Современные мягкие судоподъемные понтоны представляют собой оболочку из синтетической ткани с подвесной системой для закрепления груза. На оболочке располагаются штуцера для подключения шлангов подачи воздуха и клапан (клапаны) стравливания воздуха.
В отличие от мягких понтонов предыдущего поколения, изготавливавшихся в СССР и выполненных из резины, имевших ненадежную систему грузовой подвески современные понтоны лишены этих недостатков. Материал понтонов сейчас – прочная, легкая, износоустойчивая, с широким температурным диапазоном использования ткань (основа полиэстер с добавлением полиуретана (аналогичная использующейся при изготовлении надувных лодок, но превосходящая по характеристикам) обеспечивает в 3 раза меньший собственный вес понтона по сравнению с резиновым при той же грузоподъемности. Грузовая система выполняется из текстильных грузовых ремней, расположенных в обхват оболочки понтона, что исключает обрыв подвески при использовании понтона. Ненаполненный воздухом понтон имеет в воде небольшую отрицательную плавучесть, что также выгодно отличает его от резиновых образцов и значительно упрощает работу с ним.
Круг применения и варианты использования понтонов достаточно широки:
- подъем затонувших кораблей и судов вплоть до нескольких тысяч тонн водоизмещением;
- подъем различной техники и судов небольшого водоизмещения;
- поддержание на плаву аварийных судов небольшого водоизмещения;
- откренивание судов;
- уменьшение опорной реакции грунта при снятии судов с мели;
- выполнение различного рода монтажных работ под водой (установка рейдового оборудования, элементов гидротехнических сооружений, монтаж садков для выращивания рыбы и т.д.);
- обеспечение прокладки подводных коммуникаций (дюкеров, кабельных переходов);
- обустройство временных понтонных пирсов, переправ;
- использование понтонов в качестве гидродомкратов на поверхности.
Понтоны производятся цилиндрического и парашютного типа.
Цилиндрические понтоны закрытого типа представляют собой горизонтальный цилиндр с подвесной системой для крепления к объекту. Крепление к грузу производится в двух точках. Понтон имеет два тарельчатых клапана большого диаметра, расположенных внизу цилиндрической части оболочки и обеспечивающих стравливания воздуха, при всплытии. Допускается свободное всплытие понтона со скоростью до 2м/с. Для присоединения шланга продувания на понтоне имеются три штуцера с быстроразъемными соединениями, которые устанавливаются вверху по торцам и по середине длины цилиндрической части- это позволяет не только выбирать удобное место подсоединения шланга, но и легко стравливать воздушную подушку из понтона при его перестропке. Неиспользуемые штуцера закрываются резьбовыми заглушками.
Парашютные понтоны имеют каплевидную сужающуюся к низу форму. Точка крепления к грузу одна. Внизу оболочки установлен тарельчатый клапан большого диаметра для стравливания воздуха. Допускается свободное всплытие понтона со скоростью до 2м/с. Вверху оболочки установлен штуцер ввода с быстроразъемным соединением для присоединения шланга продувания.
Для переноски и опускания в воду все понтоны имеют удобные ручки.
Способ использования понтонов следующий: понтон в ненаполненном воздухом состоянии закрепляется за объект, предназначенный для подъема и с помощью компрессора через шланг наполняется воздухом, и имея необходимую грузоподъемность поднимает груз к поверхности.
Небольшой вес (1-3% от веса поднимаемого объекта), отсутствие ограничений по глубине использования и простота эксплуатации делают мягкие понтоны очень эффективным, а иногда незаменимым средством выполнения грузовых работ под водой.
Круг применения и варианты использования понтонов достаточно широки:
- подъем затонувших кораблей и судов вплоть до нескольких тысяч тонн водоизмещением;
- подъем различной техники и судов небольшого водоизмещения;
- поддержание на плаву аварийных судов небольшого водоизмещения;
- откренивание судов;
- уменьшение опорной реакции грунта при снятии судов с мели;
- выполнение различного рода монтажных работ под водой (установка рейдового оборудования, элементов гидротехнических сооружений, монтаж садков для выращивания рыбы и т.д.);
- обеспечение прокладки подводных коммуникаций (дюкеров, кабельных переходов);
- обустройство временных понтонных пирсов, переправ;
- использование понтонов в качестве гидродомкратов на поверхности.
Понтоны производятся цилиндрического и парашютного типа.
Цилиндрические понтоны закрытого типа представляют собой горизонтальный цилиндр с подвесной системой для крепления к объекту. Крепление к грузу производится в двух точках. Понтон имеет два тарельчатых клапана большого диаметра, расположенных внизу цилиндрической части оболочки и обеспечивающих стравливания воздуха, при всплытии. Допускается свободное всплытие понтона со скоростью до 2м/с. Для присоединения шланга продувания на понтоне имеются три штуцера с быстроразъемными соединениями, которые устанавливаются вверху по торцам и по середине длины цилиндрической части- это позволяет не только выбирать удобное место подсоединения шланга, но и легко стравливать воздушную подушку из понтона при его перестропке. Неиспользуемые штуцера закрываются резьбовыми заглушками.
Парашютные понтоны имеют каплевидную сужающуюся к низу форму. Точка крепления к грузу одна. Внизу оболочки установлен тарельчатый клапан большого диаметра для стравливания воздуха. Допускается свободное всплытие понтона со скоростью до 2м/с. Вверху оболочки установлен штуцер ввода с быстроразъемным соединением для присоединения шланга продувания.
Для переноски и опускания в воду все понтоны имеют удобные ручки.
Способ использования понтонов следующий: понтон в ненаполненном воздухом состоянии закрепляется за объект, предназначенный для подъема и с помощью компрессора через шланг наполняется воздухом, и имея необходимую грузоподъемность поднимает груз к поверхности.
Небольшой вес (1-3% от веса поднимаемого объекта), отсутствие ограничений по глубине использования и простота эксплуатации делают мягкие понтоны очень эффективным, а иногда незаменимым средством выполнения грузовых работ под водой.