— Здравствуйте, Михаил Викторович. Расскажите о себе, о производстве. Можно начать с февраля 2022 года.
— В 2023 году заводу "ЭмЛак" исполняется 30 лет. Мы накопили огромный опыт и производственную базу за эти годы пережили различные кризисы, благодаря сложившемуся коллективу профессионалов нам удалось не только пройти данный период без потерь, но и нарастить выпуск продукции. Конечно, сложности есть и будут, но они закаляют нас и делают сильнее.
— Что именно вы подразумеваете под понятием "опыт"?
— В нашей стране опыт работы с серьезными заказчиками на серьезных проектах всегда ценится. Никто не допустит неизвестного производителя на серьезный проект без опыта работы и необходимой сертификации.
На основании нашего опыта мы всегда предлагаем в процессе окрашивание сертифицированного инспектора, который контролирует процесс нанесения и всегда подскажет, как лучше работать с материалом чтобы добиться лучшего результата при нанесении покрытия. Многие компании не предоставляют такой услуги и очень зря, так как далеко не каждый маляр будет выполнять все требования при нанесении покрытия
— Можно сказать, вы практикуете индивидуальный подход?
— Во многих случаях клиент приходит с проблемой, и мы пытаемся ее решить. Под каждые конкретные условия наши технологи разрабатывают схему окраски, типы применяемых материалов и условия подготовки поверхности на основе практики применения и нормативных документов. Зачастую заказчика интересует только цена, а это в корне не верно, за частую необходим комплексный расчет, в который будет входить зачистка поверхности, стоимость нанесения и непосредственно стоимость самих ЛКМ. Также нужно учитывать, что основное назначение покрытия защита металла от коррозии ведь ремонт судовых конструкций довольно сложный и дорогостоящий. Поэтому мы продаем не лакокрасочные материалы, а защитные покрытия и гарантии к ним.
— Какие условия должны соблюдаться, чтобы краска наносилась качественно?
— Эти условия четко прописаны в технической документации к ЛКМ и их четко знает инспектор, который фиксирует эти показатели в своих отчетах и дает разрешение на окраску. Инспектор всегда знает сегодняшнюю погоду: температуру влажность, скорость ветра, точку росы и даже когда пойдет дождь, у инспектора всегда очень удобно узнавать погоду на ближайшее время. К сожалению в нашем климате идеальных дней для окраски очень мало.
— Я сейчас была в доке, в котором стоит судно покрытое синими пакетами, палаткой. Как вы со стороны производителя красок к этому относитесь?
— Суда строятся и ремонтируются круглый год и зачастую, чтобы обеспечить приемлемые температуру и влажность для окраски судов необходимо строить "тепляки". Это дорого и трудоемко, но зачастую это единственный способ получить качественное защитное покрытие в зимних условиях. Стоимость стоянки судна в доке очень высока , да и загрузка доков в нынешних условиях на много месяцев вперед поэтому приходится применять различные техническим решения для возможности проведения окрасочных работ в любых условиях.
— Разве такие параметры, как температура о которой вы говорите, не влияют на качество результата?
— Конечно, есть законы физики, которые мы никак не можем отменить. Но во время проектировки материала, закладываютсяя условия применения материала при работе в сложных условиях. Например, никто не любит наносить эпоксидные материалы при температуре ниже 5 °С, это связано с замедлением химических процессов увеличению вязкости и прочими неблагоприятными факторами.
— То есть, если продаешь краски для дачи, продал и забыл?
— В любом случае нужно следовать инструкциям производителя. Даже если дом покрасить зимой или в дождь результат будет соответствующий. Также возможно требуется грунтование древесины или шлифование или производитель выдвигает другое требования к нанесению. При соблюдении технологии покрытие может прослужить долгие годы.
— Расскажите о производственном процессе.
— Работа любого химического производства — это сложный технический процесс, требующий высококвалифицированного персонала и сложного технологического оборудования. Я думаю, что раскрыть данную тему можно только в отдельной книге, а не в рамках нашего интервью.
— Чем органические растворители отличаются от водных?
— Лакокрасочные материалы – это некая совокупность связующего, которым может быть как эпоксидная, алкидная или, например, полиуретановая смола, пигментов, наполнителей, стабилизаторов и так далее. Кажется, что достаточно все это перемешать и получится краска. На самом деле весь процесс значительно сложнее и включает в себя много этапов.
Отсюда возникает два направления: органоразбавляемые материалы (наиболее распространенные) и водные. Простыми словами различие кроется в их названии: в первом в качестве разбавителя используются различного рода растворители, а во втором – вода.
— Почему вообще появились эти системы?
— Потому что любой органический растворитель при нанесении – достаточно вредная штука. Он влияет на здоровье человека, требует определенной защиты. Также влияет и на цеховую обстановку. Это влияет в конце концов на экологию, что сейчас немаловажно. При этом органические растворители требуют меньшей технологичности и при производстве, и при применении. Допускаются даже некие ошибки при подготовке поверхности к окраске.
Водные материалы — это перспективное направление, но более капризное. Большинство китайского судостроения работает с водными системами. Они дороже, сложнее в производстве, требуют от заводов большей технологичности. Банальный пример: берем металлическую поверхность, на ней обязательно есть грязь, пыль, жир. Вода с жиром работают крайне плохо, ничего не наносится. Для подготовки поверхности к водным лакокрасочным материалам требуются специальные моющие средства.
— Какие еще направления кроме судостроения и судоремонта осваиваете?
— Наш завод выпускает широкий спектр материалов который применяются практически во всех отраслях промышленности: атомная промышленности, производство и ремонт вагонов, автомобильная промышленность, нефтегазовый сектор, защита металлических и бетонных конструкций мостов и дорог, гидросооружения, отделочные материалы, применяемые при реставрации объектов культурного наследия, отделка древесины. На самом деле спектр материалов очень многогранный, нам есть что предложить заказчику.
— Чем интересно судостроение?
— Защитные покрытия на судах работают в сложных атмосферных, температурных, химических, механических, электрохимических и прочих условиях. Покрытия эксплуатирующийся в таких условиях должны обладать высокими защитными свойствами в связи с этим эти материалы наиболее продвинутые в техническом плане ведь редко где собираются такие экстремальные условия что позволяет продемонстрировать технический потенциал завода и провести испытания новых технологий и материалов.
— Почему краска так важна для судовладельца?
— Покрытие обеспечивает не только декоративные свойства. Основной функцией является защита корпусных конструкции от коррозии, обрастания, защиту от механического истирания льдами, и надежную сохранность перевозимого груза. Судно может активно обрастать морскими микроорганизмами, для защиты корпуса используется специальная противообрастающая краска препятствует обрастанию корпуса био организмами, что в свою очередь сказывается снижением скорости судна увеличением расхода топлива и требует не дешёвой работы водолазов для очистки корпуса судна от обрастания. Не защищённый метал быстро коррозирует в морских условиях по этому важно использовать качественные надежные покрытия.
— Получается, для судовладельца/судостроителя выбор лакокраски - это риск?
— Конечно! Судостроители несут гарантии перед заказчиком судна. Судно нельзя просто взять и перекрасить ведь для покраски подводной части нужен док, стоимость постановки судна в доке не соизмерима со стоимостью ЛКМ. Суда ставятся в док только по причине серьезных поломок, делающих невозможной дальнейшую эксплуатацию или при очередном освидетельствовании судна, поэтому на подводной части точно лучше не экономить.
— Если судовладелец с такой опаской смотрит на производителей лакокрасочных материалов, как вы их внедряете?
— Мы тестируем все наши нововведения, пробуем внедрять их на другие объекты, проводим натурные испытания. Например, с противообрастающей краской это работает так: мы окрашиваем металлические пластины тестируемой краской и погружаем в места, где происходит наиболее сильное обрастание, в Южные моря.
Результаты расчетных и натурных методов нередко расходятся. Да, в лаборатории мы просчитаем, что срок службы противообрастающего покрытия – 15 лет, а на практике – 5 лет и пока обрастания не замечено. Поэтому когда судовладелец спрашивает срок службы покрытия, мы всегда сообщаем натурный результат.
Но, эти испытания, конечно, занимают массу времени. Поэтому в судостроении нужно быть долго, нельзя просто прийти и сказать: "Мы такие же как они и даже лучше". Судостроение — сфера очень дорогая, оттого и люди в ней осторожные. Заводы и судовладельцы вряд ли будут работать с непроверенными компаниями, которые активно внедряют инновации, а продемонстрировать реальный результат не могут.
— Расскажите о работе на пассажирском пароходе "Мустай Карим".
— Мы уже семь лет работаем со всеми белыми судами "Водохода". "Мустай Карим" — это отдельная история. Я читал в интервью Михаила Першина, что на вопрос — Какое судно самое лучшее? — он ответил — "Мустай Карим". И это неудивительно. Во-первых, это первый построенный в России за последние 50-60 лет речной круизер. Во-вторых, рождался он тяжело.
Несмотря на это, проект был интересный. Михаил Николаевич — один из немногих директоров, кто вместо кабинета выберет стапель, это у него в крови. Так и я, приезжал на Красное Сормово и сразу на стапель. Инспекторы встречали меня и говорили: "Что ты тут делаешь?". А я им: "То же, что и ты". И все друг друга понимали.
Да, если честно, Михаил Першин и его команда — это настоящие профессионалы. "Красное Сормово" — завод, с которым приятно работать. Они нацелены на результат. И после "Мустая Карима" мы продолжаем работать с проектом RSD59.
— Что такое шоп-праймер
— Грунт межоперационный (шоппраймер) -это тонкослойные лакокрасочные защитные покрытия, которые наносятся на очищенную абразивоструйным способом стальную поверхность, для обеспечения защиты от коррозии стальной поверхности на время производства, хранения, транспортировки металлопроката и металлоконструкций. Грунтовки позволяют осуществлять сварку и резку металла без удаления покрытия, допускают дальнейшее перекрытие разными типами лакокрасочных материалов без дополнительной подготовки поверхности.
— Если двигатель — сердце судна, то что для него краска?
— Защита, броня. Двигатель судна испытывает большую нагрузку и расходует больше топлива, если судно обрастет снизу. Да и коррозия ни к чему хорошему не приводит. Все должно работать в комплексе, как часы.
— Что такое противообрастающая краска и каков принцип ее работы?
— Противообрастающая краска бывает для различных условий эксплуатации наиболее сложная применяется для скоростных судов такие как парусные яхты, катера где сопротивление движению играет наиболее важную роль.
Как раз в этом случае и применяются очень дорогостоящие и технологичные материалы. Как раз в этом случае мы проводим натурные испытания высокоэффективных противообрастающих покрытий в заливе Нячанг в Южно-Китайском море где уже 4 года при полном погружении проводят тестовые пластины что позволяет нам на практике доказывать эффективность защиты данного материала.