Порты Черного моря находятся в сложной системе взаимозависимости. С одной стороны, между ними есть соперничество за грузопотоки, с другой — наблюдается определенная специализация. "Корабел.ру" уже писал о том, чем живет и как видит свое будущее Новороссийский морской торговый порт. Сегодня у нас в гостях начальник отдела логистики грузинского Батумского морского порта Павел Алефиренко.
— Давайте сразу начнем с наиболее актуальной для всех портов Черноморского региона темы. В 2014 году динамика перевозок начала резко ухудшаться в связи с политическим и экономическим кризисом в Причерноморье. Как эта ситуация отразилась на Батумском морском порте?
Павел Алефиренко |
— А с пассажирскими перевозками как дела?
— Здесь ситуация иная, это гораздо более чувствительный сегмент перевозок, и нестабильная политическая ситуация в Черноморском регионе крайне негативно на нем отражается. На сегодняшний день заходы круизных судов почти на нуле. Батумский морской порт совместно с департаментом туризма Аджарии придерживаются стратегии развития круизного туризма Аджарии. В рамках этой стратегии наряду с другими вопросами стоял и вопрос о реабилитации пассажирских причалов №10 и №11. Эту задачу порт успешно решил в текущем году. Однако надо отметить, что если нестабильная обстановка на Украине будет сохраняться, привлечение международных круизных линий на Черном море останется весьма проблематичным.
— Тем не менее, судя по данным, приведенным на вашем сайте, количество судозаходов в прошлом году вновь стало расти. Как вы это объясняете? И можно ли сохранить такой тренд?
— Действительно, был небольшой рост судозаходов. Это обусловлено, в основном, ростом паромных переправ. На сегодняшний день курсирует две паромных линии: Варна — Ильичевск — Батуми и Бургас – Новороссийск – Батуми.
Однако ситуация на сухогрузном рынке оставляет желать лучшего. Новое руководство порта работает в этом направлении, и, по прогнозам, улучшение будет, но не такое резкое, как нам бы хотелось. Касательно паромных переправ, надо сказать, что это растущий сегмент перевозок на Черном море.
Батумский морской порт |
— У вас налажено пассажирское сообщение с Сочи. Можете рассказать поподробнее, как оно работает? Какое судно ходит, с какой регулярностью, сколько стоят билеты?
— На сегодняшний день в направлении Сочи ходит одна "комета" Express Line, единственная "комета" в Грузии. Запустили в мае. К сожалению, последние три года "комета" ходит только посезонно, летом, потом приходится останавливать. Билет стоит 250 лари (6 256 руб. - прим. ред.).
Пока "комета" ходит один раз в неделю по четвергам. В плане организации проблем нет, слаженно работает таможенная служба. Единственная сложность: так как судно специфическое (стоит на "крыльях"), оно требует частого технического осмотра.
— Какое-то время назад был широко анонсирован проект Транскаспийского международного транспортного маршрута. Насколько я помню, Батумскому порту там отведена чуть ли не решающая роль.
— С 2014 года ООО "Батумский морской порт" является участником Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута между Китаем, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Турцией, Украиной, Болгарией и Румынией. Задача комитета состоит в привлечении транзита, проведении согласованной политики в области установления тарифов на перевозки грузов (сквозных ставок), развития инфраструктуры и создания совместного интегрированного логистического продукта. Главное преимущество транспортного коридора – это доставка грузов из Китая в страны Европы в течение 10-12 дней.
— А за счет чего такая скорость, учитывая, что грузы потребуется перегружать в порту?
— За счет новой технологии взаимодействия между железными дорогами, водными путями и портами по пропуску контейнерных поездов сообщением Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция/Украина/Болгария – страны Европы. Эта технология определяет порядок взаимодействия между логистическим оператором, перевозчиком, смежными транспортными инфраструктурами (подъездными путями), морскими портами и владельцами паромных переправ государств-участников.
Технология базируется на принципах максимально возможного сокращения времени следования транзитных контейнерных поездов, применения предварительного и своевременного обмена информацией и взаимодействия с таможенными органами в "международных смешанных перевозках", а также соблюдения порядка оформления перевозочных документов и выполнение финансовых обязательств, связанных с организацией перевозок.
Благодаря ей будет обеспечена стабильная скорость контейнерного поезда в 1100 км/сутки, минимизировано время на перегруз контейнеров и портовых операций для бесшовного курсирования.
— Когда этот контейнерный поезд начнет ходить?
— Демонстрационный рейс с 20 контейнерами уже прошел в январе 2016 года по маршруту Европа – Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай через паромные переправы: порт Ильичевск – порт Батуми и порт Баку (Алят) – порт Актау.
— А на регулярной основе?
— Пока на регулярной основе поезд не запущен. Но по этому поводу проводятся заседания за круглым столом, на которых участники ТМТМ обсуждают наболевшие вопросы, рассматривают разные варианты по увеличению оперативности поставок грузов по назначению. Все в процессе выработки.
Батумский морской порт |
— В феврале порт начал дноуглубительные работы. Какие глубины вам требуются и для каких судов они будут подходить? Какая техника привлекается?
— Дноуглубление в порту Батуми проводилось с февраля по март. Работы произвела компания "DLEX Trade Consult" LTD при помощи землесосного теплохода "Milford". Из акватории порта было вывезено 186121 м3 грунта, что позволит принимать более крупнотоннажные суда. По окончании работ были зафиксированы глубины в пределах 11,5 — 12 м. Это подходит для судов типа "Хендисайз", "Хендимакс" и "Панамакс". Последний раз подобные дноуглубительные работы порт Батуми проводил 40 лет назад.
— Сколько стоил этот проект?
— На проект портом Батуми было затрачено примерно 500 тыс. долларов.
— Какие еще проекты могут быть реализованы на территории порта в ближайшие годы? Планируется ли строить новые терминалы или модернизировать существующие?
— Строительство новых терминалов не намечается, так как у порта Батуми нет соответствующей дополнительной территории. Порт очень близко расположен к городу, и нет возможности работать в этом направлении.
— Как выстраиваются ваши взаимоотношения с железной дорогой? Традиционно стыковка с рельсами — это "узкое место" для логистики многих портов. Как решен этот вопрос у вас?
— Руководство порта тесно работает с руководством Грузинской железной дороги в плане привлечения в коридор дополнительных грузовых объемов. При рассмотрении новых направлений совместно проводится рассмотрение логистики.
— В Грузии сейчас строится новый порт Анаклия. Когда он заработает и какими параметрами будет обладать? До какого предела дойдет грузооборот?
— Реализацией этого проекта занимается консорциум "Анаклия", состоящий из двух холдингов — американская компания "Конти" и грузинская "ТБС". Согласно презентации директора консорциума Левана Ахвледиани, строительство порта начнется в 2017 году. Проект будет сдаваться по фазам. В 2020 году порт начнет функционировать. В 2024 году наступит вторая фаза развития, которая закончится в 2030 году, после чего порт сможет принимать 1,5 млн TEU. Общая проектная мощность порта 100 млн тонн.
В параллельном режиме будет развиваться инфраструктура ГЖД, чтобы способствовать бесперебойному пропуску грузов в направлении Анаклии. Капиталовложение — 2,5 млрд долларов. Максимальная глубина порта будет 16 м, что даст возможность принимать контейнерные суда более 10 тыс. TEU.
Батумский морской порт |
— По идее, когда порт Анаклия заработает в полную силу, туда должна уйти часть потоков из Батуми. Не переживаете по этому поводу?
— Здесь неоднозначная ситуация. Мнение экспертов о том, повлияет ли проект Анаклия на работу портов Поти и Батуми, различно. Одни считают, что порт Анаклия рассчитан на новые контейнерные потоки из Китая и не будет конкурировать с историческими грузопотоками остальных портов. Другие высказывают опасения, что все-таки новые масштабные инфраструктурные возможности порта Анаклия повлияют на себестоимость перевозки и грузы пойдут через новое направление.
— Я так понимаю, что вы рассчитываете на первый вариант?
— Да, мы исходим из того, что основным грузопотоком для порта Анаклия будут контейнерные грузы из Китая, которые на сегодняшний день транспортируются, в основном, из китайских портов через океан. Строительство нового порта нас не пугает. Более того, мы его приветствуем, поскольку в итоге, после осуществления данного проекта, у Грузии появится шанс полномасштабно использовать свой транзитный потенциал и создать уникальный логистический хаб в регионе.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
Резервы есть, конкурентов нет (о Новороссийском морском торговом порте)
"Такого порта в Европе просто нет!" (о Санкт-Петербургском пассажирском порте "Морской фасад")