Северный морской путь будет покрыт сетью мобильных измерительных точек. Необходимо также оснастить такими комплексами 30 арктических судов, пишет "Страна РОСАТОМ".
"Наша установка на основе лидара — лазера, сканирующего пространство, — видит сквозь тьму, метель и туман. Полупрозрачные дождевые капли, к примеру, она пробивает спокойно", — рассказал заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов.
Ледовую обстановку необходимо знать для выбора оптимального маршрута, говорит капитан ледокола "Урал". Это важно для поддержания скорости атомохода. Повышается качество проводки, безопасность мореплавания в ледовых условиях.
"В реальном времени мы снимаем значения пяти параметров ледовой обстановки, — рассказывает главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. — Носовой блок измеряет сплоченность льда, то есть долю свободной от покрова воды на рассматриваемой площади, и торосистость — высоту ледяных глыб. Боковые — толщину льда. Кормовой — ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана".
В ближайшем будущем такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Севморпути, которую госкорпорация "Росатом" реализует по поручению правительства в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути". В нее войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.
Напомним, что из федерального бюджета в 2023 и 2024 годах на разработку и запуск цифровой экосистемы Северного морского пути будет выделено 3,8 млрд рублей.