Наши репортажи Материалы корреспондентов портала |
Исторически сложилось, что о матросах и офицерах на кораблях всегда думали в последнюю очередь. Поэтому раньше члены экипажа всегда жили в невыносимых условиях. В последнее время ситуация стала меняться. Флоты разных стран пополняются кораблями, на которых, благодаря применению современных технологий, условия жизни моряков изменились в лучшую сторону. Россия не стала исключением — в производстве стали применять зарубежные разработки, но тем не менее проблема быта осталась актуальной. Многие суда так и не дотягивают по уровню до современных требований.
- Сейчас все на кораблях трансформировано и выглядит по-другому. Но, к сожалению, у нас конструкторская мысль, при создании судов, направлена на то, чтобы корабль имел исключительно привлекательный внешний вид, - отмечает директор ООО "Морские комплексные системы" Михаил Моцак. - Но мало кто видит, какие условия для жизни внутри корабля, в которых живут и работаю люди - на надводных постоянно, а на подводных в период нахождения в море.
По мнению экспертов, нужно полностью переосмыслить внутренний дизайн корабельных помещений. Первая попытка уже была предпринята в 2011 году Романом Троценко, бывшим президентом ОСК. Тогда он провел открытый конкурс по созданию внутреннего вида корвета.
- Пришло время взглянуть на это со стороны людей, которые годы проводят внутри этого железа. А это очень трудно морально. И те, кто хотят у нас работать, осознают все тяготы и лишения военной службы. И не перекрыть их ничем — не выплатами дополнительными, ни добавкой к отпуску, потому что здоровье утрачивается один раз и оно не подлежит восстановлению, - заявил Моцак.
Нормальные бытовые условия должны положительно сказаться и на моральном состоянии служащих.
- Конструкторы и командный состав стали обращать внимание на жизнь, существование экипажа, личного состава и офицеров. Но может быть этого не достаточно. Условия на корабле, к сожалению, меняют и психику, и внутреннее состояние человека, - заявил подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, начальник научно-исследовательского отдела профессионально-психологического обеспечения ВУНЦ ВМФ "Военно-медицинская академия им. Н.Г. Кузнецова" Виталий Филюшин. Всё подстраивается под быт и условия проживания. Поэтому бывают и психологические срывы. Невыносимые условия службы, жара, холод, периодические поломки, происходящие в открытом море — все накладывает свои отпечатки.
Многие сравнивают условия жизни российских и иностранных моряков, приводя в пример обстановку на военных кораблях зарубежных ВМС. Однако сопоставлять можно до бесконечности. Гораздо важнее решить проблему в рамках отечественного военно-морского флота.
- За последние два года у нас были внесены существенные изменения и в конструкцию, и в состав оборудования тех помещений, о которых мы говорим. Здесь сделан достаточно большой шаг. Но все-таки, несмотря на то, что эти вопросы мы постоянно поднимаем, все проекты, связанные с улучшением быта, пока остаются на бумаге. Непосредственно в железе мы имеем только две опытные каюты на корвете, работы над которыми велись, к сожалению, без участия проектантов, - рассказал начальник Управления НИИ КиВ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" Сергей Соловьев. - Мировые тенденции должны находить отражение и на кораблях, для того, чтобы люди могли нормально исполнять свои обязанности. На кораблях "Северного ПКБ", "Алмаза" и "Зеленодольского ПКБ" уже внедряются новые технологии. Поэтому можно сказать, что в этом направлении мы движемся вперед.
В связи с этим всплыла и еще одна проблема — отсутствие слаженного взаимодействия в цепочке Заказчик — Проектант — Исполнитель.
- С точки зрения завода, все что нам скажет проектант, и то, что нам скажет заказчик, должно быть сделано. И применение современных материалов, модульной застройки, тем более когда существует схема, по которой нужно сделать все от и до, - утверждает главный строитель ОАО "Северная верфь" Дмитрий Силантьев. - Главное, чтобы все соответствовало проекту, а не происходило так, что проект сначала один, потом приходит предложение, проект начинает меняться, потом оказывается, что это предложение не соответствует требованиям, и проект снова меняется.
- Заказчик диктует свои условия. Может быть совершенно не понимая, что они неправильные. В этом плане и проектанты и эксплуататоры должны мыслить одинаково — на судне должно быть безопасно и комфортно, - отметил Михаил Моцак.
Действительно, заказчик может потребовать установить на корабле даже горючую мебель.
- Материалы в плане обитаемости должны быть хотя бы не горючими, что, к сожалению, у нас не выполнялось никогда, - рассказывает научный сотрудник Управления ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" Игорь Кравченко.- Сейчас вся работа направлена на то, чтобы материалы, из которых делается устанавливаемая мебель, были как минимум негорючими или трудногорючими. К сожалению, не всегда это получается, но работа ведется работа.
По словам Кравченко, в том случае, если на корабле заказчик требует установить мебель из горючих материалов, то он должен предусмотреть дополнительные меры пожарной безопасности.
Напомним, что еще в 2011 году Анатолием Сердюковым, на тот момент занимавшим должность министра обороны России, было утверждено решение, по которому на всех боевых кораблях-новостройках должна быть установлена мебель и санитарно-техническое оборудования зарубежного производства – британской компании StrongBox Marine Furniture. Эксклюзивным представителем иностранной фирмы в России, согласно Решению, стала ООО "Морские комплексные системы".
Мнение |
Директор ООО "Норд-Пульс" Александр Комашко: "Есть решение правительственное, где прописано, что с этого момента нужно устанавливать на все строящиеся и модернизирующиеся корабли английскую стальную судовую мебель, потому что такая применяется в странах НАТО, потому что нужно применять современные материалы и улучшать быт моряков. И покупать ее нужно у одной фирмы - "МКС". Это нарушение законодательства, которое предполагает конкурсный отбор, конкурсное ценообразование. Постановка правильная, но способ решения неверный. К тому же фрегаты и корветы, как глухие клетки, без иллюминаторов. И там появляется еще и металлическая мебель. Там не вылечить грибковые заболевания, кожные, постоянные простудные заболевания, это постоянная вибрация от механизмов". |
В целом участники круглого стола отметили, что сегодня положение у российских моряков не самое тяжелое.
- Все сдвинулось с мертвой точки, пошло проектирование, строительство, модернизация кораблей. Но условия конечно надо делать лучше. Потенциал, благодаря руководителям проектных организаций, есть, - отметил и положительную сторону в этом вопросе заслуженный конструктор РФ Виктор Иванов. - Нужно наладить и преемственность поколений, ведь чтобы обучить конструктора, минимум пять лет надо после института. Также нужно задуматься о береговом обеспечении. Сейчас обитаемость на кораблях, конечно не на "отлично", но в целом удовлетворительная.
Проблемы бортового питания, безопасности применяемых материалов, эргономичности на кораблях, конечно, требуют скорейшего разрешения. Однако, как заверяют эксперты, речь не идет о фешенебельности помещений. Главная задача — сделать условия жизни и труда моряков оптимальными для того, чтобы они смогли качественно исполнять свои обязанности. По словам начальника отдела достройки ОАО "Северное ПКБ" Андрея Лобанова, обитаемость отечественных кораблей не только будет соответствовать мировому уровню, но и будет гораздо выше, потому что все для этого есть.
Анастасия Судникова
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |