Елена Тищенко выразила мнение всей рабочей группы, занимающейся морской логистикой. Исходя из трендов цифровой экономики они заметили, то, что раньше производилось за счет эффекта масштаба, сегодня можно передать в цифровом виде, например конструкторские документы. Тренд производить максимально близко к потребителю будет нарастать.

Традиционный логистический коридор из Шанхая в Роттердам и обратно существует уже 100 лет. По нему гуляют 13,4 триллиона долларов, из которых пять или семь % - это фрахт. То есть стоимость грузоперевозок - примерно один триллион долларов. Логистический рынок необычен за счет того, что условно из юго-востока уходит x товаров, а обратно лишь 0,6х товаров. Ключевым фактором для окупаемости контейнерной линии является обратная грузовая загрузка. Рассчитывать на европейскую грузовую базу на обратный путь крайне опрометчиво, потому что на их пять главных логистических операторов ее не хватает. Рассчитывать на неизменность линии тоже не приходится. Рынки смещаются к странам большого юга (север и восток Африки, юго-восточное побережье, ближний тихоокеанский регион). Все, что можно печатать и производить близко уйдет в развитые рынки, а там где формируется грузовая база или новые точки роста будет происходить реорганизация транспортных коридоров. Севморпуть оказывается близко к транспортным коридорам и промышленным центрам.
Мы традиционно смотрели на глобальные вызовы с точки зрения продажи углеводородов, руд или леса. Мировой рынок углеводорода - три триллиона. Российская Федерация продавала на 400 миллиардов. Сейчас прочерчиваются совершенно новые рынки при условии использования нового транспортного коридора. Это рынки: кибербезопасности, логистических платформ, органического питания, зерна и воды намного превысят то, что мы раньше рассматривали в нефтегазе.
Как выходят на эти рынки? Шесть крупнейших логистических игроков жесточайше конкурируют между собой, но есть необычное правило обратной грузовой загрузки. Китай в 2017 сформировал новую контейнерную линию и вошел в топ-пять за пять лет. Обратная грузовая база в нашем случае ЛПК, потенциально сформирует 60 % грузопотока Севморпути. Это один из элементов формирования независимой линии. Второе, на рынке передовых технологий сами технологии слишком дорогие, чтобы мы заполнили этот коридор. Нужно производить 400 миллиардов долларов в северных субъектах РФ и приближенных к ним, чтобы мы вообще могли говорить о потенциале независимой контейнерной линии. Такие проекты всегда делаются совместно. Крупнейшие конкуренты Ford и Tayota объединяются для формирования беспилотного транспортного коридора, но не с привычной точки зрения слияния и поглощения, а координации и балансировки скорости разворачивания технологий, стандартов, работы на определенных сегментах рынка. У нас тоже есть прекрасные логистические решения от Яндекса, который уходит сейчас в карго-перевозки
С экономической точки зрения СМП нужен для международной торговли. Цена доставки одного контейнера морем намного дешевле чем при ЖД или авиа перевозке. Для контейнерной перевозки 75 % грузовой базы сформировано определенным типом товаров. У нас это древесина, продукты химической промышленности, руды, механизмы и продукты. Все это потенциально есть в северных субъектах арктической зоны РФ. Рабочая группа пришла к выводу: одного Севморпути не хватит. Должны быть прочерчены юг и север рокады. Что будет, когда реализуется грузовая мультимодальность между РЖД, реками и морем? Произойдет разгрузка Питерского узла, поэтому его необходимо будет чем-то дозагрузить. Отдельный вопрос, что войдет обратной грузовой загрузкой из тихоокеанского региона или стран северной Африки, Ближнего Востока? Возможно это будет машиностроение. Традиционно его возят через Санкт-Петербург или через Владивосток на Москву.
Это сложнейшая челночная дипломатия с точки зрения пожеланий и барьеров
Необходима координационная повестка балансировки многих игроков, для того чтобы стандартизировать не только технологии, но и бизнес-модели. Когда появляется порт, то одновременно появляется грузовая база, а это разные скорости разворачивания конструкций, инвестиционные программы, акционеры и бизнес-модели. У этой ситуации есть и преимущество, условно типовое производство позволит сократить затраты. Окупаемость можно осуществить только при комплексном подходе, в котором учитываются все этапы производства и функционирования объектов логистической цепочки.