Мы памятник себе воздвигли рукотворный: как ремонтировалась подлодка проекта К-3

1 789 4 мин
"Ленинский комсомол" — первая советская атомная подводная лодка. Сегодня она располагается в музейном комплексе "Остров фортов", и каждый из нас может посмотреть на достопримечательность. Но, несложно догадаться, что столь старый аппарат нуждается в ремонте. Очевидные проблемы требуют неочевидных решений. Компания "Интерскол-Полимерные технологии" внесла немалый вклад в реставрацию К-3. Они воспроизвели утраченные детали подлодки, но сделали это при помощи полимерных материалов. Как проходил ремонт и действительно ли полимерные материалы способные заменить реальные детали в музейной экспозиции? Об этом редакции Корабел.ру рассказал генеральный директор компании, Александр Иванович Лопаткин.
МВМС-2023 / Фото: Корабел.ру
МВМС-2023 / Фото: Корабел.ру

— Александр Иванович, расскажите подробнее, какие работы Вы выполняли на К-3?

 

—  Нашей команде была определена важная роль — восстановление утраченных элементов. Некоторые уже не подлежали ремонту и единственная их судьба — утилизация. Но в музей нельзя поставить подлодку без важных деталей, поэтому задача их восстановления легла на наши плечи. Мы создали винты, кормовые стабилизаторы и горизонтальные рули из полимерных материалов. Они являются точными копиями оригиналов, в их создании принимали участие настоящие скульпторы. Для достижения полного эффекта реалистичности мы работали с советскими чертежами. 

 

— Почему в основу производства легли именно полимерные материалы? 

 

— Во-первых, каждый винт весит порядка двух с половиной тонн. Лодка в нынешнем состоянии уже не выдержит такую нагрузку. Во-вторых, производство деталей из металла намного дольше. 

 

Идея заключалась в том, чтобы использовать легкий мягкий и податливый материал, вроде пенопласта или пенополиуретана. Он должен был легко резаться и поддаваться воздействию. 

Гребной винт / Восстановительные работы на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" / Фото:
Гребной винт / Восстановительные работы на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" / Фото: "Интерскол–Полимерные технологии", ООО

Сначала были изготовлены только макеты. Две разные лопасти винта мы напечатали на 3D принтере как образцы в реальном размере, около метра в длину. Они послужили моделями для изготовления винта. В машиностроении это называется методом выплавляемой модели: винты покрываются специальным составом, после вынимаются из него, а состав сохраняет форму винта. Позже в эту форму заливается другая пластмасса. Таким же образом изготавливают медные памятники. Наши детали были сделаны примерно также, но со своими нюансами в процессе производства. Внутрь этих формообразующих материалов был вставлен металлический каркас, крепящийся к самой подлодке. А сверху они покрашены специальным материалом, имитирующим бронзу. Это содружество, людей, которые работают руками и высоких технологий.

 

— О каком специальном материале идет речь? 

 

— Полимочевина или поликарбамид. Это покрытие создается при помощи оборудования, которые выпускает наша компания. При высокой температуре и давлении полимочевина выпускается из специального аппарата и буквально за 1-2 секунды из жидкого состояния переходит в твердое. Настолько твердое, что его сложно поцарапать. Покрытие полностью армирует конструкцию и не только придает вид металла, но и делает ее очень прочной. На Аллее славы в Кронштадте представлен настоящий винт из бронзового сплава. Обратите внимание, со стороны их невозможно отличить. Мы настолько часто применяем подобную комбинацию в гидроизоляционных работах, что решение родилось мгновенно. 

Восстановительные работы на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" / Фото:
Восстановительные работы на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" / Фото: "Интерскол–Полимерные технологии", ООО

— Как долго вы изготавливали детали?

 

— На всю работу ушло пару месяцев. Это очень быстро, из металла такие конструкции изготавливают месяцами. Наша технология позволила сократить не только время, но и трудозатраты. Немалую роль сыграло и то, что мы имеем большой опыт в этом направлении. 

 

Мы производим оборудование для того, чтобы получать пластмассы, как нетвердые, легкие, так и твердые на основе поликарбамида. 

 

Конечно, подобные проекты мы не выполняли раньше, но с этими материалами работали много. С помощью пенополиуретановой пены мы прокладываем изоляцию на морозильных траулерах по программе "Квоты под киль". В том числе на Северной верфи, на Выборгском судостроительном заводе, На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе и так далее. То есть на большинстве предприятий, которые работаю по  этой программе.

 

— Работать с такими материалами дешевле или дороже чем с металлом? 

 

— Ни то, ни другое. Сам полиуретан, конечно, дороже, чем металлические листы. Потому что в его состав входят импортные компоненты. Не стоит путать, материал производится в России практически с нуля, но компоненты привозят из дружественных стран. Из-за снижения трудозатрат, то на то и выходит. Людям ведь тоже нужно платить. К тому же, чтобы гнуть металл, требуется далеко не один человек, и даже не два. И мощности иные. А здесь при желании сократить рабочие руки можно буквально до 5-6 человек на весь процесс производства: от макета до покраски. Создать настоящий винт впятером с нуля, думаю, невозможно. Высокие технологии, которые заложены в оборудовании, и очень большие знания в полиуретановую химии сокращают живой труд.

 

— Последний, больше философский вопрос.  Какое значение для России играет этот большой проект "Остров фортов"?

— Мы с большим удовольствием участвовали в этом проекте. И не с позицией очередного "договора". Наши люди работали даже в праздники, и я думаю, не за зарплату. Они понимали, что их труд будет увековечен. Когда мы работаем с судами, по окончанию работ они уходят и мы их, скорее всего, больше никогда не увидим. А результат этой работы будут видеть все, мы сможем показать нашим детям и внукам, что внесли большой вклад в развитие культуры страны. Как Александр Сергеевич Пушкин писал: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", только мы наш памятник сделали собственными руками, собственным трудом. 

Возможно кого-то наш метод воссоздания деталей для "Ленинского комсомола" натолкнет на новые идеи о том, где его можно использовать. Причем из полимерных материалов можно делать не только имитацию, но и детали действующих устройств. 

 

Мы благодарны проекту "Остров фортов" за такую возможность. И, конечно, всегда готовы участвовать в подобных проектах.




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович
05.07.2023, 12:25
Хотелось бы ,что бы этот музей не был похож на вторую Аврору . ничего исторического там не осталось .один новодел.
Свежие новости