Мятежный теплоход

Уже неделю в морском порту Находка продолжается забастовка украинских моряков, составляющих экипаж судна GO SKAR. Греческий судовладелец на протяжении полугода задерживал выплату зарплаты, ссылаясь на кризис. К октябрю сумма долга выросла до 150 тыс. долларов. За помощью пострадавшие украинцы обратились к Российскому профсоюзу моряков.

Под защитой профсоюза
Теплоход GO SKAR прибыл 29 сентября в российскую Находку, чтобы взять на борт уголь и вернуться в Китай. До этого маршрут судна на протяжении нескольких месяцев, в основном, пролегал через южные моря — с заходами в Индию и Оман. Как это часто бывает, флаг на теплоходе был поднят либерийский, экипаж состоял из украинцев, а владельцем являлась греческая компания. Моряки исправно выполняли свою работу, вот только денег за это не получали — почти полгода греческий предприниматель задерживал выплаты. На все вопросы экипажу сообщалось, что в Греции бушует экономический кризис, поэтому нужно потерпеть. Дни складывались в недели, недели в месяцы, а обещанной зарплаты все не было. Украинские моряки приняли решение — надо добиваться своих кровных. Удобный случай подвернулся, когда GO SKAR зашел за углем в Находку. Оказавшись на территории России, они отказались покидать порт, пока им не выплатят всю причитающуюся сумму.

1 октября команда объявила забастовку. Капитана морского порта Василия Меньших предупредили о том, что никакая деятельность на судне производиться не будет. Единственным исключением станут работы, обеспечивающие безопасность мореплавания в районе стоянки GO SKAR. В качестве причины в письме, направленном капитану, указывалось нарушение судовладельцем Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) в части выплаты заработной платы. Одновременно украинцы обратились в Дальневосточную региональную организацию Российского профессионального союза моряков с просьбой о помощи.

— Украинские моряки правильно поняли, что без борьбы денег они вообще не получат, — пояснил «Корабелу» председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. — Учитывая сложность ситуации, мы сразу обратились к капитану порта Находка для того, чтобы предпринять экстренные меры по задержанию судна в порту. Кроме этого, мы получили доверенности от моряков для передачи дела в Находкинский городской суд. В настоящее время, если украинские моряки останутся непоколебимыми и не позволят судну после погрузки уйти в рейс, мы предпримем все усилия для официального задержания судна в порту Находка через суд. Все необходимые документы у нас готовы.

В ответ на протестную акцию экипажа греческая компания Marine Spirit (Management) S.A., владеющая судном, выдвинула свое предложение — если моряки завершают погрузку и выходят в рейс, то в китайском порту им выплатят все положенные деньги. В морской порт Находка пришло официальное письмо от компании, в котором сообщалось: «Судовладелец гарантирует, что в следующем китайском порту произведет все платежи по заработной плате. Владелец сожалеет, что создал неудобства, и заверяет, что этот вопрос стоит на контроле». Очередным обещанием моряки не соблазнились. Они объявили капитану морского порта, что все-таки готовы завершить погрузку и вывести судно на рейд Находки, но после этого бросят якорь.

В очередном их письме, направленном в адрес Василия Меньших 5 октября, сказано: «После трех дней переговоров, никаких реальных результатов нами не получено. От судовладельца ничего, кроме гарантийного письма и иных письменных сообщений о выплате долга якобы за три месяца, нами не получено. Денег на свой личный счет никто из моряков не получил. Все ограничивается только разговорами». А раз так, то Россию GO SKAR покинет, только когда команда получит зарплату. Если греки готовы расплатиться в китайском порту, рассудил экипаж, почему они не могут этого сделать в российском?

Чтобы обеспечить себе юридическую защиту, моряки решились на следующий шаг — написали заявления в РПСМ с просьбой о вступлении. Вчера, 6 октября, представители Российского профсоюза моряков прибыли на борт судна, чтобы принять заявления и прояснить обстановку. Накануне стало известно, что пятеро моряков решили больше не связывать свою карьеру с GO SKAR и сошли на берег.

— В настоящее время, видя совместные усилия РПСМ и украинских моряков, судовладелец начал расплачиваться с моряками. Сегодня будет перечислена сумма в 18 000 долларов для моряков, которые будут списываться с судна. Планируются дальнейшие перечисления денег на карточки моряков, — сообщил итоги своего визита на мятежный теплоход Николай Суханов. — Ситуация находится под нашим контролем. Главная идея в том, чтобы моряки поверили профсоюзу, который может защитить их права, поверили в то, что солидарность моряков независимо от национальности всегда побеждает. Мы приняли украинских моряков в РПСМ и используем все меры для защиты своих членов профсоюза.
Николай Суханов и члены команды GO SCAR / Фото предоставлено Российским профессиональным союзом моряков

Как догнать Либерию?
Сегодня, 7 октября, экипаж GO SKAR заканчивает погрузку угля и выходит на рейд. Судя по всему, компания Marine Spirit решила не доводить дела до суда и пошла на компромисс. По сообщению РПСМ, оставшиеся 130 с лишним тысяч зарплатных денег команда получит в ближайшее время — до того, как покинет Находку. У этой истории наметился хэппи-энд, но профсоюз отмечает, что акция украинских моряков стала еще одним звеном в борьбе с куда более глобальной проблемой — «удобными флагами». И здесь до победы еще далеко, борьба ожидается долгая.

— Международная федерация транспортных рабочих (МФТ) и Российский профсоюз моряков уже более 50 лет ведет борьбу с «удобными флагами», — рассказывает председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ. — Мы всегда приветствуем усилия моряков, которые помогают нам в этой борьбе. Забастовка украинских моряков с теплохода GO SKAR, которые работают под флагом Либерии, это яркий пример проявления политики судовладельца к морякам. Мы всегда знали, что подняв «удобный флаг», судовладелец пытается найти самую дешевую рабочую силу, выплачивает минимальную заработную плату и сокращает издержки за счет снижения жизненного уровня и ухудшения условий труда экипажа.

Как раз накануне событий в Находке в портах Восточной Азии МФТ провела Неделю действий против «удобных флагов». С 14 по 18 сентября россияне, корейцы, японцы и тайваньцы проверяли условия труда на судах, наличие договоров и сертификатов по Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). Представители РПСМ посетили 24 судна во Владивостоке, Восточном и Находке. В это время GO SKAR находился в Китае, в противном случае на ситуацию с украинскими моряками российский профсоюз обратил бы внимание на полмесяца раньше.

«Удобные флаги» — общепринятое название инструмента, используемого хозяевами судов для ухода от налогов и соблюдения национальных законов. Судно регистрируется в какой-нибудь экзотической стране с крайне либеральным законодательством, а потом ходит под флагом Багамских островов или Вануату. По мнению МФТ, такие действия со стороны владельцев нарушают Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), согласно которой должна существовать реальная связь между фактическим владельцем судна и флагом.

— Это удобно для судовладельцев, поскольку им нужно платить только за регистрацию судна и они избавлены от уплаты каких-либо других национальных налогов. В то же время западные банки не кредитуют судовладельцев, если судно имеет флаг России, — объясняет логику существования такой практики координатор Международной федерации транспортных рабочих в России Сергей Фишов и тут же приводит ее негативные последствия. — Поскольку судно имеет не национальную регистрацию, то моряку очень сложно получить доступ к правосудию. Также во многих юрисдикциях «удобных флагов» отсутствуют минимальные социальные стандарты для моряков, включая выплаты пособий и компенсацию по нетрудоспособности, пенсий. Для экономики страны это влечет уменьшение налоговой базы как со стороны судовладельца, так и со стороны моряков, включая выплаты подоходного налога и отчисления страховых взносов.

Противостоять этому явлению, по его мнению, можно двумя способами. Со стороны федерации транспортников и профсоюза моряков — проведением проверочных кампаний по образцу недавней Недели борьбы с «удобными флагами». Со стороны государства — предоставлением национальным перевозчикам различных преференций. Тогда количество судов с валовой вместимостью больше 100 регистровых тонн под российским флагом перестанет уступать количеству судов под юрисдикцией маленькой Либерии.



Комментарии   6.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Кошкин А.м.
08.10.2015, 08:15
Понимаю сложность ситуации, но почему украинские моряки не обратились к Порошенко, Яценюку и Правому сектору? Как припекло сильно, так опять Россия-матушка выручай?
-2+
#Букин Владислав
08.10.2015, 09:39
Давайте внутри экипажа одного парохода "забахаем" границу и паспортный контроль. Поделим камбуз: в одной части будем готовим русские щи, в другой - украинский борщ. Поделим профсоюз, превратим трудовую солидарность в национальную сверх-гордость. А после доберемся до Гоголя - распилим его, запретим Толстого за то, что в Севастополе воевал. И т.д. и т.п. Как Вам перспективы? Не надо с ума сходить.
-2+
#Роман Михайлов
08.10.2015, 12:44
У моряков нет национальности. Морское братство не имеет границ и предрассудков. Человеческие отношения выше цвета кожи и флага. Все равны перед лицом стихии, и жаль что понимание этого присуще немногим.
-0+
#Никоноров Константин Юрьевич
08.10.2015, 14:35
Абсолютно согласен с Романом.Кто не ходил морями,того не надо убеждать в правильности выбора моряков
-0+
#Кошкин А.м.
11.10.2015, 22:33
Михайлову. Не разделяю Вашей позиции. У всех людей есть национальность. Про человеческие отношения - хотелось бы так, но сия гармония возможна только в идеальном обществе, коего по определению быть не может.
-0+
#Кошкин А.м.
11.10.2015, 22:34
Никанорову. Константин Юрьевич, а вы в своей фразе ничего не напутали?
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025