На Балаковский ССЗ мы приехали как раз, когда заводчане сдавали свое первое за последние 30 лет построенное судно – сухогруз проекта RSD60 "Единый". Согласовывались последние замечания и вносились пожелания от заказчика. Для предприятия, которое занималось только судоремонтом и утеряло навыки и принципы судостроения – это действительно достижение. И директор Балаковского судостроительно-судоремонтного завода – Виктор Щепилов – уделил новому проекту особое внимание. Тем более на стапеле завода стоит второе судно этой серии "Могучий".
– Когда был основан ваш завод, как развивался, чем занимаетесь сейчас?
– Окончательно сформировался, как судоремонтный завод Балаковский ССЗ в 1918 году, после издания Декрета о национализации Волжского флота, а также после объединения нескольких промышленных предприятий в одно. В состав завода вошли мастерские Лобанова М.П. и Мамина Я.В. на бывшей второй Базарной площади и бухта Балаковского затона.
В те годы в Поволжье было не так много хорошо оборудованных ремонтных мастерских для обслуживания флота. Обычно ремонт судов производился по многочисленным затонам, где заставал суда ледостав и где наскоро устраивались временные мастерские. Поэтому решение правительства о создании затона с оснащенной ремонтной базой в г. Балакове было закономерным. Как говорилось ранее, заводы Мамина Я.В. Лобанова М.П. объединяются с бухтой и теперь носят название Балаковского затона.
В 1919 году в бухте ставятся первые деревянные сооружения - пожарное депо и "караванка", обслуживающая зимний отстой судов.
|
Виктор Щепилов / Корабел.ру |
В 1942 году перед самой блокадой сюда эвакуировали номерной 66 Ленинградский оборонный военный завод. Здесь же базировалось Волжское объединенное речное пароходство. Тогда предприятие было полностью сфокусировано на Сталинграде, здесь строились боевые корабли для Волжской военной флотилии и Черноморского флота, кананерские лодки, бронекатера "Морские охотники" тральщики и трал-баржи, транспортные суда для перевозки военной техники и снаряжения. Кроме того завод изготавливал огнеметы, которые наводили страх на фашистских солдат. Они их прозвали "сталинскими сифонами".
Завод многократно реконструировался и перевооружался. Судоремонтно-судостроительная часть завода в связи со строительством Саратовской ГЭС в 1975 году была перемещена на новую производственную площадку - на берег судоходного канала г. Балаково. До 1985 года завод кроме ремонта осуществлял строительство барж проекта "Р-125" и буксиров типа "Рейдовый"
Затем наступили 90-е годы, когда завод был брошен на произвол. Развалилось Волжское пароходство, централизованного заказчика для предприятия не стало. Руководство просто не знало как работать самостоятельно в условиях рынка. И завод пошел по рукам.
Когда-то на предприятии было второе по величине в городе литейное производство, здесь выпускали 50% всех сменно-запасных частей для двигателей SKL (по всему СССР!). Все самое ценное, что можно было вывезти продали или сдали в металлолом, что не смогли сломать — бросили. Остались только капитальные постройки и территория. Пять лет назад завод перешел в собственность холдинга "Вега групп", который возглавляет Елена Владимировна Майер и потихоньку предприятие оживает. Приводим его в порядок.
|
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру |
Помимо Балаковского завода в холдинге еще Ахтубинский ССЗ и Волжский ССЗ. Стараемся выживать и полагаться только на собственные силы, никакой помощи ни от кого не ждем. Волжский завод сейчас строит под ключ два RST27. Мы совсем недавно сдали сухогруз-контейнеровоз проекта RSD60 “Единый”. На стапеле стоит его двойник – "Могучий". На нем заканчиваем корпусные работы, скоро приступим к обстройке и надеемся в 2019 году сдать его в эксплуатацию.
В январе 2018 году Балаковскому ССЗ исполнится 100 лет. Пока не думали о мероприятиях, но хочется, чтобы это был настоящий юбилей и для заводчан, и для нашего города и для области. Хотим пригласить СМИ, чтобы об этом узнала не только отрасль, но и все.
– А кто заказчик этого судна?
– Строим оба судна для собственных нужд. В холдинге есть судоходная компания "Вега", у которой в активе и самоходный флот, и барже-буксирные составы. Занимаемся перевозками, добычей песка на Нижней Волге.
|
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру |
– Помимо этих судов какие еще заказы есть на предприятии?
– Плотно работаем с Минсельхозом Российской Федерации по строительству двух плавучих насосных станций с классом РРР "+Р1.2", для Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области. Это очень мощные станции для мелиорации, каждая из которых оснащена шестью насосами производительностью 8 640 - 14 400 м.куб. и напором 27,5 – 34 м. Потребляемая мощность 1 250 квт. каждого насоса с напряжением питания 6 000 ватт.
Помимо судостроительной программы, занимаемся судоремонтными работами. В зимний период к нам на обслуживание приходят 20 -40 единиц судов. Обслуживаем и танкерный флот, и сухогрузы, которые по габаритам помещаются на наш слип Г300. На горизонтальной площадке мы можем расположить до 20 судов.
Есть у нас свой корпусный, слесарный, монтажный цех, ремонтный цех. Работает линия плоских секций. Набираем в цеху блоки, отвозим их на стапель и там уже собираем.
То есть завод – это не полуфабрикат, который держится на подрядчиках. Мы выполняем все виды работ под "ключ".
|
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру |
Еще хотел подчеркнуть один момент. Мы прекрасно понимаем важность программы президента по импортозамещению. Импортозамещение должно быть, но при этом все должны четко понимать, что без нового, современного оборудования отрасль не выживет. Многие компании, которые декларируют, что они выпускают аналогичное иностранному оборудование, на деле отказываются от поставок.
Ведь у нас проблемы даже со сталью. Несмотря на то, что в Балаково находится подразделение "Северстали", тем не менее мы испытываем острую нужду в металле. Проблема заключается в логистических направлениях и желании открытия на Балаковском филиале "Северстали" площадки для реализации необходимого ассортимента стали. Причем этой же площадкой с удовольстивем воспользовались бы не только заводы нашей группы, но и другие предприятия региона. Сейчас работать с Череповцом напрямую проблематично, поэтому приходится обращаться за помощью к посредникам. Это конечно влияет и на себестоимость и на цену конечной продукции.
– Какой штат предприятия?
– Собственный штат – около 180 человек. Вместе с подрядными организациями доходит до 300 человек на пике загрузки.
|
Сухогруз "Единый" на Балаковском ССЗ |
– А рабочие кадры где обучаете?
– У нас есть свой доморощенный контингент из 45 корпусников: сварщиков и сборщиков, остальных привлекаем на субподряд. В том числе из братских республик, особенно Украины. На большие объемы работ приходят к нам бригады с атомной электростанции. У них тоже загрузка непостоянная.
Потом у нас в городе функционирует техникум, бывшее речное училище. Обучение там идет 4 года и 10 месяцев, готовят в основном рабочие специальности. С администрацией техникума мы поддерживаем хорошие отношения. Ежегодно 60-70 учащихся проходят на заводе производственную практику, некоторые из них после получения диплома приходят к нам на работу. За счет этого средний возраст у нас 28 лет, что для нашей отрасли очень хороший показатель.
|
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру |
– Рабоче-конструкторскую документацию сами готовите или привлекаете сторонние компании?
– Частично делаем сами, но на сложные проекты привлекаем сторонние конструкторские бюро. В основном Астрахань, МИБ и Нижний Новгород.
– Расскажите о ваших планах на ближайшие 5-10 лет? Планируете делать основной упор на судостроение? Какие типы судов хотите строить?
– В конце августа 2017 году губернатор Саратовской области Валерий Радаев обратился к Президенту рассмотреть возможность выпуска на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе скоростных судов для развития туристического потенциала региона. В ответ на эту инициативу Минпромторг России сформировал межведомственную рабочую группу, в которую вошли представители Минтранса, Минэкономразвития России, Минфина России, делегаты от регионов и судостроительных предприятий.
|
Балаковский ССРЗ / Корабел.ру |
Сегодня группа прорабатывает вопрос организации скоростных пассажирских перевозок. Инициатором этого выступило АО "Концерн "Калашников", они готовы строить суда на наших производственных мощностях. Надеюсь этот вопрос решится положительно.