Технологии двойного назначения в Арктике продиктованы необходимостью. Не только объектам гражданского назначения придается вторая функция, но и наоборот.
У проектируемого атомного ледокола проекта 10510 "Лидер" будет предусмотрена возможность модульной установки с противолодочным, ракетным или артиллерийским вооружением. Благодаря этому атомоход сможет не только круглый год проводить суда по Севморпути, но и вести боевые действия в арктическом регионе.
Как рассказали "Известиям" в главкомате Военно-морского флота, атомоход "Лидер" создается как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируется, что судно может привлекаться для усиления корабельной группировки Северного флота – в зону ответственности последнего входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола планируется размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.
В настоящее время "Лидер" существует в виде макета. Проектированием занимаются ЦКБ "Айсберг" и ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
В корпусе будущего судна — впервые в истории — не будет одинаковых шпангоутов (так называются поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит ледоколу небывалую для его "одноклассников" проходимость во льдах. Благодаря новым техническим решениям "Лидер" сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить "колею" не шире 36 м.
Ранее в интервью "Известиям" главный конструктор ракеты Х-35 корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Николай Васильев рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция "открытой кормы". Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. В кормовой части предусматривается свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей.
Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал, что идея вооружения ледоколов не нова, но с появлением модульных технологий эта концепция выйдет на новый уровень. "На всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка в угрожаемый период артиллерийского вооружения, – отмечает специалист. – Развитие модульных технологий позволит расширить номенклатуру устанавливаемого вооружения. Наиболее
востребованными окажутся модули, предназначенные для решения задач ПВО, однако их еще предстоит создать. У нас уже есть контейнерные "Калибр-К" с крылатыми ракетами, с которыми ледокол фактически превратится в ударный корабль".
Заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, заведующий лабораторией "Шельф" Василий Богоявленский говорит, что в Арктике придается второе назначение не только гражданским объектам и техническим средствам. Ведется работа с Минобороны в части придания военным объектам на Севере дополнительных гражданских научных функций, касающихся проблематики климата и погоды, мерзлотоведения и других научных наблюдений.
Как рассказали "Известиям" в главкомате Военно-морского флота, атомоход "Лидер" создается как гражданское судно. Проект размещения на нем систем вооружения проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Установка боевых модулей возможна только в особый период. На это время планируется, что судно может привлекаться для усиления корабельной группировки Северного флота – в зону ответственности последнего входит вся трасса Северного морского пути, а также арктическое побережье России. В кормовой части ледокола планируется размещать специальные контейнеры с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.
В настоящее время "Лидер" существует в виде макета. Проектированием занимаются ЦКБ "Айсберг" и ФГУП "Крыловский государственный научный центр".
В корпусе будущего судна — впервые в истории — не будет одинаковых шпангоутов (так называются поперечные ребра конструкции, формирующие обводы корпуса). Это обеспечит ледоколу небывалую для его "одноклассников" проходимость во льдах. Благодаря новым техническим решениям "Лидер" сможет преодолевать арктический лед толщиной более 4 м, прокладывая судоходный канал шириной 50 м со скоростью до 10 узлов (около 19 км/ч). Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить "колею" не шире 36 м.
Ранее в интервью "Известиям" главный конструктор ракеты Х-35 корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Николай Васильев рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция "открытой кормы". Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. В кормовой части предусматривается свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей.
Военно-морской эксперт Александр Мозговой рассказал, что идея вооружения ледоколов не нова, но с появлением модульных технологий эта концепция выйдет на новый уровень. "На всех советских атомных ледоколах была предусмотрена установка в угрожаемый период артиллерийского вооружения, – отмечает специалист. – Развитие модульных технологий позволит расширить номенклатуру устанавливаемого вооружения. Наиболее
востребованными окажутся модули, предназначенные для решения задач ПВО, однако их еще предстоит создать. У нас уже есть контейнерные "Калибр-К" с крылатыми ракетами, с которыми ледокол фактически превратится в ударный корабль".
Заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН, заведующий лабораторией "Шельф" Василий Богоявленский говорит, что в Арктике придается второе назначение не только гражданским объектам и техническим средствам. Ведется работа с Минобороны в части придания военным объектам на Севере дополнительных гражданских научных функций, касающихся проблематики климата и погоды, мерзлотоведения и других научных наблюдений.
Источник: Arctic info