Комиссия создана в октябре 2023 года для реализации проекта "Речные магистрали", разрабатываемого Минтрансом в рамках поручения президента России о развитии пассажирских перевозок по внутренним водным путям, в том числе формировании условий для создания межрегиональных операторов таких перевозок.
В обсуждении приняли участие представители Минтранса и Минэкономразвития, Росморречфлота, администраций субъектов РФ, руководители региональных транспортных ведомств, представители перевозчиков и судостроительных компаний.
По словам Виталия Савельева, проводимая Минтрансом работа полностью соответствует параметрам Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
"В стратегии также поставлена задача создания единого оператора на опорной речной сети в европейской части России. Практический опыт формирования межрегиональных операторов пассажирских перевозок, модель которых предстоит выработать, послужит решению этой задачи", – подчеркнул глава Минтранса.
По информации главы транспортного ведомства, при условии реализации мер поддержки отрасли к рубежу 2030 года пассажирские перевозки по внутренним водным путям должны возрасти до 19 млн человек, что более чем в два раза превысит показатель 2022 года.
"Успешное достижение этой цели возможно лишь при активном участии регионов. Ускоренное развитие судоходства, опорной сети внутренних водных путей и ликвидация ее инфраструктурных "узких мест" являются ключом к достижению этого показателя", – подчеркнул Виталий Савельев.
Участники заседания обсудили вопрос субсидирования из федерального бюджета части затрат на перевозку пассажиров по межрегиональным маршрутам, сообщает пресс-служба Министерства транспорта РФ.
Как напомнил заместитель министра транспорта Александр Пошивай, работа созданной комиссии направлена на выработку механизмов государственной поддержки, координацию деятельности участников проекта и выработку согласованных позиций.
На первом этапе работы комиссии прорабатывается реализация проекта "Речные магистрали" в Нижегородской области, Республике Татарстан и Чувашской Республике. Основной акцент в работе будет сделан на развитии новых туристических направлений, развитии мультимодальных пассажирских перевозок, разгрузке автомобильных и железнодорожных дорог в часы пик, выходные и праздничные дни.
Для реализации первого этапа проекта необходимо обеспечить субсидирование из федерального бюджета операционных расходов. При этом государственная поддержка капитальных расходов будет осуществляться за счет предоставления льготных лизинговых платежей.
Минтранс России на основании данных судоходных операторов, работающих в регионах Приволжья, сформировал финансовую модель потребности в необходимых судах в рамках первого этапа проекта "Речные магистрали", прогнозных показателей их деятельности с учетом действующих условий лизинга в отношении пассажирских судов и уровня операционных расходов.
Александр Пошивай отметил, что в 2023 году по данным судоходных операторов более 75 % межрегиональных рейсов по Волге осуществлялись в туристических целях. В связи с этим субъектам предлагается определить объемы выполняемых субсидируемых работ, сформировать финансово-экономическое обоснование, предмет субсидирования с целью дальнейшей проработки Минэкономразвития совместно с Минтрансом вопроса выделения субсидий. Аналогичный механизм уже реализован в рамках федерального проекта "Генеральная уборка". В частности, Росморречфлот получает средства федерального бюджета в отношении удаления затонувшего имущества и доводит их до региона.
Представители субъектов, перевозчиков и судостроительных заводов рассказали об основных задачах, реализуемых в рамках первого этапа проекта "Речные магистрали". Также на заседании затронут вопрос внесения изменений в программу льготного лизинга пассажирских судов с целью опережающего строительства четырех скоростных пассажирских судов для использования в Республике Татарстан.