Кабельный вопрос очень тонок и важен в судостроительной отрасли, ведь от кабеля зависит работа буквально всего, чем оснащен, с точки зрения оборудования, корабль или судно. Сегодня вместе с коммерческим директором завода "Спецкабель" Сергеем Лобановым разбираемся во всех тонкостях судовых кабелей, говорим о проблемах кабельной промышленности, а также о том, почему именно столичный кабель производства "Спецкабель" стоит безоговорочно использовать в судостроительной отрасли.
Коммерческий директор НПП "Спецкабель" Сергей Лобанов / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
О компании
– Сергей, расскажите, с чего все начиналось. С какой целью?
– Цель создания была очень прозаичная: Андрею Васильевичу, руководителю лаборатории в Особом конструкторском бюро кабельной промышленности, нужно было кормить семью. И в итоге, в 1997 году, он с коллегами по профессии и друзьями по несчастью организовал компанию, которая сначала занималась только разработкой кабелей. Первый коммерческий успех – это разработка компьютерных LAN-кабелей для заводов "Беларускабель" и "Уфимкабель".
О судостроении
– В какой момент вы дошли до судостроительной отрасли?
– С судовой отраслью мы уже давно соприкасались. Первые работы начались в середине 2000-х, тогда мы разработали кабели с нулевой плавучестью для подводных роботов. Серия роботов называлась "Гном". Тогда же разработали первый и единственный в мире, на сегодняшний день, герметизированный LAN-кабель – кабель для передачи данных. Это обычные компьютерные кабели, только герметизированные, которые выдерживают большое радиальное и продольное гидростатическое давление. С тех пор эти кабели устанавливают на подводных лодках.
Московское производство морских кабелей и кабелей специального назначения "Спецкабель" / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
– Каким образом у вас появляются новые разработки?
– Начну с рассказа о том, как у нас все эти работы организуются и откуда берутся. По большей части это собственные инициативные разработки и предложения, которые наши специалисты сначала дают в Министерство обороны или Минпромторг. Мы предлагаем кабели для решения задач передачи данных в конкретных условиях. К примеру, те же самые LAN-кабели. Для судостроительной отрасли у нас сейчас есть несколько серий таких кабелей.
Далее, после того как Министерство это одобряет, мы начинаем совместную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, и в результате рождается определенная серия кабелей.
Почему мы вдруг решаем взяться за какую-то сложную разработку, которая может занять несколько лет? Потому-то все время существования предприятие так и работало. Генеральный директор, будучи экспертом и инженером, понимает какие системы будут использоваться в будущем. По большей части мы работаем на гражданскую промышленность, а там потребности определяет рынок.
Мы, в первую очередь, сотрудничаем с инженерами, которые проектируют корабли и суда. Как раз инженеры нам ставят задачу. Они владеют информацией, какое там будет оборудование и чем его соединять, какие будут требования к кабелю. С ростом компаний у нас развился отдел по работе с организациями. Это сотрудники с техническим образованием, которые умеют хорошо работать с проектировщиками, понимать их задачи и находить подходящие под эти задачи кабели и решения. Отдел продаж собирает все данные, приносит техническим сотрудникам, и таким образом появляются идеи разработок тех или иных кабелей.
Линия наложения изоляции из керамообразующей резины / Фото: Корабел.ру |
– Всегда говорят, что военка – ключ к интересным и нестандартным решениям. Я правильно понимаю, что с кабелями это именно так и работает?
– Да, потому что заказы от Министерства обороны зачастую приводят к новым технологиям, ведь у них требования бывают выше, чем в гражданской промышленности. Самый яркий пример, но он не из судостроения – это кабели для космических аппаратов, которые мы недавно разработали и начали выпускать. Так, в международном стандарте температура эксплуатации: от -100 до +150℃. От нас требовали, чтобы она была от -150 до +150 градусов. Мы постарались и сделали кабель с температурой эксплуатации от -197 до +200℃.
Один из первых этапов производства судовых кабелей / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
Надо отметить, что военные запросы нужно превзойти. И тогда мы можем с уверенностью говорить, что нам не стыдно за нашу продукцию и ее можно устанавливать на самые ответственные объекты. Мы за качество отвечаем, потому что гарантийный срок на военную продукцию равен сроку службы. То есть, по сути, мы даем гарантию на кабель на 35-40 лет.
В цехе кабельного завода "Спецкабель" / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
Возвращаясь к теме судов и кораблей, стоит отметить, что, к примеру, герметизированные кабели для передачи данных были задачей непростой. Как я сказал, серия, которая у нас есть, аналогов в мире пока не имеет.
При разработке еще одной серии судовых кабелей тоже была сложная задача. Нужно было обеспечить возможность групповой прокладки, малые габариты, малую массу, хорошую гибкость, герметизацию. Мы применили инновационную для России технологию сухой герметизации, когда кабель заполняется не гелем, а специальными нитями. При этом заполняются и пространства между жилами, и пространство сердечника, и пространства внутри жил. Это была новая задача, и мы сделали уникальный для России кабель. Да и в мире, в общем-то, мало кто такие может производить.
Настройка параметров будущего кабеля / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
Конструкция подводной лодки или корабля спроектирована под какой-то определенный кабель, там все отверстия для кабеля сделаны под определенный его диаметр. Если мы предложим кабель тоньше, он не подойдет. Да, он будет лучше и легче, но он не подойдет под конструкцию корабля. Тут все зависит от задачи. Если изначально при проектировании предполагается закладывать современный кабель, то наша продукция будет актуальна, потому что мы постоянно стремимся уменьшить массу и габариты. Но ситуации бывают разные.
– А что насчет вопроса импортозамещения, к которому сейчас стремится не только судостроительная отрасль?
– Если касаться вопроса импортозамещения и того, что оно способствует развитию промышленности, стоит сказать, что мы им занимаемся с самого создания завода. Это то, от чего всегда отталкивались. LAN-кабели раньше только за границей производились. Нашу разработку внедряли на других заводах. Следующая серия кабелей была разработана, когда у нас появилось собственное производство, – это кабели для противопожарных систем. Был 1999 год. В те времена в Россию массово везли оборудование противопожарной автоматики Siemens, а под него ввозились кабели немецкого производства Helukabel. Там была очень узкая линейка, всего одно сечение, разнообразия не было. А мы разработали кабели под эти системы с куда большим количеством размеров, большим количеством вариантов: больше пар, диапазон сечений от маленького до большого. По сути, импортозамещение происходит постоянно: мы замещаем какую-то западную продукцию.
О производственных мощностях
– Ваши коллеги нам рассказали, что у вас есть станки, которые спроектированы специально под вас. Расскажите об этом?
– Производители оборудования делают его уникальным. Когда у нас появляется новая задача, сначала смотрим, какие производители имеют опыт изготовления оборудования под эти задачи. Далее отправляем запросы о том, что они могут предложить под наши конкретные задачи, затем выбираем. После этого нужно предоставить производителю оборудования параметры цеха, в котором оно будет расположено: длина, высота, какие линии будут расположены рядом и другие особенности. К такому оборудованию у нас относятся экструзионные линии, которые длиной около 100 метров получаются, и их нужно как-то грамотно располагать. Вот они-то и проектируются вместе с производителем.
А если говорить о судостроении, то специально приобреталось оборудование для скрутки у итальянской компании FRIGECO. Его специально дорабатывали под наши задачи. Нам требовалось специальное оборудование, на котором можно было бы скручивать пучки и сердечники, а также параллельно наносить на них броню. Это уникальная для России единица оборудования, да и для производителя тоже.
Экструзионная линия в одном из цехов завода "Спецкабель" / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
– Какой у вас процент судостроительных заказов, и кто ваши потенциальные покупатели?
– Процент судостроения мы не подсчитывали, но он очень маленький: меньше 5%. Нам все рынки интересны. У нас есть понимание, что мы имеем достаточно много хороших, перспективных кабельных серий, которые будут очень востребованы. Более того, они уже применяются, но по чуть-чуть. Мы хотим судостроителям рассказать, что у нас есть то, что им нужно, а то, чего нет, мы сделаем. Поэтому мы планируем долю судостроения увеличивать. И думаю, в перспективе двух-трех лет она дойдет до 10%.
– Какова ваша доля среди всех кабелей на судне?
– Мы можем закрыть все потребности любого судна. Наш потенциальный потребитель в судостроительной отрасли – это любой заказчик, которому нужно соединить два устройства. И не важно, для передачи информации или энергии, поскольку для передачи данных мы уже давно кабели делаем, и у нас есть уже достаточное количество серий под разные нужды. Точно также и для передачи энергии у нас тоже есть кабели. Сейчас мы модернизируем оборудование для изготовления специальных силовых кабелей.
В 2015-2016-х годах закончили несколько НИОКРов по судовым кабелям. Мы разработали и слаботочку для передачи данных, и силовые кабели. Но предполагалось, что силовые кабели будет производить другой завод. Но в этом году было принято решение, что мы сами будем делать силовые кабели. Была проведена ревизия парка оборудования, после чего нам стало ясно, что у нас настолько универсальное оборудование, что малая модернизация, буквально незначительная, и мы можем производить весь диапазон силовых кабелей. Весь диапазон сечений, востребованный на кораблях и любых судах, мы сможем закрыть.
– С какими судостроительными и судоремонтными заводами вы работаете?
– Мы работаем прежде или сотрудничаем сейчас с "Адмиралтейскими верфями", Центром судоремонта "Звездочка", СПО "Арктика", "Зеленодольским заводом им. А.М. Горького", "Средне-Невским судостроительным заводом", с "Красным Сормово", Дальневосточным центром судостроения и судоремонта и некоторыми другими крупными предприятиями отрасли.
Обмоточное оборудование/ Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
О проблемах
– Поговорим о ценах на металл. Они выросли?
– Об этом весь рынок говорит уже полгода, как минимум. Медь начала расти в стоимости. За полтора года она вдвое подорожала. И производители меди прогнозируют рост еще процентов на сорок в следующем году.
Как прогнозирует президент нашей отраслевой ассоциации, денег у клиентов не прибавится, они станут покупать меньше, а проекты – замораживаться. Начнется структурный профицит мощностей. То есть заводы будут просто не загружены из-за роста цен на материалы.
– Как это может отразится на вас?
– По большей части это весомая проблема для тех, кто занят силовыми кабелями. Но в любом случае, сырье дорожает для всех. Сырья становится меньше в мире, и его не хватает для производства полимерных материалов. Производители прямо заявляют, что им придется в будущем году менять рецептуру, потому что в мире нет сырья. Но это касается не только меди, но и материалов для производства кремнийорганической резины. Сырье подорожает и хватать его будет не на всех.
Мы к этому готовимся следующим образом: постоянно осваиваем в производстве новые материалы. У нас зачастую есть альтернатива. Если проблема с каким-то материалом, мы можем использовать другой.
Московское производство судовых кабелей / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
– Но это же всегда было, разве нет?
– Времена разные. Бывали и спокойные времена между кризисами 2008 - 2014 годов, когда сырья было в изобилии, цены были низкие, клиентов было много, рынки были не освоены и так далее. Меняются условия – приспосабливаемся. Наше предприятие всегда готово к проблемам с сырьем, потому что мы умеем работать с разными материалами. И у нас универсальное оборудование, которое может переработать много чего.
Никогда не знаешь, какой рынок просядет, а какой вырастет. Поэтому мы работаем со всей промышленностью. "Спецкабель" не ориентируется на какую-то конкретную отрасль. Мы работаем и с добычей ископаемых, и с обрабатывающей промышленностью, и с машиностроением, авиацией, космосом, судостроением, военкой, с сотовой связью и интернетом. Кабель будет нужен всегда. И мы готовы делать кабели для какой угодно цели.
– Почему нужно выбрать именно вашу компанию?
– Потому что мы предлагаем надежную продукцию, полностью выполняющую все необходимые функции, по рыночной цене. О нашем качестве говорит то, что наша продукция уже долгие годы применяется на атомных станциях, на подводных лодках, в авиации и на других ответственных объектах.
Будущий кабель под микроскопом / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
– Сколько человек работает в компании?
– Чуть меньше пятисот.
О кадрах
– Как вы подбираете квалифицированные кадры и как относитесь к проблеме нехватки квалифицированных кадров? Существует ли такая проблема в кабельной отрасли?
– Кадры решают все, и это действительно так. Квалифицированные кадры набираем из технических профильных вузов. В первую очередь, это Московский энергетический институт – единственный вуз, где есть кафедра "Кабельной техники". В принципе, мы также активно выращиваем свои кадры: одних со студенческой скамьи, другие приходят к нам уже с опытом и умениями. Квалифицированные кадры обязательно нужно выращивать внутри компании. Главное – найти адекватного и способного к обучению человека. А дальше вопрос техники.
– Каким заказом вы больше всего гордитесь?
– Из судостроительной отрасли я бы достаточно много чего назвал. Например, модернизация кораблей проекта 1155, в частности "Маршал Шапошников". Ремонт и модернизацию он уже прошел на "Дальзаводе". "Адмирал Виноградов" этого же проекта встал на ремонт и модернизацию. Мы для этих целей поставляем кабели. Наша продукция регулярно используется для монтажа современного оборудования на каких-то ответственных проектах, что вызывает неподдельную гордость.
Экструзионная линия / Фото: ООО НПП "Спецкабель" |
Материалы по теме:
Дано: медная проволока, керамообразующая резина и несколько цехов... Что же из этого получится?
Судовой кабель: секреты производства раскрыты...
Коабел.ру побывал на производстве морского судового кабеля на производстве "НПП "Спецкабель"