рангоута и такелажа.
Основные архитектурно-конструктивные типы разъездных судов из композитов представлены в таблице 1.
Несмотря на существующие тенденции стремления к цельности формы судна, разделение его визуальных объемов на корпус и верхние строения позволяет сформировать гармоничный внешний облик судна и расставить необходимые композиционные акценты. Поэтому общий вид современных судов складывается из форм корпуса и верхних строений.
Корпус, в свою очередь, условно можно разделить на подводную часть, почти незаметную наблюдателю, и надводный борт. Форма подводной части корпуса и прилегающей к ней части надводного борта определяется функциональным назначением судна, особенностями его движения, необходимостью обеспечения определенных мореходных качеств. Гидростатические и гидродинамические закономерности определяют форму указанных элементов корпуса в несопоставимо большой степени, чем эстетические соображения.
По сложившейся практике, подтвержденной эксплуатацией большого количества однокорпусных судов, как правило, для подводной части корпусов судов водоизмещающего режима применяются круглоскулые обводы, для глиссирующих судов – остроскулые обводы. Режим движения в большой степени определяет архитектурно-компоновочную схему судна, придавая больший или меньший динамизм его облику. Композиционными центрами надводного борта являются носовая и кормовая оконечность судна. Эти элементы корпуса в большой степени определяют эстетическое восприятие всего корпуса в целом. При их проектировании объединяются в сложный комплекс вопросы остойчивости, ходкости и мореходности, эстетические закономерности распределения визуальных объемов, а также условия обитаемости.
Верхние строения, связанные по сравнению с корпусом меньшими функциональными зависимостями, являются визуальным объемом, существенно более насыщенным композиционными элементами. С точки зрения художественной выразительности, верхние строения могут доминировать в форме судна. Формообразование верхних строений в большой степени определяет их остекление, которое является мощнейшим композиционным центром, в ряде случаев подчиняющим себе восприятие всего объема судна. С композицией верхних строений, как правило, связаны также рангоут и такелаж судна.
Малое судно положительно воспринимается человеком, благодаря своим небольшим размерам, соизмеримыми с его собственными размерами. Масштаб объемов малого судна для человека более комфортен, привычен и уютен. Одним из важных требований, предъявляемых к проекту малого судна, является выверенное, рациональное заполнение его внутреннего пространства, оптимальная организация внутренних объемов с точки зрения эргономики.
Композиты различного типа являются наиболее пластичными, с точки зрения формы. Особенности их создания обусловливают применение различных вариаций и сочетаний отдельных эстетических элементов при отработке форм корпуса и верхних строений, а также рангоута и других декоративных элементов. Современные технологии компьютерного моделирования позволяют обеспечить реализацию почти любого дизайнерского замысла. В последние годы на основе внедрения новых решений, а также совершенствования существующих конструкций и технологий, идет интенсивный поиск форм малых судов.
В области архитектурно-компоновочных особенностей современного малотоннажного судостроения из композитов можно отметить две господствующие тенденции. Первой тенденцией является возрождение и развитие традиционных судовых форм, подчеркивающих назначение судна, как объекта для мореплавания. Эти формы, как правило, придаются судам переходного режима. Такие суда получили широкое развитие в странах Европы, Азии и Америки.
Второй тенденцией является придание максимального динамизма облику скоростных судов, заимствование для него определенных декоративных элементов композиции из автомобилестроения.
Форма скоростного судна визуально воспринимается в двух основных положениях: на стоянке или на плаву и при движении в режиме глиссирования. Эти режимы характеризуются различной осадкой корпуса, отсутствием или наличием дифферента и волнообразования. Современные принципы создания формы скоростных судов из композитов предусматривают смещение визуального центра судна в корму от мидель-шпангоута для визуального "уравновешивания" кормового дифферента.
В настоящее время существует определенная тенденция к проработке простых геометрических форм судов из композитов, основанная на углубленном анализе форм природных кристаллов. Такой стиль, когда в формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высокого качества, некоторые авторы называют "природным конструктивизмом". Современный стиль скоростных судов из композитов, в ряде случаев, сочетает в себе комбинацию геометрии форм с мягкими скульптурными переходами между объемами.
Форма малого судна образует неразрывное композиционное единство с организацией его внутреннего пространства. В большинстве случаев суда из композитов имеют многоуровневую ступенчатую компоновку, при которой помещения располагаются в корпусе и надстройке. Машинное отделение или моторный отсек располагается на современных судах из композитов в кормовой части корпуса. Пример трехуровневой компоновки скоростного судна из композитов приведен на рис. 1., а пример внешнего вида такого судна на рис. 2. Современные принципы создания интерьеров судовых помещений предусматривают поливариантность использования внутренних объемов судна. В ряде случаев предусматривается создание на базе одного корпуса нескольких вариантов компоновок судовых помещений.
Например, на базе одного корпуса могут быть созданы компоновка судна с открытой палубой и рубкой – убежищем, предназначенная для рыболовства, компоновка судна с открытой палубой и надстройкой для осуществления патрульных функций, а также компоновка судна с надстройкой, когда его палуба одновременно является крышей пассажирских помещений, расположенных в корпусе. Такие суда предназначены для выполнения служебно-разъездных функций и путешествий. Пример создания восьми судов различного назначения и мощности на базе одного корпуса из композитов приведен на рис. 3.
В идеале форма внешнего объема судна обосновывается его внутренней планировкой. При разработке дизайн-проекта современных судов из композитов прослеживается стремление придания им динамичной, рационально заполненной формы со смещенным визуально-композиционным центром в стремлении подчеркнуть быстроходность судна и выгодно выделить его среди других судов.
Однако в ряде случаев встречаются суда, имеющие разобщенные визуально массивные объемы. У таких судов встречаются слишком высокие верхние строения, не соответствующие по форме и размерам габаритам судна, имеющие неоправданно большую площадь остекления, а также нерациональное заполнение внутреннего пространства.
Конкурентная борьба и техническое совершенствование малых судов за рубежом привели к определенной унификации архитектурно-компоновочных и конструктивных решений. Подобно автомобилестроению, здесь происходит взаимопроникновение и заимствование наиболее удачных дизайнерских и конструкторских идей. В ряде случаев малые суда, близкие по размерам, произведенные фирмами, расположенными на разных континентах, незначительно отличаются друг от друга только формой корпуса и палитрой декоративной окраски.
Продолжение следует
Мировое судостроение на протяжении столетий совершенствуется, постоянно накапливая и осмысливая опыт предыдущих лет, как в конструктивно – технологическом аспекте, так и визуально - эстетически. Господствующие в судовой архитектуре тенденции, как правило, отражают, наряду с компоновочными и другими особенностями судна, современную ему моду на те, или иные формы надводной части судна. Малотоннажное судостроение в смысле поиска новых архитектурных форм и компоновочных решений является наиболее динамично развивающимся сегментом мирового судостроения.
Современный подход к формообразованию малого судна из композиционных материалов требует восприятия его объема как единого целого, и это достигается целостностью его формы. На формообразование малого судна влияет материал корпуса и надстройки, тип судна. В настоящей работе проанализированы архитектурно-компоновочные особенности разъездных судов из композитов. Рассмотрены две независимых базы данных проектов глиссирующих судов из композитов разъездного назначения. База данных разъездных судов включает:
- 274 проекта разъездных судов стран Европы, Америки и Азии из открытых источников;
- 363 проекта разъездных судов стран Европы, Америки и Азии из базы данных Российского Речного Регистра.
Разъездные суда из композитов, являющиеся объектом анализа, имеют полную массу от 2 до 160 т, длину от 9 до 42 м, установленную мощность главных двигателей от 200 до 8000 кВт, скорость полного хода от 10 м/сек (19 узлов) до 21 м/сек (40 узлов). Методами регрессионного анализа исследованы главные размерения, их соотношения и другие геометрические характеристики этих судов. Методами регрессионного анализа исследованы назначение, а также предполагаемый район эксплуатации. Суда по горизонтали делятся на две составные части: корпус и верхние строения. Их пропорциональное соотношение обеспечивает судну необходимые мореходные качества, такие как остойчивость, плавность качки и ряд других. Гармоничное соотношение этих элементов формирует общий визуальный объем судна, дополняемый атрибутами рангоута и такелажа.
Основные архитектурно-конструктивные типы разъездных судов из композитов представлены в таблице 1.
Табл. 1 / Михаил Францев |
Несмотря на существующие тенденции стремления к цельности формы судна, разделение его визуальных объемов на корпус и верхние строения позволяет сформировать гармоничный внешний облик судна и расставить необходимые композиционные акценты. Поэтому общий вид современных судов складывается из форм корпуса и верхних строений.
Корпус, в свою очередь, условно можно разделить на подводную часть, почти незаметную наблюдателю, и надводный борт. Форма подводной части корпуса и прилегающей к ней части надводного борта определяется функциональным назначением судна, особенностями его движения, необходимостью обеспечения определенных мореходных качеств. Гидростатические и гидродинамические закономерности определяют форму указанных элементов корпуса в несопоставимо большой степени, чем эстетические соображения.
Рис. 1. Трехуровневая компоновка современного судна из композитов Общий вид со снятой крышей надстройки и планы палуб / Михаил Францев |
По сложившейся практике, подтвержденной эксплуатацией большого количества однокорпусных судов, как правило, для подводной части корпусов судов водоизмещающего режима применяются круглоскулые обводы, для глиссирующих судов – остроскулые обводы. Режим движения в большой степени определяет архитектурно-компоновочную схему судна, придавая больший или меньший динамизм его облику. Композиционными центрами надводного борта являются носовая и кормовая оконечность судна. Эти элементы корпуса в большой степени определяют эстетическое восприятие всего корпуса в целом. При их проектировании объединяются в сложный комплекс вопросы остойчивости, ходкости и мореходности, эстетические закономерности распределения визуальных объемов, а также условия обитаемости.
Рис. 2. Глиссирующее прогулочное судно (Великобритания) полностью из композиционных материалов со средним расположением верхних строений, кормовым расположением МО, гребными винтами, подруливающими устройствами. Внешний вид / Михаил Францев |
Верхние строения, связанные по сравнению с корпусом меньшими функциональными зависимостями, являются визуальным объемом, существенно более насыщенным композиционными элементами. С точки зрения художественной выразительности, верхние строения могут доминировать в форме судна. Формообразование верхних строений в большой степени определяет их остекление, которое является мощнейшим композиционным центром, в ряде случаев подчиняющим себе восприятие всего объема судна. С композицией верхних строений, как правило, связаны также рангоут и такелаж судна.
Малое судно положительно воспринимается человеком, благодаря своим небольшим размерам, соизмеримыми с его собственными размерами. Масштаб объемов малого судна для человека более комфортен, привычен и уютен. Одним из важных требований, предъявляемых к проекту малого судна, является выверенное, рациональное заполнение его внутреннего пространства, оптимальная организация внутренних объемов с точки зрения эргономики.
Композиты различного типа являются наиболее пластичными, с точки зрения формы. Особенности их создания обусловливают применение различных вариаций и сочетаний отдельных эстетических элементов при отработке форм корпуса и верхних строений, а также рангоута и других декоративных элементов. Современные технологии компьютерного моделирования позволяют обеспечить реализацию почти любого дизайнерского замысла. В последние годы на основе внедрения новых решений, а также совершенствования существующих конструкций и технологий, идет интенсивный поиск форм малых судов.
Рис. 3. Пример создания восьми судов различного назначения и мощности на базе одного корпуса из композитов / Михаил Францев |
В области архитектурно-компоновочных особенностей современного малотоннажного судостроения из композитов можно отметить две господствующие тенденции. Первой тенденцией является возрождение и развитие традиционных судовых форм, подчеркивающих назначение судна, как объекта для мореплавания. Эти формы, как правило, придаются судам переходного режима. Такие суда получили широкое развитие в странах Европы, Азии и Америки.
Второй тенденцией является придание максимального динамизма облику скоростных судов, заимствование для него определенных декоративных элементов композиции из автомобилестроения.
Форма скоростного судна визуально воспринимается в двух основных положениях: на стоянке или на плаву и при движении в режиме глиссирования. Эти режимы характеризуются различной осадкой корпуса, отсутствием или наличием дифферента и волнообразования. Современные принципы создания формы скоростных судов из композитов предусматривают смещение визуального центра судна в корму от мидель-шпангоута для визуального "уравновешивания" кормового дифферента.
В настоящее время существует определенная тенденция к проработке простых геометрических форм судов из композитов, основанная на углубленном анализе форм природных кристаллов. Такой стиль, когда в формообразовании преобладают простые геометрические поверхности высокого качества, некоторые авторы называют "природным конструктивизмом". Современный стиль скоростных судов из композитов, в ряде случаев, сочетает в себе комбинацию геометрии форм с мягкими скульптурными переходами между объемами.
Форма малого судна образует неразрывное композиционное единство с организацией его внутреннего пространства. В большинстве случаев суда из композитов имеют многоуровневую ступенчатую компоновку, при которой помещения располагаются в корпусе и надстройке. Машинное отделение или моторный отсек располагается на современных судах из композитов в кормовой части корпуса. Пример трехуровневой компоновки скоростного судна из композитов приведен на рис. 1., а пример внешнего вида такого судна на рис. 2. Современные принципы создания интерьеров судовых помещений предусматривают поливариантность использования внутренних объемов судна. В ряде случаев предусматривается создание на базе одного корпуса нескольких вариантов компоновок судовых помещений.
Например, на базе одного корпуса могут быть созданы компоновка судна с открытой палубой и рубкой – убежищем, предназначенная для рыболовства, компоновка судна с открытой палубой и надстройкой для осуществления патрульных функций, а также компоновка судна с надстройкой, когда его палуба одновременно является крышей пассажирских помещений, расположенных в корпусе. Такие суда предназначены для выполнения служебно-разъездных функций и путешествий. Пример создания восьми судов различного назначения и мощности на базе одного корпуса из композитов приведен на рис. 3.
В идеале форма внешнего объема судна обосновывается его внутренней планировкой. При разработке дизайн-проекта современных судов из композитов прослеживается стремление придания им динамичной, рационально заполненной формы со смещенным визуально-композиционным центром в стремлении подчеркнуть быстроходность судна и выгодно выделить его среди других судов.
Однако в ряде случаев встречаются суда, имеющие разобщенные визуально массивные объемы. У таких судов встречаются слишком высокие верхние строения, не соответствующие по форме и размерам габаритам судна, имеющие неоправданно большую площадь остекления, а также нерациональное заполнение внутреннего пространства.
Конкурентная борьба и техническое совершенствование малых судов за рубежом привели к определенной унификации архитектурно-компоновочных и конструктивных решений. Подобно автомобилестроению, здесь происходит взаимопроникновение и заимствование наиболее удачных дизайнерских и конструкторских идей. В ряде случаев малые суда, близкие по размерам, произведенные фирмами, расположенными на разных континентах, незначительно отличаются друг от друга только формой корпуса и палитрой декоративной окраски.
Продолжение следует
Михаил Францев