Первый вопрос задала главред журнала "Российская Арктика" Змиева Кира заместителю Министра транспорта РФ Пошивай Александру.
- В 2022 году был принят план развития северного морского пути до 2035 года, в который вошли более 150 мероприятий. Большой блок закреплен за министерством транспорта. Расскажите о работе вашего ведомства, в части реализации курируемых пунктов этого плана.
- Прежде всего, это создание железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево, а также ЖД подходы к нему. Данный проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО "Газпром", ОАО "РЖД" и АО "Корпорация развития". Координатором строительства железной дороги выступает Росжелдор. Также ведется подготовка к строительству СШХ-2. Предполагается вовлечение существующей ЖД инфраструктуры ПАО "Газпром" протяженностью 572 километра и создание нового участка длиной 172 километра до границ порта "Сабетта". Совместно с ФКО "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" был заключен государственный контракт на строительство морского перегрузочного комплекса для доставки сжиженного природного газа в Камчатском крае. В рамках развития аварийно-спасательной инфраструктуры заключены госконтракты на строительство Глобальной морской системы связи при бедствии на трассах Северного морского пути. Это береговая станция "Диксон" службы НАВТЕКС. И на реконструкцию объектов инфраструктуры базы технического обслуживания северного филиала Морспасслужбы. Утвердили комплексный план из восьми блоков о развитии Архангельского транспортного узла до 2035 года. Ключевым мероприятием для исполнения плана стал создание плана глубоководного районного морского порта Архангельска. Предполагаемый срок окончания строительства - 2031 год. От себя добавлю, Архангельск всегда был для нас, после Мурманска, самым важным портом в Арктической зоне. С помощью правительства Архангельской области в следующем году мы сформируем пул инвесторов, что позволит нам реализовать самый главный проект - создание нового терминала.
- Я так понимаю продолжит тему Джиоев Захарий Тенгизович руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта. Какую работу проводит Росморречфлот для развития Северного морского пути?
- Безусловно основным является план развития Севморпути. Работа идет в двух основных направлениях это - развитие инфраструктуры морских портов за пределами Северного морского пути и обеспечение безопасности судоходства. В первую очередь это строительство и работа аварийно-спасательного флота и служб. На западном берегу Кольского залива в рамках концессионного соглашения идет строительство угольного терминала "Лавна" мощностью 18 миллионов тонн. Оно необходимо для развития Мурманского транспортного узла также как и строительство железной дороги и подъездных путей. В этом году завершается строительство перегрузочного комплекса СПГ в районе губы Уга. Его мощность составит более 20 миллионов тонн в год. В Нарьян-Маре реализуются проекты по перевалке метанола из стабильного газового конденсата мощностью более двух миллионов тонн.
- Я бы хотела задать вопрос директору Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Кабакову Борису Анатольевичу. Расскажите о перспективах развития импортозамещения в судостроительной отрасли в части производства оборудования морской техники, а также судоремонта в регионах АЗРФ. Какие новые меры поддержки планируются для поддержания судостроения сегодня?
- Хотел напомнить, что 2014 году, когда была первая волна санкций, мы говорили, что 30% судового комплектующего оборудования, мы заменим в принципе без проблем. Это производится у нас. Для замещения следующих 30% нам необходимы определенные финансовые средства. И говорили о том, что остальные 30% мы замещать не будем, а будем покупать в других странах мира. После 24 февраля прошлого года с теми 30%, которые мы не планировали замещать в 2014 году, нам пришлось проводить серьезную работу. Нужно формировать рынок для того, чтобы наши отечественные производители судового комплектующего оборудования понимали, что они могут складывать деньги и надеяться, что их оборудования будут брать. Для решения проблемы этих 30% ключевого комплектующего судового оборудования, которое раньше у нас не выпускалось, в конце прошлого года мы выпустили постановление №1872. Это авансовая субсидия, стимулирующая серийный выпуск судового комплектующего оборудования. Мы сейчас очень часто слышим, что находимся в серьезных условиях, под санкциями. Летом мы обсуждали в какой ситуации оказались, на сегодняшний день ситуация стала ещё жёстче. Очень много предложений по типу: "давайте отменим постановление №719, где сможем, там и возьмем нужное оборудование и будем применять его на наших судах и морской технике". Но у нас есть глубокое убеждение, что этого делать нельзя ни в коем случае. Соскочив с одной иглы мы сядем на другую. Те производители, которые поверили в наш рынок, к сожалению, окажутся не у дел. По постановлению №1872 на данный момент работаю 37 предприятий: 64 вида судового комплектующего оборудования, которое раньше не выпускалось. Сейчас коллеги активно работают над выпуском этого оборудования. Понятно, что эти меры - не финансовые. Потому что мы подталкиваем судовладельцев на использование отечественного оборудования непосредственно по постановлению №719. Все меры финансовой господдержки завязаны на требовании этого постановления. Нам всем вместе с вами удалось убедить Минфин в том, чтобы на судоремонт установить нулевую ставку НДС. Естественно мы разработали такую схему вместе Минфином: на 7 лет заключается организационное соглашение, предприятие подписывает с Минпромторгом этот документ и в течение 7 лет 20% от объема судоремонта и реализации услуг он вкладывает в модернизацию своего предприятия. Честно говоря, по-моему, мы поднимали этот вопрос еще в начале 10-х годов. Сейчас он получил свое развитие. Кроме того, понимая в какой непростой ситуации оказались судостроительные предприятия, когда внезапно иностранные поставщики отказали в поставке того оборудования, которое было законтрактовано и профинансировано, сейчас разработали проект постановления, упрощающий возможность переноса срока государственного контракта. Меры поддержки предприятий межотраслевые: это Фонд развития промышленности, промышленная ипотека. Этими мерами может воспользоваться любое предприятие, но в основном это касается льготного кредитования.
- У меня вопрос к заместителю председателя правления – директору по морским операциям, судоходству и логистике ПАО "НОВАТЭК". Как изменится на СМП с запуском трех технологических линий проекта "Ямал СПГ"?
- После запуска третьей очереди завода "Арктик СПГ-2" одновременно в восточном секторе Арктики будет осуществляться плавание 15 газовозов. Строительство крупнотоннажных морских сооружений и завод по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа (ОГТ) обеспечит стабильную грузовую базу для перевозок по Северному морскому пути.
- Я бы хотела обратиться к старшему вице-президенту – руководителю Блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО "ГМК Норильский никель" Дубовицкому Сергею Александровичу. Какой вам видится роль бизнеса в комплексном развитии Арктики?
- Если ответить просто, роль бизнеса и крупных компаний в Арктике - инвестировать в крупные проекты, совместно с государством инвестировать в общую инфраструктуру. Хороший пример - программа реновации жилищной и социальной инфраструктуры Норильска.
Также на пленарной сессии "Государственная политика по развитию Арктики" выступали генеральный директор Архангельского целлюлозно-бумажного комбината Дмитрий Игоревич Зелёв, заместитель губернатора Архангельской области Алексей Владимирович Алсуфьев и директор ФАНУ "Восточный центр государственного планирования" Кузнецов Михаил Евгеньевич.