В сентябре в Санкт-Петербурге проходила юбилейная, 15-я выставка "НЕВА-2019", на которой дебютировала компания "АВТ Моторс" - авторизованный дистрибьютор компании FPT Industrial в России. Итальянский производитель моторов FPT Industrial известен любому россиянину в первую очередь грузовиками Iveco, однако это не мешает ему участвовать в развитии судостроения. Наша редакция поговорила с заместителем генерального директора "АВТ Моторс" Иваном Брыжахом о том, чем занимается компания, какие реализовала проекты в российском судостроении и что вообще, по его мнению, происходит на отечественном рынке судового двигателестроения.
- Иван, чем занимается "АВТ Моторс" на российском рынке судостроения? Какие продукты и услуги предлагаете?
- "АВТ Моторс" – группа компаний, является дилером известных брендов среди коммерческого транспорта и грузовиков IVECO, DAF, HINO, моторных масел Petronas, Shell, Лукойл, а также является дистрибьютором компании FPT Industrial. Сектор FPT Industrial является двигателестроительным подразделением в группе CNH. CNH – это большой холдинг, в который входят бренды Iveco – многим знакома по грузовикам, FPT – производитель автомобильных, промышленных, сельскохозяйственных, морских двигателей для всей группы и для открытого рынка. Также в холдинг входят компании, производящие сельскохозяйственную и пожарную технику (Сase, New Holland, Magirus, Astra и др.).
То есть CNH объединяет достаточно крупных производителей различного промышленного оборудования, выпускающих миллионы двигателей в год в общем объеме по миру.
Судовое направление занимает три-четыре процента от общего объема. Основными направлениями для CNH являются грузовики и сельскохозяйственная техника — это экскаваторы, комбайны, дорожно-строительное оборудование. И FPT производит двигатели для всех этих секторов, адаптируя силовые агрегаты под каждую технику. То есть существует базовый мотор и созданные на его базе порядка 30 модификаций под различный секторы промышленности. Такая унификация дает преимущество во взаимозаменяемости компонентов двигателей на комбайнах, тракторах, грузовиках, электростанциях. Это и делает рыночную стоимость двигателей конкурентоспособной.
Мы же, "АВТ Моторс", являемся авторизованным дистрибьютором компании FPT Industrial на российском рынке. Наша компания занимается промышленным и судовым направлением, а также поставляет электростанции и двигатели для различной спецтехники. "АВТ Моторс" обеспечивает поставки, техническую поддержку, сервис, гарантийное и постгарантийное обслуживание.
На морском рынке наш модельный ряд представлен двигателями мощностью от 85 до 1000 лошадиных сил, от 63 до 735 кВт. Это высокооборотные двигатели с механическими и электронными системами впрыска. Все двигатели достаточно компактные, с высокотехнологичными узлами и компонентами, обеспечивающие высокие характеристики. Двигатели применяются как на коммерческих судах для профессионального использования, так и для прогулочных скоростных судов.
Они достаточно конкурентоспособные, потому что при их производстве постоянно применяются новые технологии в соответствии с постоянными требованиями экологических и технологических стандартов. Завод всегда разрабатывает модификации двигателей, чтобы соответствовать появляющимся новым экологическим нормам и меняющимся условиям рынка.
Из-за норм Marpol FPT ведет постоянную оптимизацию новых продуктов. За последние три года завод выпустил новую модификацию 16-литрового двигателя, новые версии 6,7-литрового двигателя. Сегодня у нас есть несколько моделей, которые являются лучшими в своем классе, так как у конкурентов просто нет таких мощностей в данных типоразмерах.
Допустим, мотор 6,7 литра, обеспечивающий мощностью 570 л.с. В то время, как у ближайших конкурентов — 450-480 л.с. Это является оптимальным вариантом для скоростного флота, где требуются компактные размеры, высокая скорость и мощность.
- Как давно FPT находится на российском рынке судостроения?
- Именно в рамках работы "АВТ Моторс" мы начали с 2011 года. С этого года был подписан первый официальный контракт. Сегодня у нас есть довольно большой технический центр в Москве, в Краснодаре и целое подразделение в Санкт-Петербурге, которое занимается морским направлением.
Изначально двигатели производились под брендом Iveco Motors и Aifo. C 2012 года Iveco Motors переименовалась в FPT (FIAT Powertrain Technologies). Наша компания начала активно продвигать моторы FPT, как продолжение бренда IVECO Motors, так как в стране продукцию мало кто знает. Ведь на рынке есть раскрученные бренды, которые пришли на рынок еще в 90-х годах.
- Какие были поставки с 2011 года по сегодняшний день? Вы ориентированы на новострой или работаете по модернизации флота?
- Есть заказы и по модернизации, и по новострою, однако в основном работаем с новым флотом. В качестве примера, мы активно поставляем двигатели для коммерческих судов, которые обеспечивают прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Это суда проектов Мойка, Фонтанка судоходных компаний "Аква-Экскурс", "Смольнинское Пароходство", "Русское Море" и т.д.
За все время в рамках работы "АВТ Моторс" в Россию было поставлено более 500 двигателей. Не только для судостроения, но и для электростанций, для насосов. В рамках морских – более 200 единиц моторов мы поставили на российский флот.
- Иван, более 200 машин — это понятная цифра. Очень интересно послушать, с какими заводами и компаниями вы работали. Тем более, вы затронули скоростной флот, может, двигатели FPT стоят или будут стоять на новых СПК?
- Сегодня не стоят, но мы сейчас ведем переговоры с ЦКБ имени Алексеева. Не по "Кометам", а "Валдаям". В данный момент идет поиск двигателей для данного проекта среди ряда производителей. И моторы FPT выступают как перспективный вариант, так как у нас и по массе самый легкий мотор, и по габаритам идеально подходит. Поэтому до конца года ЦКБ по СПК должно определить двигатель, который будет установлен на "Валдаях".
- Мы сами бывали на "Валдае", соглашусь, что там габариты двигателя играют важную роль. Надеемся, что выбор машины будет сделан взвешенно и справедливо. Отражаются ли на вашей работе западные санкции?
- На фоне санкций сейчас идет очень сильный передел рынка. То, что раньше работало стабильно и стандартно, уже не работает. У многих верфей были привычные основные поставщики, с которыми они много лет работали. Ситуация немного поменялась. Допустим, Caterpillar вообще уходит из отечественного судостроения, потому что вопрос санкций стоит достаточно серьезно, независимо от того, какой это флот — гражданский или военный.
Многие заводы испытывают проблемы, ищут других поставщиков, ищут альтернативы. Наша продукция актуальна для гражданского судостроения, на нее не наложены никакие запреты. Если по проекту гражданского судна наши моторы могут подойти, то мы участвуем и предлагаем свои решения без ограничений.
- А нет ли случайно разговоров по локализации производства двигателей на территории России?
- В Набережных Челнах есть крупноузловая сборка тракторов группы CNH. Там используются двигатели FPT, 9-литровая серия Cursor. Возможно, в будущем дело будет за локализацией двигателей.
- Похожая ситуация происходит с "Палфингером": компания открыла завод по производству сухопутных манипуляторов в Башкирии. Там же локализовали производство и морских кранов. История, по идее, может быть вполне похожая.
- У нас есть некий полуфабрикат. Мы имеем как собственно судовые двигатели, так и судовые двигатели для вспомогательных дизель-генераторов. Сегодня мы ведем переговоры с нашими партнерами по прототипному проекту. Мы — поставщики двигателей, а партнеры производят на базе него конечный продукт российского производства с импортными комплектующими. Это для нас некая локализация.
FPT производит двигатели и для промышленных сухопутных дизель-генераторов. Они в большом объеме используются в производстве электростанций ярославской компанией "Дизель", которая является одним из самых крупных производителей дизель-генераторов в России. Наша фирма совместно с "Дизелем" планирует первую поставку судового двигателя для дизельной электростанции, чтобы в будущем компания "Дизель" наладила производство вспомогательных дизель-генераторов для судов.
- Иван, вы с 2008 года на российском судостроительном рынке, что вообще происходит в сфере двигателестроения в нашей стране? Какие тренды наблюдаются? Куда все движется?
- На сегодняшний день ситуация на рынке достаточно сложная. Есть сложности и с поставщиками, и с судостроением, потому что гражданское судостроение практически не развивается. Преимущественно идут государственные и гособоронзаказы. Развивается крупнотоннажное судостроение, куда мы просто не попадаем со своей линейкой. Наша линейка двигателей (до 1000 л.с.) используется для скоростного и вспомогательного флота.
Рынок сложный с учетом того, что все государственные заказы сейчас переходят и работают по 275-му ФЗ, по казначейским счетам. Это достаточно сильно усложняет рынок. Многие компании не готовы даже принять участие, потому что есть риск, что свои деньги ты получишь только через большой промежуток времени, если вообще получишь. Либо нужно иметь достаточно серьезные инвестиции, чтобы за свои деньги производить продукт, поставлять его и, в конечном итоге, в сложно прогнозируемом сценарии, получить денежные средства за этот продукт. Поэтому многие компании просто не выживают на этом рынке, а должны быть достаточно серьезные запасы, подкожный жир, который позволяет инвестировать в эти проекты и поставлять их на длительное плечо.
- Вы сказали о малотоннажном судостроении. Сейчас же активно развивается программа "квот под киль", причем со всех сторон. Строят и небольших "рыбаков" — на "Верфи братьев Нобель", под Калининградом по проекту КБ "Адомат". Вы не собираетесь выходить на этот рынок?
- В настоящее время мы прорабатываем с рядом КБ возможность участия в проектах рыбопромысловых судов. Скажем так, пока присматриваемся к этому рынку. Да, это малотоннажный флот, но для двигателей FPT эта мощность находится буквально в верхней планке. Там моторы близки к 1000 лошадиных сил, а у нас как раз самый мощный — это двигатель такой мощности. Он, к слову, совершенно новый, производство судового исполнения запустили в прошлом году. С 2014 года этот двигатель выпускался для сельскохозяйственной техники — больших комбайнов и тракторов. Затем двигатель вышел на генерацию, начались поставки производителям электростанций. Буквально с 2018 года запустили производство двигатели в маринизированной версии, и она вышла достаточно успешной. Именно ее мы пытаемся предлагать для "Валдаев", "рыбаков" и другого флота, потому что этот двигатель является лидером среди всех конкурентов 16-литровых моторов.
- Иван, а вы сами близки к судостроению?
- Судостроение - мой основной интерес. Я руковожу всем этим направлением. Конечно, у меня есть несколько сфер деятельности, но морская отрасль моя самая любимая, потому что она самая интересная. Плюс ко всему, именно с судостроения началась моя работа, и вот уже более 10 лет я развиваюсь на этом рынке. Энергетические установки и работа с ними вызывают у меня некий драйв.
- Как прошла "НЕВА 2019"? Были ли достигнуты какие-то соглашения или заключены договора?
- Это был наш дебют. Мы впервые на "НЕВЕ", как "АВТ Моторс", так и FPT. В целом моторы вызвали огромный интерес у посетителей и экспонентов. Мы надеемся, что результат обязательно будет с учетом проведенных переговоров и активности посетителей. Наша цель была показать, что у FPT есть конкурентный продукт для судостроения и в России он имеет поддержку и сервис в лице "АВТ Моторс".
- Как скоро мы встретим моторы FPT на еще большем количестве российских судов?
- Моторы FPT уже стоят на многих судах и убежден, что объем будет увеличиваться с каждым годом, а наше участие в "НЕВЕ" станет регулярным.
Материалы по теме:
"В России двигателестроение - мертво" (интервью с главой компании Perpetuum-Mobile)
"Двигателестроительные заводы России могут удовлетворить все потребности наших флотов" (интервью с замдиректора предприятия "Волжский дизель")
"КМЗ готов серийно производить судовые двигатели!" (статья о перспективном производстве судовых двигателей коллективом КМЗ)
"Только государство может помочь отечественному судовому двигателестроению" (интервью с заместителем директора по коммерции Алтайского завода дизельных агрегатов)
Перемены на заводе "ЗВЕЗДА" - дождутся ли корабли своих двигателей? (статья о переходе завода "ЗВЕЗДА" под контроль группы "Синара")
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отечественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Какие новинки готовит "Русэлпром"? (интервью с главным конструктором компании "Русэлпром")
"Доля импортных двигателей на российских судах снижается" (интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром")
- "АВТ Моторс" – группа компаний, является дилером известных брендов среди коммерческого транспорта и грузовиков IVECO, DAF, HINO, моторных масел Petronas, Shell, Лукойл, а также является дистрибьютором компании FPT Industrial. Сектор FPT Industrial является двигателестроительным подразделением в группе CNH. CNH – это большой холдинг, в который входят бренды Iveco – многим знакома по грузовикам, FPT – производитель автомобильных, промышленных, сельскохозяйственных, морских двигателей для всей группы и для открытого рынка. Также в холдинг входят компании, производящие сельскохозяйственную и пожарную технику (Сase, New Holland, Magirus, Astra и др.).
То есть CNH объединяет достаточно крупных производителей различного промышленного оборудования, выпускающих миллионы двигателей в год в общем объеме по миру.
Судовое направление занимает три-четыре процента от общего объема. Основными направлениями для CNH являются грузовики и сельскохозяйственная техника — это экскаваторы, комбайны, дорожно-строительное оборудование. И FPT производит двигатели для всех этих секторов, адаптируя силовые агрегаты под каждую технику. То есть существует базовый мотор и созданные на его базе порядка 30 модификаций под различный секторы промышленности. Такая унификация дает преимущество во взаимозаменяемости компонентов двигателей на комбайнах, тракторах, грузовиках, электростанциях. Это и делает рыночную стоимость двигателей конкурентоспособной.
Иван Брыжах, заместитель генерального директора "АВТ Моторс" / Корабел.ру |
Мы же, "АВТ Моторс", являемся авторизованным дистрибьютором компании FPT Industrial на российском рынке. Наша компания занимается промышленным и судовым направлением, а также поставляет электростанции и двигатели для различной спецтехники. "АВТ Моторс" обеспечивает поставки, техническую поддержку, сервис, гарантийное и постгарантийное обслуживание.
На морском рынке наш модельный ряд представлен двигателями мощностью от 85 до 1000 лошадиных сил, от 63 до 735 кВт. Это высокооборотные двигатели с механическими и электронными системами впрыска. Все двигатели достаточно компактные, с высокотехнологичными узлами и компонентами, обеспечивающие высокие характеристики. Двигатели применяются как на коммерческих судах для профессионального использования, так и для прогулочных скоростных судов.
Они достаточно конкурентоспособные, потому что при их производстве постоянно применяются новые технологии в соответствии с постоянными требованиями экологических и технологических стандартов. Завод всегда разрабатывает модификации двигателей, чтобы соответствовать появляющимся новым экологическим нормам и меняющимся условиям рынка.
Из-за норм Marpol FPT ведет постоянную оптимизацию новых продуктов. За последние три года завод выпустил новую модификацию 16-литрового двигателя, новые версии 6,7-литрового двигателя. Сегодня у нас есть несколько моделей, которые являются лучшими в своем классе, так как у конкурентов просто нет таких мощностей в данных типоразмерах.
Допустим, мотор 6,7 литра, обеспечивающий мощностью 570 л.с. В то время, как у ближайших конкурентов — 450-480 л.с. Это является оптимальным вариантом для скоростного флота, где требуются компактные размеры, высокая скорость и мощность.
- Как давно FPT находится на российском рынке судостроения?
- Именно в рамках работы "АВТ Моторс" мы начали с 2011 года. С этого года был подписан первый официальный контракт. Сегодня у нас есть довольно большой технический центр в Москве, в Краснодаре и целое подразделение в Санкт-Петербурге, которое занимается морским направлением.
Изначально двигатели производились под брендом Iveco Motors и Aifo. C 2012 года Iveco Motors переименовалась в FPT (FIAT Powertrain Technologies). Наша компания начала активно продвигать моторы FPT, как продолжение бренда IVECO Motors, так как в стране продукцию мало кто знает. Ведь на рынке есть раскрученные бренды, которые пришли на рынок еще в 90-х годах.
Стенд "АВТ Моторс" на "НЕВЕ-2019" / Корабел.ру |
- Какие были поставки с 2011 года по сегодняшний день? Вы ориентированы на новострой или работаете по модернизации флота?
- Есть заказы и по модернизации, и по новострою, однако в основном работаем с новым флотом. В качестве примера, мы активно поставляем двигатели для коммерческих судов, которые обеспечивают прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Это суда проектов Мойка, Фонтанка судоходных компаний "Аква-Экскурс", "Смольнинское Пароходство", "Русское Море" и т.д.
За все время в рамках работы "АВТ Моторс" в Россию было поставлено более 500 двигателей. Не только для судостроения, но и для электростанций, для насосов. В рамках морских – более 200 единиц моторов мы поставили на российский флот.
- Иван, более 200 машин — это понятная цифра. Очень интересно послушать, с какими заводами и компаниями вы работали. Тем более, вы затронули скоростной флот, может, двигатели FPT стоят или будут стоять на новых СПК?
- Сегодня не стоят, но мы сейчас ведем переговоры с ЦКБ имени Алексеева. Не по "Кометам", а "Валдаям". В данный момент идет поиск двигателей для данного проекта среди ряда производителей. И моторы FPT выступают как перспективный вариант, так как у нас и по массе самый легкий мотор, и по габаритам идеально подходит. Поэтому до конца года ЦКБ по СПК должно определить двигатель, который будет установлен на "Валдаях".
- Мы сами бывали на "Валдае", соглашусь, что там габариты двигателя играют важную роль. Надеемся, что выбор машины будет сделан взвешенно и справедливо. Отражаются ли на вашей работе западные санкции?
- На фоне санкций сейчас идет очень сильный передел рынка. То, что раньше работало стабильно и стандартно, уже не работает. У многих верфей были привычные основные поставщики, с которыми они много лет работали. Ситуация немного поменялась. Допустим, Caterpillar вообще уходит из отечественного судостроения, потому что вопрос санкций стоит достаточно серьезно, независимо от того, какой это флот — гражданский или военный.
Многие заводы испытывают проблемы, ищут других поставщиков, ищут альтернативы. Наша продукция актуальна для гражданского судостроения, на нее не наложены никакие запреты. Если по проекту гражданского судна наши моторы могут подойти, то мы участвуем и предлагаем свои решения без ограничений.
Стенд "АВТ Моторс" на "НЕВЕ-2019" / Корабел.ру |
- А нет ли случайно разговоров по локализации производства двигателей на территории России?
- В Набережных Челнах есть крупноузловая сборка тракторов группы CNH. Там используются двигатели FPT, 9-литровая серия Cursor. Возможно, в будущем дело будет за локализацией двигателей.
- Похожая ситуация происходит с "Палфингером": компания открыла завод по производству сухопутных манипуляторов в Башкирии. Там же локализовали производство и морских кранов. История, по идее, может быть вполне похожая.
- У нас есть некий полуфабрикат. Мы имеем как собственно судовые двигатели, так и судовые двигатели для вспомогательных дизель-генераторов. Сегодня мы ведем переговоры с нашими партнерами по прототипному проекту. Мы — поставщики двигателей, а партнеры производят на базе него конечный продукт российского производства с импортными комплектующими. Это для нас некая локализация.
FPT производит двигатели и для промышленных сухопутных дизель-генераторов. Они в большом объеме используются в производстве электростанций ярославской компанией "Дизель", которая является одним из самых крупных производителей дизель-генераторов в России. Наша фирма совместно с "Дизелем" планирует первую поставку судового двигателя для дизельной электростанции, чтобы в будущем компания "Дизель" наладила производство вспомогательных дизель-генераторов для судов.
- Иван, вы с 2008 года на российском судостроительном рынке, что вообще происходит в сфере двигателестроения в нашей стране? Какие тренды наблюдаются? Куда все движется?
- На сегодняшний день ситуация на рынке достаточно сложная. Есть сложности и с поставщиками, и с судостроением, потому что гражданское судостроение практически не развивается. Преимущественно идут государственные и гособоронзаказы. Развивается крупнотоннажное судостроение, куда мы просто не попадаем со своей линейкой. Наша линейка двигателей (до 1000 л.с.) используется для скоростного и вспомогательного флота.
Рынок сложный с учетом того, что все государственные заказы сейчас переходят и работают по 275-му ФЗ, по казначейским счетам. Это достаточно сильно усложняет рынок. Многие компании не готовы даже принять участие, потому что есть риск, что свои деньги ты получишь только через большой промежуток времени, если вообще получишь. Либо нужно иметь достаточно серьезные инвестиции, чтобы за свои деньги производить продукт, поставлять его и, в конечном итоге, в сложно прогнозируемом сценарии, получить денежные средства за этот продукт. Поэтому многие компании просто не выживают на этом рынке, а должны быть достаточно серьезные запасы, подкожный жир, который позволяет инвестировать в эти проекты и поставлять их на длительное плечо.
- Вы сказали о малотоннажном судостроении. Сейчас же активно развивается программа "квот под киль", причем со всех сторон. Строят и небольших "рыбаков" — на "Верфи братьев Нобель", под Калининградом по проекту КБ "Адомат". Вы не собираетесь выходить на этот рынок?
- В настоящее время мы прорабатываем с рядом КБ возможность участия в проектах рыбопромысловых судов. Скажем так, пока присматриваемся к этому рынку. Да, это малотоннажный флот, но для двигателей FPT эта мощность находится буквально в верхней планке. Там моторы близки к 1000 лошадиных сил, а у нас как раз самый мощный — это двигатель такой мощности. Он, к слову, совершенно новый, производство судового исполнения запустили в прошлом году. С 2014 года этот двигатель выпускался для сельскохозяйственной техники — больших комбайнов и тракторов. Затем двигатель вышел на генерацию, начались поставки производителям электростанций. Буквально с 2018 года запустили производство двигатели в маринизированной версии, и она вышла достаточно успешной. Именно ее мы пытаемся предлагать для "Валдаев", "рыбаков" и другого флота, потому что этот двигатель является лидером среди всех конкурентов 16-литровых моторов.
|
|
- Иван, а вы сами близки к судостроению?
- Судостроение - мой основной интерес. Я руковожу всем этим направлением. Конечно, у меня есть несколько сфер деятельности, но морская отрасль моя самая любимая, потому что она самая интересная. Плюс ко всему, именно с судостроения началась моя работа, и вот уже более 10 лет я развиваюсь на этом рынке. Энергетические установки и работа с ними вызывают у меня некий драйв.
- Как прошла "НЕВА 2019"? Были ли достигнуты какие-то соглашения или заключены договора?
- Это был наш дебют. Мы впервые на "НЕВЕ", как "АВТ Моторс", так и FPT. В целом моторы вызвали огромный интерес у посетителей и экспонентов. Мы надеемся, что результат обязательно будет с учетом проведенных переговоров и активности посетителей. Наша цель была показать, что у FPT есть конкурентный продукт для судостроения и в России он имеет поддержку и сервис в лице "АВТ Моторс".
- Как скоро мы встретим моторы FPT на еще большем количестве российских судов?
- Моторы FPT уже стоят на многих судах и убежден, что объем будет увеличиваться с каждым годом, а наше участие в "НЕВЕ" станет регулярным.
Материалы по теме:
"В России двигателестроение - мертво" (интервью с главой компании Perpetuum-Mobile)
"Двигателестроительные заводы России могут удовлетворить все потребности наших флотов" (интервью с замдиректора предприятия "Волжский дизель")
"КМЗ готов серийно производить судовые двигатели!" (статья о перспективном производстве судовых двигателей коллективом КМЗ)
"Только государство может помочь отечественному судовому двигателестроению" (интервью с заместителем директора по коммерции Алтайского завода дизельных агрегатов)
Перемены на заводе "ЗВЕЗДА" - дождутся ли корабли своих двигателей? (статья о переходе завода "ЗВЕЗДА" под контроль группы "Синара")
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отечественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Какие новинки готовит "Русэлпром"? (интервью с главным конструктором компании "Русэлпром")
"Доля импортных двигателей на российских судах снижается" (интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром")