"Н.В. Гоголь" - история парохода-ветерана

Вот уже более ста лет старейший российский пароход-колёсник выходит на просторы Северной Двины. Летняя навигация 2019 года стала 108-й в биографии речного ветерана.

Сегодня "Н.В. Гоголь" - это единственное российское судно в своем классе, которое продолжает использоватся на речных магистралях. И все благодаря бережной заботе корабелов "Звездочки".
 

Открытка с пароходом "Н.В.Гоголь"


История легенды

Легендарный пароход был построен на заводе "Красное Сормово" в 1911 году. В том же году пароход вышел в свою первую навигацию на линию Вологда - Архангельск, а затем Котлас - Архангельск. "Н.В. Гоголь" пользовался спросом, тем более в то время это было самое современное пассажирское судно Российской Империи. На его борту имелась библиотека, буфет с огромным ассортиментом угощений и напитков. По сохранившимся документам известно, что блюда на нем были высшего класса: из семги и осетрины, телятины и баранины, тетерева и рябчика. Были даже такие, которые известны только гурманам, например марешаль из дичи, маседуан из французских фруктов и многое другое. 

Пассажиры первого и второго класса могли с помощью звонка вызвать в каюту официанта или горничную. И только для них, состоятельных пассажиров, был допуск на верхнюю палубу. Пассажиры третьего класса размещались в условиях значительно хуже, порой они даже сидели на бревнах. 
 

"Н.В.Гоголь" у Архангельского морского-речного вокзала / Александр Кукарников


Пароходу довелось принять участие в Гражданской войне и интервенции на Севере. В 1918 году он был национализирован советской властью, а летом того же года на его палубе был установлен пулемет. Находясь в распоряжении председателя Архангельского губисполкома Павлина Виноградова, "Н.В. Гоголь" выполнял особые поручения от командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение боеприпасов и продовольствия, а также выполняя роль плавгоспиталя для 6-й армии.

В Великую Отечественную войну, в 1942 году, экипаж парохода объявил себя фронтовым, добиваясь безусловного перевыполнения всех планов и обязательств, а после ее окончания вновь вернулся к привычным рейсам по Северной Двине от Архангельска до Котласа, перевозя пассажиров и различные грузы. 

Нельзя не упомянуть и то, что в 1930-х годах, во время капитального ремонта, пароход был удлинен, а в 1950-х его котлы были переведены на мазут.
 

Пароход "Н.В.Гоголь" в доке предприятия "Красная Кузница" / Виталий Вашуткин


В 70-х годах, когда на реках страны уже появились более совершенные пассажирские суда, а пароходы-колесники постепенно списывались, "Н.В. Гоголю" подвернулась удача - он был приобретен машиностроительным предприятием "Звездочка" для организации отдыха своих работников. Несмотря на свой возраст, судно с каждым годом становилось все современней и современней: обновлялись системы связи, навигации, проводился косметический ремонт помещений. Но даже сегодня, в 2019 году, его сердцем до сих пор остается паровая машина, установленная сормовскими судостроителями в далеком 1911 году.
 

"Н.В.Гоголь" (Снимок из собрания библиотеки Конгресса США) / Brumfield, William Craft


Настоящее время

В настоящее время пароход закреплен за доко-водно-такелажным цехом №22 завода "Звездочка". Этот цех - лицо предприятия. Он первым встречает у приемного буя корабли, он же их провожает в моря. Стоит отметить, что на днях флотилия цеха пополнилось новым судном - буксиром "Садко", построенным на заводе "Пелла" под Санкт-Петербургом. 

Сегодня "Н.В. Гоголь" занимает достойное место в числе достопримечательностей Поморья, став одним из брендов Архангельской области. Причем, в отличие от других музейных судов, пароход не встал и пока не собирается вставать к месту вечной стоянки, а продолжает служить по назначению, выполняя не только туристические, но и представительские функции. На его борт поднимались видные деятели культуры, спорта, политики, дипломаты, представители европейских королевских фамилий. И записи в книге гостей свидетельствуют о том, что гости не остались равнодушными к уникальному пароходу.
 

"Н.В.Гоголь" в районе Верхней Тоймы / Никита Прохоров


Туристические маршруты

Каждую летнюю навигацию "Н.В.Гоголь" выполняет туристические рейсы по Северной Двине. В настоящее время выполняются короткие трех- или четырехдневные круизы по маршруту Архангельск - Брин-Наволок, с посещением Антониево-Сийского монастыря, Холмогор и Ломоносова. Но наиболее востребованным вариантом являются двух- и девятичасовые прогулочные рейсы по акватории Северной Двины. В среднем в течение летнего сезона осуществляется порядка 50 таких рейсов. Также довольно часто на судне проходят различные корпоративные мероприятия - семинары, совещания, свадьбы и т.д.



С вопросом о динамике пассажиропотока мы обратились к генеральному директору компании "Помор-Тур" Сергею Никулину. По его словам, за последние несколько лет динамика примерно одинаковая. За сезон пароход перевозит порядка 6500 - 7000 человек. Туркомпания и судовладелец в постоянном поиске новых маршрутов и программ на борту судна. В 2018 году впервые в России стали проводить на борту судна в период прогулочного рейса пенный фестиваль "Пароход - фест". В нем принимают участие различные пивоварни Архангельской области, музыкальные коллективы. В течении двух лет на данных маршрутах аншлаг. В 2019 году запустили новый маршрут Архангельск - Северодвинск, но, к сожалению, 23 июля 2019 года поступил запрет на его выполнение по чисто бюрократическим причинам.
 

На борту парохода "Н.В.Гоголь" / Центр судоремонта "Звездочка"


Сложности туризма в Поморье

К сожалению, есть и определенные сложности в организации туристических маршрутов. Наиболее продолжительный маршрут, который выполнялся архангельской компанией "Помор-тур" - речной круиз "Из века в век" по маршруту Архангельск - Котлас - Сольвычегодск. Продолжительность его составляла 8 дней / 7 ночей, с остановками в поселке Брин-Наволок, Красноборске, Верхней Тойме, Котласе и Сольвычегодске. Также, по словам гендиректора компании "Помор-Тур" Сергея Никулина, в 2014 году из за низкого уровня воды "Н.В. Гоголь" не смог пройти по маршруту, а его возобновление крайне сложно, так как на всем протяжении реки Северная Двина от Архангельска до Котласа отсутствуют причалы, пристани и остановочные пункты для подхода судна и осуществления безопасной высадки пассажиров.

Закрытие маршрута "Из века в век" оказалось не единственной сложностью для "Н.В. Гоголя" и туризма Архангельской области. В 2019 году появился новый маршрут Архангельск - Северодвинск - Архангельск. Он вызвал огромный интерес не только у жителей Архангельской области. Так, только за июнь по этому направлению побывало более 90 туристов. С начала июля круизные путевки приобрели уже почти 160 туристов. Но 24 июля все рухнуло, в адрес "Помор-Тура" и "Звездочки" поступило официальное письмо от капитана морского порта "Архангельск" с запретом осуществления речных пассажирских рейсов по этому маршруту. Он сослался на то, что этот участок официально не введен в перечень внутренних водных объектов РФ..
 

"Н.В.Гоголь" на Северной Двине / Корабел.ру


Решение проблемы

В среду, 23 октября, в правительстве Архангельской области прошло совещание по вопросу целесообразности включения рукава реки Северная Двина от Лайского дока до протоки Корытка, самой протоки до остановочного пункта Северодвинск. На этом совещании присутствовали представители Минтранспорта и Минкульта, капитания морского порта Архангельск, Морспасслужба, представители ЦС "Звездочка", директор и капитан парохода "Н.В. Гоголь", а также туркомпания "Помор-тур".



На все предложения о возобновлении пассажирского судоходства на Северной Двине, в том числе до Северодвинска, разработке новых туристических маршрутов до Новодвинской крепости, Котласа и других городов у чиновников была одна позиция - если кратко, то "денег нет, но вы держитесь", а если более широко, то денег на восстановление речной инфраструктуры нет, бюджет области дефицитный, регион дотационный, государство не может тратить там, где будет зарабатывать бизнес.

Во время совещания поднимался вопрос про работу на других направлениях Архангельской области, но было обращено внимание на то, что отсутствуют причалы и пристани. Но и на этот вопрос турбизнесу и судовладельцам было предложено самостоятельно строить и содержать причалы на Северной Двине.



Несмотря на абсурдность ситуации, в которой региональные власти совершенно не хотят поддерживать туризм в регионе, все-таки во время совещания было принято решение, о том, что министерству транспорта Архангельской области необходимо подготовить запрос в Минтранс РФ о включении протоки Корытка в перечень водных путей России. Срок подготовки документов - 3 недели. К сожалению, по мнению турсообщества, перспективы возобновления маршрута до Северодвинска в 2020 году нет, так как подготовка документов и их прохождение может занять не один год. Только на проведение рабочей встречи понадобилось 3 месяца различных наших обращений и писем. Но все же... лед тронулся.

Несмотря на сложности с береговой инфраструктурой в регионе и почтенный возраст "Гоголя", экипаж судна и работники Центра судоремонта "Звездочка" уверены, что пароход еще долгие годы будет радовать архангелогородцев и гостей Севера. Желаем семь футов под килем ветерану речного флота!

Валовая вместимость (т)2464,3
Дедвейт (т)2700
Водоизмещение (т)1548,3
Длина габаритная (м)95,8
Ширина габаритная (м)14,3
Высота борта (м)4,3
Осадка судна (м)2,45
Материал корпусаСталь
Марка главного двигателя6ЧРН 32/48 (6NVD-48)
Тип топливаДизельный
Количество главных двигателей3
Мощность главного двигателя3х294
Число пассажиров322
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Центр судоремонта "Звездочка", АО Северодвинск
+7 (818) 459-66-29




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Морозов Вадим Александрович
25.10.2019, 10:26
Очень важно сохранить этот пароход и так же важно сохранить команду судна ,понятно .что с 1911 года мало чего осталось , кроме паровой машины ,котлов и может часть вспомогательных паровых приводов ,но для истории это судно бесценно.
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство