"Мы — голос отечественного флота"

Мы продолжаем цикл интервью с членами общественных организаций, которые связаны с морской отраслью. Следующим нашим героем является Председатель Общероссийского Движения поддержки флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев — председатель организации, объединившей неравнодушных представителей основных направлений морских и речных профессий страны, военных и "мирных" моряков, морских пограничников, речников, рыбаков, судостроителей, ученых и преподавателей морских вузов.

Михаил Петрович рассказал "Корабелу" о том, как возникла и развивалась необычная общественная организация, внутри которой нет разделения по наличию или звездности погон, к настоящему моменту включающая более 50 тыс человек, которые действуют на благо флота в 63 региональных отделениях.
- Михаил Петрович, с чего начиналось ДПФ? Кто был инициатором учреждения движения и что стало причиной его создания?

- Конечно, о создании целого морского движения всероссийского масштаба поначалу никто из нас, нескольких молодых тогда флотских офицеров и наших друзей из числа моряков гражданского флота, рыбаков и корабелов, даже не помышлял. Но всем нам хотелось делать что-то позитивное, обнадеживающее для флота и наших тружеников моря, речников, судостроителей в условиях огромного давления против морских достижений страны, перевода на сиротские хлеба ВМФ, растаскивания по зарубежным карманам крупнейшего в мире транспортного и рыбопромыслового флотов. Укрепиться в том, что надо что-то делать, и делать немедленно, как в нашей истории нередко бывало, помогло Слово, умное и вдохновенное. Я имею в виду опубликованную в 1988 году в журнале "Москва" статью человека, который вскоре и сам стал активным соратником Движения в трудах на благо морской России, историка, писателя, публициста Карема Багировича Раша, совсем немного недожившего до отмечавшегося в минувшем сентябре 25-летия ДПФ. Кстати, статья К. Раша "Predestinatio, или Похвальное слово Русскому флоту" и сегодня ничуть не устарела, бьет в самое сердце любого задумывающегося о судьбах России человека. Помимо того, что в статье упоминалось о предстоявшем осенью 1996 года трехсотлетнем юбилее Российского флота, автор буквально на пальцах разъяснял, почему такая страна-континент как Россия, заложенная славянскими племенами вдоль единственных транспортных магистралей – рек, не может существовать без моря. Вот только одна из цитат: "История не знает ни одной великой державы без выходов к морю. Стало быть, без мировых дорог не может быть и мировой державы".

Статья задела за живое. Время было бурное, на всех перекрестках заявляли о себе сотни новых общественных организаций. Но среди них не было слышно голоса в защиту русских воинских традиций, научных и промышленных достижений, системы исторических координат, направляющих нашу страну к океанским горизонтам.

Вот мы и задумали стать таким голосом. В 1991 году в период учебы в Военно-политической академии, я с группой морских офицеров направил в ЦК КПСС письмо с предложениями по подготовке и проведению предстоящего юбилея Флота. В ответе из ЦК говорилось, что "затея", в целом, хорошая, но несвоевременная, ибо на тот момент самое важное - спасение Союзного договора. Следующее письмо, направленное тогдашнему министру обороны маршалу Язову, получило четко аргументированный отрицательный ответ. На нашу инициативу маршал ответил в таком стиле: "Тоже мне выдумали дату. Завтра придут с просьбой отметить 600 лет коннице, а послезавтра – 300 лет пехоте…" Тогда мы и решили обратиться к российской общественности, к ветеранам. И были услышаны. Был создан, наверное, первый в стране общественный Совет "300 лет Российскому флоту", который затем, после успешного проведения юбилея в общегосударственном масштабе, был преобразован в Общероссийское движение поддержки флота. Юбилей ведь нужен был не сам по себе, как некое помпезное мероприятие, увенчавшееся галочкой в чиновничьих бумагах. 
        
Движение задумывалось нами как форма самореализации человеческих потенциалов в интересах России. Особенно это стало необходимо на переломе эпох, время общественного и государственного бурления, идеологического раздрая начала 90-х. Надо было объединить людей ради полезного и высокого дела. За основу была взята морская тема, которая охватывает и скрепляет всю нашу огромную страну. Ведь Россия омывается водами трёх океанов, наши внутренние территории соединены великими реками и озёрами. Мы выделили две составные части флота – военную и гражданскую. Помимо военно-морского, российский флот включает морскую пограничную охрану, морской (торговый), рыбопромысловый, речной флот, судостроение и морскую науку. И наше движение – масштабное объединение усилий неравнодушных, активных граждан, которые хотят не только рассуждать или, хуже того, только жаловаться на судьбу, а энергично действовать. Поскольку Движение поддержки флота организация не партийная, нас в первую очередь волнуют интересы всей нации, всей страны.

И вот почему, важно даже не столько то, что удалось соединить общественность и власть, организовать и провести торжества 300-летия на высоком уровне. Важно, что получилось напомнить стране и ее руководству о настоятельных задачах сохранения Флота и, одновременно, дать шанс подключиться к защите морского наследия и морского будущего страны многих моряков, среди которых всегда был повышенный процент людей думающих, совестливых, предпочитающих действие пассивному созерцанию. Важно также, что вместе с проведением масштабного празднования, череды высоких заседаний и конференций, удалось осуществить большую программу помощи флотам, военным морякам, ветеранам, морским и речным учебным заведениям, серьезно поддержать социальную инфраструктуру флотских пунктов базирования, в том числе, главной базы Черноморского флота - "заграничного" тогда Севастополя.

В нашей работе, на протяжении всех 25 лет мы избегаем дел, носящих сиюминутный характер, ради действительно больших, резонансных задач, долговременных и непреходящих тем нашей истории.

К примеру, когда мы начинали 16 лет назад общенациональную кампанию по возданию почестей экипажам крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", многие говорили, что эта тема уже далекая и малоинтересная. Мы ее сделали актуальной, и к нашей работе впоследствии присоединились не только люди из морского сообщества, но и ученые, дипломаты, деятели культуры и искусства, предприниматели. 

Другая сторона деятельности ДПФ — это оказание поддержки, содействия конкретным людям в жизненных ситуациях, когда сам человек не может отстоять свои права, добиться справедливого решения либо получить заслуженное. Например, кому-то помогали с жильем. Когда семье моряка невозможно было пройти через бюрократические препоны, мы включали свои ресурсы и воздействовали на тех или иных военных начальников.

Или, будучи депутатом Государственной думы пятого созыва, я боролся против необдуманных управленческих шагов, а точнее, шараханий тогдашнего руководства Минобороны и Генштаба Вооруженных сил России. Когда людей сокращали, увольняли, мы их защищали.

К примеру, прежнее военное руководство под надуманным предлогом просто выгнало в считанные часы из рядов Вооруженных сил известного, высокого ранга морского летчика. Я убеждал, выступал, ссорился, ругался. Человека мы вернули в строй и потом он успешно командовал морской авиацией Тихоокеанского флота.

Еще пример. Лет пятнадцать назад пытались фактически упразднить Московскую государственную академию водного транспорта — некоторые дельцы хотели имущественный комплекс, землю в центре столицы забрать себе. Так вот, на всех уровнях, в том числе правительственном, ДПФ билось за то, чтобы оставить академию в системе подготовки кадров для отечественного морского и речного флота.
 
Общероссийское Движение поддержки флота

- Как оцениваете состояние отечественного флота, не только военного, но и гражданского? Благоприятна ли ситуация и что требует резких перемен в лучшую сторону? Какие проблемы наиболее актуальны на сегодня для отечественного флота? Что необходимо сделать для решения данных проблем?

- Говоря о состоянии флота и морского дела в стране, в целом, прежде всего, давайте определимся: с чем сравниваем? С каким периодом и по каким критериям?

Вообще-то, назвать времена, когда отечественный флот во всех его военной и гражданских компонентах благоденствовал, непросто. Военный флот – самый капиталоемкий вид вооруженных сил и высшая концентрация национальных научно-технических возможностей. И потому очень зависим от проблем экономики. Но при этом всем нам знакомы периоды, когда развитие нашего флота и судостроительной промышленности шло опережающими темпами, в том числе, на фоне конкурирующих морских держав. Это вся Петровская эпоха, ряд десятилетий женских царствований второй половины ХVIII-го века, эпоха великих географических открытий - первая треть XIX-го века и его же пореформенные 60-90-е годы. Подъем промышленного потенциала и морского дела в стране после Русско-японской  войны, и, наконец, советский послехрущевский период создания океанского ВМФ, крупнейшего в мире транспортного, научного и рыбопромыслового флотов. Особняком отмечу период Великой Отечественной войны, когда флот, оказавшийся в тяжелейших условиях блокады в считанных базах, без возможностей пополнения крупными кораблями, сумел под руководством главкома Н.Г. Кузнецова показать себя самым четко организованным военным организмом с первых часов войны.      

Полагаю, что по своему масштабу, относительному объему задействованных ресурсов, вниманию со стороны общества сегодняшние процессы на флоте и в судостроительном секторе промышленности уступают упомянутым славным временам. Однако, на фоне развала и погрома 90-х годов прошлого века, когда за границу за копейки из состава флота и со стапелей продавали отличные корабли и подлодки, а верфи, доки, траулеры и сухогрузы рассовывали по частным "карманам", положение кардинально изменилось в лучшую сторону. Государство нашло в себе силы осознать проблемную ситуацию, ее стратегические последствия и приступить к ее систематическому исправлению. Без ложной скромности отмечу, что ДПФ приложило немало усилий к тому, чтобы этот долгожданный разворот стал возможен. По итогам юбилейных торжеств Движение подготовило и издало в 1997 году массовым тиражом осмысляющую рубеж 300-летия Флота книгу "Военно-морская идея России". Тогда же в конце 90-х, когдла стапеля на верфях стояли пустые, а в столовых "Севмаша", сидевшего без заказов, подкармливали семьи корабелов Северодвинска, нам удалось поднять общественность и найти средства на достройку трех кораблей — морского тральщика "Валентин Пикуль" для Черноморского флота (ЧФ), пограничных транспортных кораблей "Ханты-Мансийск" и "Югра". Эти корабли и сегодня несут морскую вахту на Каспии и Черном море.

Однако, свою задачу мы всегда видели шире, отстаивая подход к проблеме большого Флота в комплексе, включающий развитие его военной и гражданской составляющих, судостроения, морской науки, активную историко-просветительскую деятельность. В 1999 году Движение провело первую в истории страны научно-практическую конференцию "Национальная морская политика России", рассмотревшую проблему развития Флота и океанской составляющей национальных интересов на серьезном научном и общественно-экспертном уровне. Вышедшая 10-тысячным тиражом по итогам конференции одноименная книга стала базовым трудом для властей и для профессионалов, попав в профильные кабинеты, учреждения морского образования, во флотские, корабельные и судовые библиотеки.

Нам, конечно, приятно осознавать, что тот концептуальный прорыв в государственном и общественном осознании проблемы не остался втуне. Два года спустя он привел к принятию первой Морской доктрины современной России, учреждению Морской коллегии при правительстве РФ, системному включению морских, судостроительных, рыбопромысловых тем, вопросов развития речных пассажирских и грузовых перевозок, обустройства арктического шельфа, состояния внутренних водных путей в приоритеты государственной повестки дня.

Хотя говорят, что история ничему не учит, а только наказывает за невыученное, нелицеприятно осмыслять былое и применять выводы к нынешним задачам – в ДПФ - уже традиция. В 2005 году движение организовало проведение Всероссийской историко-практической конференции "100 лет Цусимы: уроки для современной России", на которой профессионалами было сказано многое "против шерсти" тогдашней морской бюрократии по узловым проблемам развития флота и судостроительной отрасли. Концептуальным продолжением важной темы год спустя стала организация Всероссийской конференции по состоянию и развитию кораблестроения в России, положившей начало острой дискуссии о неотложных мерах государства по спасению отечественной судостроительной отрасли. Одним из зримых результатов конференции стало учреждение в 2007 году Объединенной судостроительной корпорации, начавшей процесс собирания и возрождения отечественного судостроения.
 
Сегодня в стране, наконец, сформулированы большие цели, поставлены ключевые задачи, совокупный государственный заказ отечественным судостроителям, включая оборонный заказ, заказы госкорпораций и компаний с госучастием, достиг параметров, превышающих возможности многих крупных морских держав. Со стапелей по заказу Минобороны, Погранслужбы ФСБ все более ритмично сходят современные корабли разных классов, подводные лодки, суда обеспечения. Все активнее строят свой флот в отечественных верфях и наши крупные компании. Пополняется и выходит на новый уровень возможностей уникальный ледокольный флот России, включающий подлинную национальную гордость – группировку атомных ледоколов. И при всем этом, очевидно, что российский флот: военный и гражданский — сейчас особенно нуждается в более четкой, точнее, эффективной внутренней и межведомственной согласованности, выстраивании иерархии задач из числа приоритетных и пока менее важных, создании системы хотя бы среднесрочного планирования (на 5-10 лет) с введением ответственности за не достижение утвержденных показателей.
 
А у нас, все еще порой принимаются программы, которые, как оказывается, не нужны или необходимое для их реализации не готово. Например, подводные лодки уже есть, а ракет под них еще нет. А на этих лодках уже есть экипажи, которые должны ходить в море, отрабатывать задачи. Или корабли строятся, а причалов и береговой инфраструктуры для них еще нет и не предвидится.

Конечно, решение задачи зависит не только от флота, но и от промышленности. А промышленность зависит от кадров, технологических возможностей предприятий отрасли, синхронизированных с развитой системой кооперации. Еще очень важно добиться общего с военными заказчиками понимания целей строительства ВМФ, сопряженного с возможностями промышленности с страны в целом. Главная рабочая задача сегодня, я считаю, чтобы планы и программы, которые составляют различные ведомства и компании, идеологически и структурно между собой сочетались. А то получится как с так называемой сердюковской реформой: упразднили мичманов, а они были контрактной основой корабельного флота, порубили военную приемку, обрушили неплохо работавшую систему контроля качества и согласования интересов оборонпрома и военного ведомства. Потом, когда разобрались и выяснилось, что надо опытных специалистов возвращать, но людей-то уже уволили, систему разрушили, а строить всегда дороже, чем ломать.

- Одним из первых в стране Движение поддержки флота на широком общественном уровне подняло тему Русской Арктики. Что удалось сделать и что предлагает сделать ДПФ для последующей реализации арктической темы на государственном уровне?

- Русский Север надо обустраивать, а обустройство начинается с инфраструктуры, транспорта, снабжения, связи, с переходом к нормальному жилью, социальной среде, рабочим местам, образованию и культуре. Итак, ключевое слово – создание или возрождение на современном технологическом уровне инфраструктуры всего нашего Севера. Да, это дорого. Да, это под силу только государству или государственно-частному партнерству с лидирующим участием государства. И потому, мы сейчас должны начинать, казалось бы, самые простые вещи, как дноуглубительные работы, расчистку побережья и судовых ходов. У нас устья рек северных, от Мурманска до Певека, до Чукотки, нуждаются именно в таком капитальном инфраструктурном обустройстве. Не просто что-то там подкрасить, а решить ключевой вопрос обеспечения связью, навигацией, налаживания транспортной доступности. И поэтому Севморпуть на сегодняшний момент обозначен как государственная стратегическая программа в ряде федеральных целевых программ, в ряде программ, связанных с развитием российского арктического и приарктического регионов, и  вопрос развития Севморпути это еще и вопрос развития наших территорий.
 
Но для кого же мы все это будем делать, если оттуда продолжат уезжать люди? Поэтому вопрос развития и полноценного обустройства Севморпути это вопрос не только кратчайшего транзита из Западной Европы, в Японию, Китай и просторы азиатско-тихоокеанского региона, это, прежде всего, вопрос качественного развития нашего собственного Севера.
 
А с учетом того, что основная часть природных ресурсов будет, по самым разным оценкам, в ближайшие 50 лет добываться именно с  шельфов, то это вопрос еще и наполняемости нашего бюджета, вопрос нашего уверенного самочувствия как страны на весь ХХI-й век. Поэтому вопрос Севморпути многогранный, и он стратегически связан с перспективами нашего национального развития. Острее всего стоит вопрос создания государством предпосылок для умного развития, чтобы киловатт-час для тех, кто осуществляет проекты развития на Севере, обходился меньше, чем для тех, кто занимается аналогичными делами в более благоприятных климато-географических условиях.

И эти темы мы постоянно обсуждаем на наших мероприятиях, заседаниях Правления, конференциях, съездах, круглых столах, на которых приглашаем ключевых участников процесса, федеральных чиновников, предпринимателей, руководителей предприятий, депутатов, общественных деятелей.
 
Общероссийское Движение поддержки флота

-  Известно, что усилиями ДПФ в свое время удалось повлиять на сохранение в составе ВМФ целых классов боевых кораблей (к примеру, "Адмирал Кузнецов"). Как это случилось, и какие выводы из той истории вы считаете наиболее принципиальными?

- Как известно, в феврале флагман ВМФ России, авианосец "Адмирал Кузнецов" вернулся с первого в истории флота боевого похода во главе группировки боевых кораблей к берегам Сирии. Моряки и летчики достойно выполнили поставленные задачи вопреки завываниям западной прессы. И сегодня даже как-то дико выглядит тот факт, что в начале 2000-х годов некоторые военно-морские деятели с большими звездами на погонах собирались продать корабль на металлолом, скорее всего, в Китай, по схеме продажи авианосца "Варяг", который вместо того чтобы, как заявлялось, стать парком развлечений, после ремонта вошел в боевой состав китайского флота.

Они представили в правительство документ с обоснованием, что на ремонт и модернизацию авианосца "Кузнецов" денег не хватает и лучше его утилизировать.

В качестве использованной аргументации, как помню, утверждалось, что вырученные от продажи авианосца на лом деньги якобы можно было бы направить на строительство серии эскадренных миноносцев. Но мы же это уже проходили: авианесущие крейсеры "Киев" и "Минск" порезали и продали, но ничего нового так и не построили.

"Кузнецов" это не только самый большой боевой корабль ВМФ России — 60 тысяч тонн полного водоизмещения. Это и палубная авиация. То есть, убив авианосец, уничтожили бы на корню и палубную авиацию, вместе с летчиками и системой их подготовки. Тогда бы мы, в частности, не смогли обучать индийских летчиков на модернизированном на "Севмаше" авианосце "Викрамадитья", негде было бы готовить по-настоящему других авиационных специалистов корабельного звена такого уровня.

Когда мне стало об этом известно, в ДПФ состоялось обсуждение на тему "Что делать?" Скептики тогда говорили, что предпринимать что-либо уже поздно. Мол, соответствующее руководство по линии флота, по линии Минобороны уже обратилось в правительство. Мы возмутились и решили действовать. Плюс на тот момент командир авианосца от имени экипажа также попросил ДПФ о помощи.

Я обратился с письмом в правительство. Возможно, нам бы не удалось остановить это безумие, если бы одним из помощников тогдашнего председателя правительства России не оказался вдумчивый и совестливый человек, разбирающийся в ситуации. Ведь письмо руководителя общественной организации по бюрократической иерархии просто не могло дойти до премьер-министра. Его должны были завизировать директоры департаментов. А они не могли завизировать, если бы не получили отзывов от министерств. А что могли написать из ВМФ и Минобороны, если они сами готовили авианосец к утилизации?

Это был как раз тот случай, когда от одного человека зависит больше, чем от тысяч, которые наблюдают или переживают, но не знают, как действовать, или не хотят, или не имеют возможности повлиять на ход событий. И этот наш сподвижник по обращению ДПФ взял на себя ответственность — в нарушение всех чиновничьих правил, минуя директоров департаментов, положил наше письмо в папку на доклад председателю правительства и лично прокомментировал, что единственный российский авианосец хотят уничтожить.

Так был сохранен авианосный корабль, палубная авиация и, как следствие, отечественные школы проектирования авианосцев, компетенции в их строительстве и ремонте, что годы спустя позволило выполнить заказ Индии на создание их нынешнего флагмана - "Викрамадитьи". Если измерять в деньгах, сохранено немало средств для страны. А если учитывать вклад авианосца в обороноспособность, престиж страны, в сохранение кадров, проектного и промышленного задела, то он бесценен.

А вывод прост. Никакие, даже подержанные начальством и вполне заманчивые проекты не должны противоречить совести, здравому смыслу, угрожать под благими лозунгами разрушить плоды труда и творчества целых поколений наших моряков и корабелов.
 
Общероссийское Движение поддержки флота

-  Занимается ли ДПФ поддержкой ветеранов, моряков, работой с молодежью? Как это происходит?

- Наше движение постоянно доказывает делом и словом гражданское отношение к действительности. Мы ясно осознаём, что в жизни все само собой не наладится. Наверное, каждому известны примеры, когда без инициативного и принципиального участия профессионального сообщества принимались решения, не полезные для дела, но выгодные для некоторых конкретных участников бюрократических процедур. Кстати, среди нашего актива немало действующих и бывших чиновников, предпринимателей, мы тесно сотрудничаем с очень многими регионами и региональными общинами в Москве в решении и общих вопросов, и проблем конкретных людей. Благодаря этим связям и получается, что наша организация, никогда не имевшая бюджетного финансирования, постоянно оказывает поддержку тем, кто несёт нелёгкую флотскую вахту и ветеранам флота, рыбакам, речникам, корабелам, членам их семей, помогает клубам юных моряков и речников. Лучшим выпускникам-нахимовцам традиционно вручаем нашу стипендию.  

Но, конечно, не только и не столько в материальной сфере лежат наши основные заботы. Так уж у нас получается, что порой для восстановление доброго имени несправедливо забытых или попавших в официальную опалу подвижников нашего Флота, и сегодня порой приходится чуть ли не воевать с чиновниками и их подпевалами. Сколько копий было сломано и литров чернил пролито, чтобы вернуть фигуру адмирала Н.Г.Кузнецова на подобающее ему место среди великих флотоводцев России. Еще больше усилий потребовала борьба за воздание должного подвигу и личности легендарного советского подводника Александра Маринеско. Ежегодно в конце января ДПФ проводит торжественные кают-компании с участием молодежи, посвященные "Атаке века" командира подводной лодки С-13 и ее экипажа, обсуждаем уроки жизни великого русского моряка.
 
Также ежегодно проводим Меньшиковские чтения, Ушаковские беседы-конференции, литературные кают-компании по произведениям В.С.Пикуля и В.В.Конецкого, «круглые столы» по узловым событиям истории нашего Флота и его подвижников.

Только в Москве на площадках крупнейших вузов проведено более двух десятков ежегодных ушаковских бесед и круглых столов по творчеству В.С. Пикуля, порядка 15  меньшиковских чтений, десятки конференций памяти наших флотоводцев и первооткрывателей Беллинсгаузена, Лазарева, адмиралов Нахимова и Макарова, академика-судостроителя А.Н. Крылова, и конечно, ежегодные мероприятия ко дню рождения создателя регулярного Флота и Гвардии Государства Российского - Петра Великого.
 
Открытие памятника В.С. Пикулю / Общероссийское Движение поддержки флота

Я горжусь тем, что нам удалось открыть для широкой общественности огромную фигуру и мощное гражданское наследие морского офицера, публициста Михаила Осиповича Меньшикова. Участие ДПФ помогло привлечь новые волны читательского интереса к произведениям и принципам служения Отечеству бывшего юнги Северного флота, историка и писателя Валентина Пикуля. Посильную помощь организация оказала в подготовке и издании книг писателя, которые, как правило, распространяются на кораблях, в учебных заведениях. Движение уже на протяжении четверти века дружит со вдовой писателя, библиографом Антониной Ильиничной Пикуль, ведет подготовительную работу для возвращения архива В.С. Пикуля в Россию.

Еще одним одним неизменным тезисом программы ДПФ все 25 лет было закрепление в отечественном календаре славных дат России 2 сентября 1945 года как Дня Победы нашего Отечества над милитаристской Японией. Каждый год активисты ДПФ в Москве, на Дальнем Востоке, в Мурманске, Санкт-Петербурге и других местах отмечают эту дату проведением научно-практических конференций. И результат достигнут. В период моего пребывания депутатом Госдумы удалось добиться официального признания этой даты Днем воинской славы России.
 
Мы прекрасно понимаем, что, если мы сами не станем постоянно и всерьез обсуждать с молодежью волнующие нас и молодых вопросы, наше место займут другие силы, которым не нужен ни российский флот, ни судостроение, да, скорее всего, и сама Россия, как самостоятельная мировая держава. Если мы не будем помогать нашим ветеранам, искренно поддерживать, любить и изучать собственное историческое наследие, то ни о какой работе с молодежью не может быть и речи. Градус лицемерия и пустозвонства в медийном пространстве зашкаливает, и только честное, откровенное слово имеет шанс дойти до сердца молодого человека, который с малолетства погружен в это опасное, переполненное ядовитыми соблазнами информационное море.             
 
Все это мы делаем и всегда будем делать по-настоящему, не для галочки. Другую, не менее важную свою задачу мы видим в стимулировании общественными методами, через соответствующие институты поступательного развития Флота и его научно-промышленной базы. Развития, грамотного, планомерного, с опорой на профессионалов с учетом богатейшего исторического опыта, без перекосов, наносящих огромный ущерб народу, экономике и государству. И мы гордимся тем, что в таких проектах ДПФ, скажу без ложной скромности, нередко выступает как первооткрыватель нового вектора в осмыслении имеющихся проблем. Так, в прошлом, юбилейном году мы провели две всероссийские конференции, по своим тематическим повесткам оказавшиеся первыми в истории морской/речной отрасли. В марте - Всероссийскую социальную морскую конференцию, а в июне совместно с Роспатентом – Всероссийскую конференцию по вопросам потенциала интеллектуальной собственности в интересах развития морского, речного транспорта, судостроения, военного флота, рыбопромыслового флота, морской науки России. Итоговые документы конференций с массой интересных предложений и рекомендаций направлены в адрес руководителей  государства, профильных федеральных ведомств и организаций. Буквально на днях в Москве мы созываем еще одно масштабное мероприятие, призванное помочь глубоко и принципиально оценить ситуацию в природоохранной сфере - Морской, речной Экологический форум, который пройдёт 28 марта в Московской государственной академии водного транспорта.

Как видите, соперничать с некоторыми нашими общественными структурами, в основном, специализирующимися на "застольном" обсуждении былых достижений, просто нет времени.
 
По итогам этих 25 лет, главное, как мне кажется, в том, что команде ДПФ вместе с другими социально ответственными организациями удается настраивать российское общество, образно говоря, на морскую волну и по масштабу, и по глубине. Флотом, морской, речной историей сегодня у нас интересуются очень многие, и число таких людей, прежде всего, молодых, постоянно растет.  

И мы особенно рады, когда уже мы от нашей молодежи слышим родившийся четверть века назад девиз ДПФ: "Вместе за Россию и Флот".  
 
Редакция «Корабела» сердечно поздравляет капитана 1 ранга, кандидата политических наук Михаила Петровича Ненашева с Днем рождения и желает ему и его сподвижникам по Движению доброго здоровья, энергии и новых больших проектов во благо российского Флота.
 


 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025