На территории ДФО функционирует 59 пунктов пропуска. В 2022 году Дальний Восток, по данным ФТС России, фактически стал самой крупной зоной международных перевозок и перевалки товаров. Рост объемов импорта составил более 50%. По оценкам Минэкономразвития России, прогноз грузопотока по всем транспортным коридорам России к 2030 году оценивается на уровне 678 млн тонн, из которых 383 млн тонн (57 %) будет обеспечен восточным транспортным коридором.
На восточное направление приходится более половины (55%) от всего грузооборота России, к 2030 году доля увеличится до 57%. В том числе это и грузы резидентов дальневосточных ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) – 44 млн тонн сегодня и рост до 137 млн тонн к 2030 году.
В 2022 году через пункты пропуска в ДФО перевезено 257,2 млн тонн грузов (+7,5 % по сравнению с 2021 годом). За период с 1 января 2023 по 1 марта 2023 года прирост грузопотока по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил +22,5%. При этом показатель текущих мощностей дальневосточных пунктов пропуска составляет более 300 млн тонн. Это означает, что еще имеются резервы пропускной способности.
Вместе с тем, потребность резидентов преференциальных режимов и общая тенденция укрепления логистических цепочек на восточном направлении диктуют необходимость увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Утверждёнными дорожными картами международных транспортных коридоров установлен целевой показатель провозной способности Восточного полигона к 2030 году в 210 млн тонн.
85% грузопотока обеспечивает работа морских пунктов пропуска, и 14% груза оформляется через железнодорожные пункты пропуска. При этом наибольшие проблемы наблюдаются в автомобильных пункты пропуска.
По итогам обсуждения вице-премьер дал ряд поручений. Дано поручение ФТС России разработать и внести в правительство России предложения по упрощению таможенных процедур.
"Мы сегодня работаем медленнее, чем наши коллеги в Китае. В результате скапливаются очереди. Это сказывается на ритме внешнеэкономической деятельности. Я попросил таможенную службу такую работу провести и внести предложения", – пояснил Юрий Трутнев.
Минтрансу России совместно с ОАО "РЖД" и дальневосточными регионами поручено обеспечить синхронизацию мероприятий по реконструкции пунктов пропуска с планами развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь автомобильной и железнодорожной, сообщает Корпорация развития Дальнего Востока.