Зависимость от импорта привела к дефициту судового оборудования на верфях. Вся судостроительная отрасль в течение многих лет занималась постройкой судов из иностранных комплектующих. В качестве выхода можно рассматривать несколько способов действий: применение сухопутного оборудования для нужд кораблестроителей – маринизация; использование оборудования собственного производства из запасов Министерства обороны – конверсия; создание новых продуктов для этого рынка – инжиниринг, но самый простой на сегодня способ – это поиск новых путей к поставщикам за границей и все тот же импорт. Последний, по мнению специалистов отрасли, является самым эффективным. Об этом пишет РБК.
В числе мер поддержки, предлагаемых государством, имеются финансовые, в частности – субсидии на уплату процентов, лизинг гражданских судов и льготное финансирование. А благодаря внутриотраслевым мерам, размещая заказы и субсидируя строительство, государство обеспечило заказами такие предприятия, как ПАО "Находкинский судоремонтный завод", АО "Восточная верфь", АО "Хабаровский судостроительный завод". Каждое получило заказ на строительство от 2 до 8 рыболовных и краболовов. Суммарный объем инвестиций оценивается в 26 млрд рублей и до полумиллиарда – на компенсацию стоимости дорожающих материалов.
Сегодня строится 302 судна, в частности, заказы на 16 из 41 краболовов, строящихся в России, размещены на верфях Дальневосточного федерального округа.
"Решения о выделении средств приняты совсем недавно, но до конкретных адресатов деньги еще не дошли. Из озвученного перечня мер поддержки мы не обнаружили ничего, что бы полностью удовлетворяло запросам нашего предприятия. Одна из серьезных проблем, к которой мы давно пытаемся привлечь внимание федеральной власти, является выявленное ограничение налоговой системы, а именно: в действующей редакции Налогового кодекса РФ имеется существенный правой казус в части возмещения "входящего" НДС непосредственно для предприятий, осуществляющих строительство рыболовных судов. Стоимость контрактов между верфями и заказчиками и авансирование строительства по ним осуществляется по ставке НДС 0%. При этом верфи, в процессе исполнения контрактов, закупают комплектующие, материалы и услуги для строительства с применением ставки НДС 20% и не имеют право на возмещение "входящего" НДС в процессе строительства судов. Таким образом, при портфеле заказов в 14 млрд руб. верфи вынуждены привлекать дополнительное финансирование в объеме свыше 2 млрд руб. на срок до 5 лет", – рассказала заместитель директора по экономике и финансам ПАО "Находкинский судоремонтный завод" Мария Панёк.
Как ранее писал KORABEL.RU, 2023-2027 годах построят 260 судов: 119 грузовых, 73 пассажирских, баржи и другие суда. Инвестиционная программа оценивается в 231 млрд рублей, из которых 136 млрд рублей будут выделены из Фонда национального благосостояния, еще 85 млрд рублей привлечены с рынка.
Отдельно стоит вопрос разработки и создания собственных аналогов морского оборудования.
"Разработка оборудования требует наличия на предприятии конструкторского бюро и соответствующей опытно-производственной базы, чего у 99% судостроителей просто нет", – рассказал начальник организационного отдела АО "Восточная верфь" Владимир Калинич.
По мнению участников отрасли, решением было бы финансирование в комплексе с недавно предложенным Минпромторгом пакетом стандартизованных проектов, обеспеченных всем необходимым. В таком случае судостроители избавятся от необходимости искать агрегаты и приборы, а будут использовать гарантированно имеющиеся, заказчик же получит необходимые суда.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|