На хорошо сваренной подлодке и нырять нестрашно

А если нет?.. Приходит ответ: сварка – неотъемлемая часть судостроительного процесса, который требует к себе такого же внимания, как и другие этапы сборки корабля или судна. И важна тут каждая деталь: и чтобы оборудование хорошее было, и материалы, и квалификация. Обозреваем.
ГДЕ И ЧТО ПРОИЗВОДЯТ

Посмотрим на наиболее заметных производителей (поставщиков) сварочного оборудования и материалов.

1. АО "Государственный рязанский приборный завод" (торговая марка "Форсаж"). На рынке 20 лет, производит современное высокотехнологичное российское оборудование, предназначенное для профессиональной ручной электродуговой, аргонодуговой и полуавтоматической сварки. В наличии широкий спектр инверторных сварочных аппаратов с различными функциональными возможностями, которые позволяют выбрать модель под конкретные задачи.
 
Сварочное оборудование "Форсаж"/ Фото: Корабел.ру

Оборудованием компании пользуются различные судостроительные заводы, а на сайте предприятия можно найти ряд положительных отзывов от "Невского судостроительно-судоремонтного завода", ОАО "Костромского судостроительно-судоремонтного завода", ОАО "Газпром" и др.

Кстати, дислоцируется предприятие в Рязани, однако раздобыть оборудование марки "Форсаж" можно почти в любом городе страны, а сервисы есть и в Москве, и в Казани, и в Сургуте, и в Тюмени, а также в других городах страны.

2. Российская компания "АЛВ Технолоджис" (ATLW) (центральный офис в Москве). Производит уникальное оборудование автоматической сварки как для малой автоматизации, так и для большой (порталы под заказ), позволяющее выполнять тяжелую (большую по объемам) работу на судостроительных и судоремонтных заводах, а также мостостроительных, краностроительных, заводах по производству металлических конструкций с высоким качеством сварного шва.
XXI век пора переходить от тяжелого ручного труда, сопряженного с риском для здоровья, к автоматизации. Сварщик в нашем исполнении становится оператором сварочной машины. Качество и производительность – вот то, что нужно сейчас на сварочном производстве", – "АЛВ Технолоджис" Аркадий Шошенский.
"АЛВ Технолоджис" Аркадий Шошенский. / Фото: Корабел.ру

3. Завод SELMA, расположенный в Симферополе, производит полный спектр оборудования, предназначенного для всех видов электрической сварки и резки металла. Компания производит сварочные трансформаторы, выпрямители, полуавтоматы, автоматические сварные системы с несущими конструкциями для организации механизированного процесса сварки и резки, устройства для аргонодуговой сварки, воздушно-плазменной резки, контактной точечной сварки, а также оборудование для управления контактными машинами, и оборудование для механизированной подготовки кромок для сварки.
"Судостроительные компании сейчас чаще всего хотят того же, чего всегда хочет рынок: качества за наименьшие деньги. Не всегда это возможно, особенно в последнее время, так как цены растут, инфляция поднимается, а конкуренция вынуждает нас оптимизировать процессы", – генеральный директор SELMA Георгий Агаджанян.
 
Сварочное оборудование фирмы SELMA/ Фото: Корабел.ру

Акционерное общество Электромашиностроительный завод "ФИРМА СЭЛМА" – одна из составных частей научно-производственной группы, в которую помимо компании SELMA входят АО "Научно-производственная фирма "Инженерный и технологический сервис" (Санкт-Петербург), и ОАО "ЭСВА" (Калининград).

4. Компания "Высокие технологии в промышленности" наряду с известным брендом EWM поставляет EVOSPARK – оборудование промышленного класса, изготавливаемое в Санкт-Петербурге на "Заводе технологических источников". Удобные сварочные аппараты активно используются на отечественных заводах, просты в эксплуатации и одновременно качественны. Производство электронных плат и металлических элементов корпуса для оборудования расположено в непосредственной близости от завода.
"EVOSPARK понятно российскому сварщику. Все на русском языке. И требования российских сварщиков здесь исполнены лучшим образом. Этим оборудованием пользуются как в гражданских нуждах, так и в оборонном комплексе", – генеральный директор компании "Высокие технологии в промышленности" Тигран Галоян.
 
Генеральный директор компании "Высокие технологии в промышленности" Тигран Галоян / Фото: Корабел.ру

В список предприятий использующих оборудование EVOSPARK входят: Балтийский завод, Невский судостроительно-судоремонтный завод, "Вымпел", Красмаш и др.

5. WeldExpert. Представляет торговую марку EWM. Компания поставляет оборудование под ключ: то есть со всеми включенными процессами, которые есть у EWM. Оборудование может работать как с порошковой проволокой так и со сплошной. Также не имеет значения – будет это наплавка или электродная сварка.
 
Оборудование EWM/ Фото: Корабел.ру
"Идея импортозамещения и локализации в сегодняшних буднях имеет право жить и имеет право развиваться. Но, существуют нюансы: российский продукт не всегда соответствует европейскому уровню", – коммерческий директор WeldExpert Артем Баладин.

6. ООО "Кемппи Россия" порадовала новостью, что в этом году совет акционеров принял решение о локализации Kemppi в России. Компания позиционирует себя как ведущий разработчик в отрасли дуговой сварки, а также на постоянной основе занимающаяся разработкой новых технологий, повышающих качество и производительность труда сварщика. Kemppi поставляет инновационные продукты, цифровые решения и услуги для профессионалов от промышленных сварочных компаний до индивидуальных подрядчиков. Также компания стремится учитывать особенности работы в каждом регионе.
 
Сварочное оборудование KEMPPI/ Фото: Корабел.ру

7. ESAB. Позиционирует себя как мировой лидер в области производства оборудования и расходных материалов для сварки и резки. Компания поставляет широкий ассортимент и сотрудничает с самыми разными предприятиями по всему миру, куда входят не только судостроительные, но и трубопрокатные заводы, автомобилестроение, машинное оборудование и др.
 
Сварочное оборудование ESAB / Фото: Корабел.ру

ESAB оказывает полную техническую и сервисную поддержку. Специалисты компании помогают и установить, и откалибровать, сертифицировать оборудование, и, при необходимости, модернизировать. В том числе программное обеспечение. Качество расходников контролируется и соответствует стандартам качества ЭСАБ. На предприятии есть возможность приобрести восстановленные печатные платы (Exchange Printed Circuit Board), что сокращает издержки на ремонт.


7. Magmaweld – с этой компанией наша беседа развернулась вокруг сварочных материалов. В связи с политикой локализации, сегодня под Петергофом ведется активное строительство завода по производству порошковой проволоки, и уже заканчиваются строительно-монтажные работы, а к концу года, возможно, компания займется пусконаладкой оборудования. На данный момент проволока производится на Ижорском заводе.
 
Сварочная проволока / Фото: Корабел.ру

Актуальные вызовы у производителей сварочного оборудования и материалов

Наряду с внедрением информационных технологий: облака, системы управления сварочным производством и т. д. в первую очередь стоит обратить внимание на стиль мышления сотрудников, без изменения которого будет довольно-таки проблематично говорить об инновациях.
"Нам сложно переходить ко всему новому в такой консервативной отрасли, как сварка. Нужно проводить большую работу с сотрудниками. Информационными технологиями должны заниматься молодые ребята, для которых словосочетание "Интернет вещей" не что-то особенное, которые в этом разбираются. А у нас пока не так много молодых специалистов на предприятиях допускаются к таким важным задачам", – генеральный директор ООО "Кемппи Россия" Евгения Дмитриева.
 
Генеральный директор ООО "Кемппи Россия" Евгения Дмитриева. / Фото: Корабел.ру

Инерция, свойственна, конечно, не только области сварки и судостроения, но и почти любому виду производства, не является чем-то кардинально негативным. Консерватизм помогает избежать внедрения непротестированных технологий. С другой стороны – когда речь идет о самом банальном страхе перед "инопланетным", непривычным, нужно через это пробиваться. Евгения Дмитриева считает, что несмотря ни на что, нужно просто продолжать заниматься своим делом, но привлекать к тестированию новых решений молодое поколение, которое в области цифровизации объективно разбирается лучше.

На в чем-то схожей позиции стоит генеральный директор "АЛВ Технолоджис" Аркадий Шошенский, в процессе нашей беседы повторивший неоднократно слово "автоматизация". На его взгляд она должна заменить ручной труд на 90%. Конечно же, это произойдет не в одночасье, а в перспективе лет так 50-ти, однако на этой мысли остановились многие спикеры. Тем более, что труд сварщика – сложный и опасный для здоровья.
 
Фото: Корабел.ру

Аркадий Шошенский также задел довольно-таки важную тему ультразвукового контроля, которая достигла уровня близкого, а порой и такого же, как рентген и гамма-контроль. Не имея ограничений по вредности, ультразвук может стать удачной заменой на всех этапах сварочного производства от входного контроля металла до контроля шва.
"Мы как раз разрабатываем собственную систему автоматизации ультразвукового контроля, позволяющую перейти от вчерашнего подхода, когда контролер вручную в плохих условиях проверяет длинные, огромные конструкции, к цифровому протоколу. Такая система к тому же сохраняет навсегда информацию на сервере в памяти устройства, и в спорных моментах оказывается полезной", – "АЛВ Технолоджис" Аркадий Шошенский.
 
Аркадий Шошенский с коллегой из Альянсва сварщиков Северо-Запада Николаем Аверкиным / Фото: Корабел.ру

Интересная разработка есть в багаже немецкой компании EWM, которую на выставке-конференции "НЕВА 2021" представляли и WeldExpert, и "Высокие технологии в промышленности". Xnet позволяет объединить большое количество сварочных аппаратов EWM или другого производителя в единую сеть, что по итогу позволяет наблюдать за процессом в живом времени и регулировать его при необходимости. Например, задать параметры сварки или ограничить права сварщика, если это требуется. А по итогу даже посмотреть на то, какой расход сварочных материалов на предприятии.

Система состоит из модуля, который либо встраивается в аппарат, либо устанавливается в виде дополнительного блока на оборудование другого производителя. Связь осуществляется при помощи wi-fi (промышленные точки доступа), либо через LAN. Собранная информация находится на локальном сервере предприятия.
"Когда продаешь оборудование уровня EWM, как-то не приходится беспокоиться о проблемах с ним. Если продавать более дешевое оборудование, то возникают нюансы. Знаю, что есть поставщики, у которых заказывают пять аппаратов, а они ставят шесть. Шестой, как вы понимаете, для ремонта. С одной стороны – хорошо, с другой – это показатель уровеня оборудования, которое они продают", – коммерческий директор WeldExpert Артем Баладин.
Коммерческий директор WeldExpert Артем Баладин. / Фото: Корабел.ру

Порадовала техника компании EVOSPARK. Российское оборудование отличается технологичностью и простотой в использовании: буквально при помощи нажатия горелки сварщик может вызвать нужный режим, а не копаться в различных подменю. EVOSPARK, как и другие компании, взаимодействует с заказчиками и прислушивается к их запросу, тем самым шаг за шагом модернизируя свое оборудование.

EVOSPARK идет в ногу с современными тенденциями, и их техника позволяет доводить уровень сварщика до необходимого. Схожую технологию можно встретить у EWM. Действует это таким образом, что настройки сварочного оборудования просто не позволяют сварщику ошибиться. Надо сказать, что технология отчасти спорная. Ведь если горелка способна сделать из не очень опытного сварщика – профессионала, то невольно возникает вопрос: "А зачем тогда сварщику учиться?". Но генеральный директор компании "Высокие технологии в промышленности" Тигран Галоян на такое хитрое замечание, отметил, что сварщику все равно нужно учиться, так как сварить небольшой шов на тренировочных болванках – это одно, а выдавать качественный продукт весь рабочий день – совсем другое.
 
Сварочное оборудование SELMA / Фото: Корабел.ру

Самые последние разработки генеральный директор SELMA Георгий Агаджанян не выдал, однако отметил, что компания старается находиться в XXI веке и двигаться в ногу со временем. На сегодня SELMA много работает в инверторных технологиях. По сравнению с предыдущими трансформаторными решениями, инверторы облегчают конструкцию, соответственно, машина становится легче, компактнее, меньше потребляет энергии.

Затронул Георгий Агаджанян и вопрос того самого оборудования, которое бы дорабатывало за сварщика. С его слов, часть судостроительных предприятий хотят простое и надежное оборудование, часть всё-таки склоняется к высокотехнологичному. В связи с этим возникает вечный вопрос соотношения качества и цены, а цены последнее время только растут. Зато конкуренция и инфляция заставляют искать наиболее оптимальное решение.

Отдельного внимания заслуживает производство материалов для сварки. Те, кто пытается организовать на территории России локализованное производство, сталкивается с нечестной конкуренцией. Как это происходит? Вместо того, чтобы открывать завод, вкладывать туда миллионы, выстраивать бизнес-процессы, рисковать, можно просто скататься за границу, как следует закупиться, например, порошковой проволокой... и, перемотав её с больших катушек на малые, продавать, словно отечественный продукт.

Таможенный барьер на порошковую проволоку в 15% легко компенсируется при помощи заявки на всех конкурсах, что продукт – российский. То есть, бумаги, как оказалось, доказывающие, что заграничный продукт отечественный, получить более чем возможно. Каков результат? У тех, кто вкладывается в производство на территории России, возникает разумный вопрос: "А зачем так стараться, если можно схалтурить?"
"Получается, что мы не выигрываем ничего, хотя у нас 50 человек работает на производстве проволоки, здесь, в Санкт-Петербурге. А когда мы спрашиваем закупочные комиссии судостроительных заводов, как такое возможно, нам отвечают, что нет инструкции, согласно которой они должны проверять: честно локализованный продукт или нет. Мы, говорят нам, не прокуроры. Если хотите – куда-нибудь жалуйтесь. А куда я могу пожаловаться, я тоже не знаю", – Magmaweld, генеральный директор Андрей Гавшинский.
Magmaweld, генеральный директор Андрей Гавшинский / Фото: Корабел.ру

На такой же позиции стоят и коллеги из Симферополя.
"Очень часто этим компаниям даже получается получать документы о том, что они отечественные производители. Но, надо отметить, последнее время Правительство и Минпромторг стали уделять этому вопросу внимание, и все сложнее и сложнее получить документацию о том, что ты являешься отечественными производителем. SELMA, кстати, таких проверок не боится", – генеральный директор SELMA Георгий Агаджанян.
 
Генеральный директор SELMA Георгий Агаджанян / Фото: Корабел.ру

Похожая ситуация была в отечественном автопроме, когда на заводах, условно говоря, только колеса прикручивали и руль вставляли, и называли все это – российским производством.

Вторая сторона вопроса – китайские сварочные материалы. Несмотря на рост цен на металл и заградительные российские пошлины, их материалы продолжают выигрывать в цене. На самом деле все очень просто – китайское правительство компенсирует своим производителям потери, чтобы не потерять позиции на рынке.
 
"Хотелось бы, чтобы в связи с этим и наш Минпромторг поддержал продвижение российских материалов. При этом хочу отметить, что они уже немало делают, но и Китай не спит", – коммерческий директор Magmaweld Андрей Ганжела.

Третья грань – пресловутое соотношение цены и качества.

Видеосюжеты по теме:
1. Сварочное оборудование для судостроения;
2. Импортозамещение и конкуренция в области сварочного оборудования и материалов;
3. Тренды сварочной индустрии: смогут ли роботы вытеснить ручной труд?
"ЭСАБ", ООО Москва
+7 (495) 663-20-08
"Государственный Рязанский Приборный Завод", АО Рязань
+7(4912)298-453
"Фирма СЭЛМА - Электромашиностроительный завод", АО Симферополь
+7 (978) 728-88-58, +7(3652)58-30-60
"Кемппи Россия", ООО Москва
+7 (495) 240-84-03
"АЛВ Технолоджис", ООО Москва
+7(495)532-85-50
"МагмаВэлд СПБ", ООО Санкт-Петербург
+7 (812)271 12 60
"Weld Expert", ООО Калининград
+7 (4012) 63 21 98
"Высокие технологии в промышленности", ООО Котельники
+7 (495) 645-16-82



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Глава ФГУП "Атомфлот" отметил символизм названия нового МСАТО
14:38 / судостроение
рекламаПодписка 2025