Машиностроительный завод "Арсенал" производит самые современные артиллерийские установки для боевых кораблей России. О том, каким вооружением оснащаются новейшие флагманы Военно-морского флота и как предприятие, традиционно выпускающее военную технику, выходит на рынок оборудования для гражданских судов, нам рассказал Иван Казачинский, первый заместитель генерального директора МЗ "Арсенал".
- Иван Викторович, на чем специализируется МЗ "Арсенал" в области кораблестроения — исторически, и что производится на сегодняшний день?
- Со дня основания в 1711 году "Арсенал" выпускал артиллерийское вооружение различного назначения. После Великой Отечественной войны было решено начать выпуск изделий для военно-морского флота, развивать корабельную артиллерию. Сейчас, как и в те годы, мы делаем это с очень хорошими результатами. На каждом втором российском военном корабле сегодня стоят наши изделия.
- Как с течением времени менялись установки? Что и по каким причинам уже снято с вооружения? Что пришло на замену?
- Технологии развиваются, поэтому вполне логично, что на смену одним изделиями приходят другие. В конце прошлого века "Арсенал" создал целый ряд автоматических артиллерийских и пусковых ракетных установок, которые отлично зарекомендовали себя на флоте. Перечислю несколько: СМ-21-ЗИФ, АК-725, АК-726, АК-100, АК-130, ЗИФ-75, ЗИФ-101, ПК-16, ЗИФ-121, ЗИФ-122. Часть из них стоит на вооружении до сих пор. Элементная база некоторых изделий устарела, часть комплектующих снята с производства, поэтому идет постоянный процесс модернизации и полной замены изделий на новые.
Последние и самые современные разработки "Арсенала" – корабельные артиллерийские установки А-192М калибра 130 мм и АК-176МА исполнение 01 калибра 76,2 мм. Испытания по ним завершены в 2017-2018 годах. Эти артустановки уже изготавливаются серийно и в ближайшие годы станут основой вооружения большинства современных кораблей ВМФ России. К упомянутым установкам есть интерес и у иностранных заказчиков.
- Какие еще сегодня направления в приоритете? Какова на текущий момент доля выпуска и поставок судового оборудования среди прочего?
- Традиционный для завода заказчик – Министерство обороны, а основные направления – корабельная артиллерия и космическая техника. При этом сегодня завод активно осваивает новое направление – изготовление палубного грузоподъемного оборудования и механизмов. Согласно стратегии развития судостроительной отрасли РФ на сегодняшний день доля импортного комплектующего оборудования в гражданском судостроении достигает 80%. Одна из ключевых целей стратегии – снижение зависимости от импорта. Все это и определило приоритетное для "Арсенала" направление – импортозамещение судового палубного оборудования. Для предприятий ОПК выход на рынок гражданской продукции – задача сложная, и, думаю, что это предмет для отдельного разговора. Говорить о доле выпуска и поставок судового оборудования для завода преждевременно. Тем не менее, мы уже проделали большую работу: провели анализ потребности судостроительной отрасли в оборудовании, усилили состав конструкторского бюро за счет профильных специалистов, имеющих практический опыт, заключили соглашения о партнерстве с профильными отечественными разработчиками и изготовителями. Сейчас оформляем необходимые разрешительные документы, чтобы подтвердить готовность производства к выпуску изделий судового машиностроения, активно обучаем рабочий персонал.
- Есть ли сейчас какие-либо наработки по гражданскому сегменту?
- Да, наработки есть. "Арсенал" более 70 лет производит изделия для флота. В гражданском сегменте мы определили направление для развития – это палубное грузоподъемное оборудование, а в сотрудничестве с нашими партнерами готовы предлагать комплексы устройств, позволяющие автоматизировать наиболее сложные операции, выполняемые одновременно несколькими устройствами в составе комплекса. Мы активно сотрудничаем с предприятиями судостроительной отрасли и КБ-проектантами. Уже подготовлен ряд технических предложений, в том числе разработан образец судового крана.
- Расскажите подробней про особенности нового крана и сферах его использования.
- "Арсенал" накопил большой опыт реализации уникальных технических решений, ранее не применявшихся в гражданской технике. Сейчас за счет собственных средств создаем опытный образец крана, предназначенный для оптимизации этих решений под новые задачи. Например, применение приводов и систем управления, используемых в современных образцах вооружения, позволит обеспечить следящие режимы работы. Планируем внедрить интеллектуальную систему защиты от перегрузок, реализованную за счет схемных решений гидравлической системы. Это решение призвано повысить безопасность работы. Поскольку возрастает спрос на оборудование для использования в условиях Арктики, в наших планах предложить исполнение, включающее в себя систему борьбы с обледенением, особые материалы и многое другое. На ближайшей выставке "НЕВА" мы планируем представить демонстрационную модель, где наши специалисты подробно ответят на интересующие технические вопросы.
- Как проходит разработка крана и как будет организован выпуск?
- Все опытно-конструкторские работы мы выполняем полностью своими силами. Большую часть узлов и агрегатов изготавливать также будем самостоятельно. По ряду узлов будем привлекать соисполнителей. К настоящему времени разработали конструкторскую документацию и систему управления, включая программное обеспечение, начали закупку комплектующих изделий. Сейчас, например, ищем подрядчика по изготовлению декоративного пластикового кожуха для приводов и компонентов гидросистемы. Если среди читателей Корабел.ру есть представители компаний-производителей таких изделий, то приглашаем к сотрудничеству.
- Как сегодня устроено производство завода? Запланированы ли какие-то обновления?
- "Арсенал" – предприятие с мощной производственной базой. Все наши изделия изготавливаются и собираются на собственных мощностях. Каждая деталь проходит свой жизненный путь от заготовки до установки в изделие в стенах завода. Наше производство – это сварка, механообработка, гальваника, электромонтаж, сборка, испытания и многое другое. Многоступенчатая система контроля каждого этапа позволяет нам соответствовать самым строгим требованиям по качеству.
Обновления происходят постоянно. Мы не только устанавливаем новое оборудование, но и большое внимание уделяем повышению квалификации сотрудников. В течение года многие работники проходят специализированное обучение. В развитии производства мы делаем упор на применение современных методов изготовления изделий. Используем высокоэффективные многофункциональные обрабатывающие центры, установки лазерной, гидроабразивной резки. Широкая линейка оборудования позволяет нам оперативно работать с любыми, даже самыми нестандартными заказами.
- Есть ли у вас какие-то уникальные технологии производства?
- Да, конечно. Требования к изделиям со стороны заказчика очень высокие, поэтому мы нередко внедряем уникальные технологии. Например, в современной корабельной артиллерийской установке АК-176МА исполнение 01 гидравлический привод наведения мы заменили на электромеханический, который разработали самостоятельно. Это позволило значительно улучшить характеристики изделия. Также мы самостоятельно изготавливаем нарезные стволы для всей линейки серийных артустановок. Такой технологией обладают лишь единицы предприятий в стране.
- Какие единицы флота оснастили за последние несколько лет?
- За последние пять лет "Арсенал" поставил более двадцати современных артиллерийских установок А-192М и АК-176МА исполнение 01 на многие строящиеся корабли ВМФ России. Это фрегаты проекта 22350 типа "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", патрульные корабли проекта 22160, МРК проекта 22800 "Каракурт" и другие. Кроме того, началось частичное переоснащение новыми артиллерийскими установками кораблей ВМФ, проходящих модернизацию. Приятно видеть, когда на главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге подавляющую часть артиллерийского вооружения составляет продукция "Арсенала".
- Работаете ли вы сейчас с оснащением кораблей ВМФ других стран?
- Сотрудничество с иностранными заказчиками всегда было для нас интересным направлением, и мы имеет большой опыт поставок в разные страны. Исторически значительную долю вооружения Индии, Вьетнама, стран бывшего Варшавского договора и некоторых других стран Азии и Африки составляют артиллерийские и пусковые установки, созданные на "Арсенале". Сегодня мы продолжаем эту работу, ряд проектов в настоящее время находятся в различных стадиях проработки и реализации.
- На сайте значится, что МЗ "Арсенал" специализируется на изготовлении современного артиллерийского оружия и пусковых установок для ВМФ. Что входит в понятие "современные"? Какие требования у заказчика?
- "Современные" – это значит, что изделия будут отвечать требованиям времени по техническим характеристикам, по удобству использования, по скорости и доступности сервисного обслуживания. Именно такие требования у заказчика, и мы стабильно эти требования выполняем.
Материалы по теме:
- Со дня основания в 1711 году "Арсенал" выпускал артиллерийское вооружение различного назначения. После Великой Отечественной войны было решено начать выпуск изделий для военно-морского флота, развивать корабельную артиллерию. Сейчас, как и в те годы, мы делаем это с очень хорошими результатами. На каждом втором российском военном корабле сегодня стоят наши изделия.
- Как с течением времени менялись установки? Что и по каким причинам уже снято с вооружения? Что пришло на замену?
- Технологии развиваются, поэтому вполне логично, что на смену одним изделиями приходят другие. В конце прошлого века "Арсенал" создал целый ряд автоматических артиллерийских и пусковых ракетных установок, которые отлично зарекомендовали себя на флоте. Перечислю несколько: СМ-21-ЗИФ, АК-725, АК-726, АК-100, АК-130, ЗИФ-75, ЗИФ-101, ПК-16, ЗИФ-121, ЗИФ-122. Часть из них стоит на вооружении до сих пор. Элементная база некоторых изделий устарела, часть комплектующих снята с производства, поэтому идет постоянный процесс модернизации и полной замены изделий на новые.
Последние и самые современные разработки "Арсенала" – корабельные артиллерийские установки А-192М калибра 130 мм и АК-176МА исполнение 01 калибра 76,2 мм. Испытания по ним завершены в 2017-2018 годах. Эти артустановки уже изготавливаются серийно и в ближайшие годы станут основой вооружения большинства современных кораблей ВМФ России. К упомянутым установкам есть интерес и у иностранных заказчиков.
Артиллерийская установка / Фото: Машиностроительный завод Арсенал |
- Какие еще сегодня направления в приоритете? Какова на текущий момент доля выпуска и поставок судового оборудования среди прочего?
- Традиционный для завода заказчик – Министерство обороны, а основные направления – корабельная артиллерия и космическая техника. При этом сегодня завод активно осваивает новое направление – изготовление палубного грузоподъемного оборудования и механизмов. Согласно стратегии развития судостроительной отрасли РФ на сегодняшний день доля импортного комплектующего оборудования в гражданском судостроении достигает 80%. Одна из ключевых целей стратегии – снижение зависимости от импорта. Все это и определило приоритетное для "Арсенала" направление – импортозамещение судового палубного оборудования. Для предприятий ОПК выход на рынок гражданской продукции – задача сложная, и, думаю, что это предмет для отдельного разговора. Говорить о доле выпуска и поставок судового оборудования для завода преждевременно. Тем не менее, мы уже проделали большую работу: провели анализ потребности судостроительной отрасли в оборудовании, усилили состав конструкторского бюро за счет профильных специалистов, имеющих практический опыт, заключили соглашения о партнерстве с профильными отечественными разработчиками и изготовителями. Сейчас оформляем необходимые разрешительные документы, чтобы подтвердить готовность производства к выпуску изделий судового машиностроения, активно обучаем рабочий персонал.
- Есть ли сейчас какие-либо наработки по гражданскому сегменту?
- Да, наработки есть. "Арсенал" более 70 лет производит изделия для флота. В гражданском сегменте мы определили направление для развития – это палубное грузоподъемное оборудование, а в сотрудничестве с нашими партнерами готовы предлагать комплексы устройств, позволяющие автоматизировать наиболее сложные операции, выполняемые одновременно несколькими устройствами в составе комплекса. Мы активно сотрудничаем с предприятиями судостроительной отрасли и КБ-проектантами. Уже подготовлен ряд технических предложений, в том числе разработан образец судового крана.
Производство / Фото: Машиностроительный завод Арсенал |
- Расскажите подробней про особенности нового крана и сферах его использования.
- "Арсенал" накопил большой опыт реализации уникальных технических решений, ранее не применявшихся в гражданской технике. Сейчас за счет собственных средств создаем опытный образец крана, предназначенный для оптимизации этих решений под новые задачи. Например, применение приводов и систем управления, используемых в современных образцах вооружения, позволит обеспечить следящие режимы работы. Планируем внедрить интеллектуальную систему защиты от перегрузок, реализованную за счет схемных решений гидравлической системы. Это решение призвано повысить безопасность работы. Поскольку возрастает спрос на оборудование для использования в условиях Арктики, в наших планах предложить исполнение, включающее в себя систему борьбы с обледенением, особые материалы и многое другое. На ближайшей выставке "НЕВА" мы планируем представить демонстрационную модель, где наши специалисты подробно ответят на интересующие технические вопросы.
- Как проходит разработка крана и как будет организован выпуск?
- Все опытно-конструкторские работы мы выполняем полностью своими силами. Большую часть узлов и агрегатов изготавливать также будем самостоятельно. По ряду узлов будем привлекать соисполнителей. К настоящему времени разработали конструкторскую документацию и систему управления, включая программное обеспечение, начали закупку комплектующих изделий. Сейчас, например, ищем подрядчика по изготовлению декоративного пластикового кожуха для приводов и компонентов гидросистемы. Если среди читателей Корабел.ру есть представители компаний-производителей таких изделий, то приглашаем к сотрудничеству.
Модель крана / Фото: Машиностроительный завод Арсенал |
- Как сегодня устроено производство завода? Запланированы ли какие-то обновления?
- "Арсенал" – предприятие с мощной производственной базой. Все наши изделия изготавливаются и собираются на собственных мощностях. Каждая деталь проходит свой жизненный путь от заготовки до установки в изделие в стенах завода. Наше производство – это сварка, механообработка, гальваника, электромонтаж, сборка, испытания и многое другое. Многоступенчатая система контроля каждого этапа позволяет нам соответствовать самым строгим требованиям по качеству.
Обновления происходят постоянно. Мы не только устанавливаем новое оборудование, но и большое внимание уделяем повышению квалификации сотрудников. В течение года многие работники проходят специализированное обучение. В развитии производства мы делаем упор на применение современных методов изготовления изделий. Используем высокоэффективные многофункциональные обрабатывающие центры, установки лазерной, гидроабразивной резки. Широкая линейка оборудования позволяет нам оперативно работать с любыми, даже самыми нестандартными заказами.
- Есть ли у вас какие-то уникальные технологии производства?
- Да, конечно. Требования к изделиям со стороны заказчика очень высокие, поэтому мы нередко внедряем уникальные технологии. Например, в современной корабельной артиллерийской установке АК-176МА исполнение 01 гидравлический привод наведения мы заменили на электромеханический, который разработали самостоятельно. Это позволило значительно улучшить характеристики изделия. Также мы самостоятельно изготавливаем нарезные стволы для всей линейки серийных артустановок. Такой технологией обладают лишь единицы предприятий в стране.
- Какие единицы флота оснастили за последние несколько лет?
- За последние пять лет "Арсенал" поставил более двадцати современных артиллерийских установок А-192М и АК-176МА исполнение 01 на многие строящиеся корабли ВМФ России. Это фрегаты проекта 22350 типа "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", патрульные корабли проекта 22160, МРК проекта 22800 "Каракурт" и другие. Кроме того, началось частичное переоснащение новыми артиллерийскими установками кораблей ВМФ, проходящих модернизацию. Приятно видеть, когда на главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге подавляющую часть артиллерийского вооружения составляет продукция "Арсенала".
- Работаете ли вы сейчас с оснащением кораблей ВМФ других стран?
- Сотрудничество с иностранными заказчиками всегда было для нас интересным направлением, и мы имеет большой опыт поставок в разные страны. Исторически значительную долю вооружения Индии, Вьетнама, стран бывшего Варшавского договора и некоторых других стран Азии и Африки составляют артиллерийские и пусковые установки, созданные на "Арсенале". Сегодня мы продолжаем эту работу, ряд проектов в настоящее время находятся в различных стадиях проработки и реализации.
- На сайте значится, что МЗ "Арсенал" специализируется на изготовлении современного артиллерийского оружия и пусковых установок для ВМФ. Что входит в понятие "современные"? Какие требования у заказчика?
- "Современные" – это значит, что изделия будут отвечать требованиям времени по техническим характеристикам, по удобству использования, по скорости и доступности сервисного обслуживания. Именно такие требования у заказчика, и мы стабильно эти требования выполняем.
Материалы по теме: