На МВМС "ФЛОТ-2024" были представлены, как всем известные суда и корабли, так и перспективные разработки. Первый пункт назначения – стенд НИЦ "Курчатовский институт".
Здесь мы встретили макеты атомных ледоколов проекта 22220 и проекта 10510 "Лидер". Первый экспонат давно всем знаком, а три атомных ледокола "Арктика", "Сибирь" и "Урал" уже сданы и исполняют свое предназначение. На "Якутии" в мае этого года проходили швартовные испытания. На "Чукотку" в феврале погрузили вторую реакторную установку. В январе заложили шестой ледокол проекта 22220 и дали ему имя города-героя "Ленинград".
"Лидер" пока что находится в процессе строительства. По последним данным в конце мая 2024 г. для судна силами Чепецкого механического завода были изготовлены уникальные титановые трубы. Кстати, именно этому проекту суждено стать самым большим и самым мощным ледоколом в мире. Пока что пальму первенства занимает проект 22220.
Также на стенде НИЦ "Курчатовский институт" можно было увидеть модель комплекса с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом рабочего класса (ТНПА). Назначение – выполнение работ на глубинах до 2250 м: обследование, подготовка площадки строительства, монтаж оборудования, техническое обслуживание, ремонт, консервация и ликвидация подводных объектов. А ещё – обитаемый подводный аппарат "Ясон" проекта 03660, который на данный момент находится на этапе испытаний и доработки.
Заказчик – ПАО "Газпром". Назначение аппарата – обследование донной поверхности и подводных объектов на глубинах до 2250 м, контроль состояния и целостности морских магистральных газопроводов, сопровождение работ, обслуживание, доставка на глубину и подъем на поверхность грузов и материалов (для этого у него спереди есть два манипулятора и платформа), забор проб, инженерные изыскания.
Экипаж – 2 человека. Сферическое стекло кабины, выполненное из акрилового стекла, хорошо выдерживает давление на глубине, а также дает обзор в 270 градусов. В отличие от большинства современных проектов, "Ясон" для погружения будет использовать забортную воду.
Подходим к стенду СЗ "Пелла". Здесь по большей части были представленные военные разработки: патрульный корабль проекта 03160Э, катер проекта 05150, ракетный корабль проекта 22800Э. Но были и гражданские суда – рейдовые буксиры проектов ПЕ-50 и ПЕ-80. Несколько слов о макетах:
Концепт-проект 03160Э – совместная разработка самого завода "Пелла" и объединения "Сплав". "Раптор 2.0" отличается тем, что на него можно установить две реактивные системы залпового огня. Двигатель заменен на китайский, что с одной стороны привело к увеличению длины катера на 1,5 м, с другой – увеличилась и скорость: два ГД позволяют разгоняться до 50 узлов. Корабль будет оснащен новым корабельным гиростабилизированным дистанционно-управляемым боевым модулем "Нарвал", несущим пулемет "Корд" калибра 12,7 мм, два пулеметами калибра 7,62 мм, систему обнаружения лазерного излучения и постановки пассивных помех. Основное назначение модернизированного "Раптора" – оборона пунктов базирования. Будет строиться, если на него поступит заказ.
Катер проекта 05150 "Катран" строится в инициативном порядке. Спуск на воду ожидается в начале 2025 г. Интерес к кораблю проявляют береговая охрана и Минобороны. Назначение – уничтожение малоразмерных надводных целей, поражение воздушных и береговых.
Технические характеристики проекта 0515 "Катран":
Ракетный корабль проекта 22800Э – модификация известного МРК. Перед ним ставят такие дополнительные задачи, как борьба с диверсионно-террористическими силами, спасение терпящих бедствие (в том числе летальных аппаратов), охрана госграниц. Кстати, на СЗ "Пелла" на данный момент уже строиться три МРК проекта 22800. Ближайший планируется сдать в 2026 г.
Рейдовые буксиры нового поколения ПЕ-50 и ПЕ-80. Первый представляет из себя модификацию проекта 90600 (построено более 50 буксиров) с ледовым классом Arc4, что расширяет возможности его эксплуатации до арктических вод. Длина буксира – 25,4 м, ширина – 8,8 м, высота борта – 4,7 м, осадка – 4,2 м; два ГД мощностью до 3000 кВт, тяговое усилие на гаке – до 50 тонн, может осуществлять буксировку со скоростью до 11,5 узлов. Судно оснащено электрогидравлическим краном-манипулятором грузоподъемностью на вылете стрелы в 5 м – 450 кг.
ПЕ-80 – крупнее, имеет более серьезный ледовый класс Arc 6, оснащено скегом. Длина – 33,5 м, ширина – 12,7 м, высота борта – 6,4 м, осадка – 5,7 метра; два ГД суммарной мощностью до 6000 кВт, тяговое усилие на гаке – до 80 тонн, может осуществлять буксировку со скоростью до 14 узлов.
Судостроительная фирма "Алмаз" выставила на стенде модели кораблей береговой охраны и ледокола "Евпатий Коловрат". Проекты известные, в особом представлении не нуждаются. Первый патрульный корабль проекта 12200 "Соболь" разработки ЦМКБ "Алмаз" был построен на СФ "Алмаз" еще в 2006 г.
"Евпатий Коловрат" – проект 21180М, сдан в эксплуатацию в 2023 г. (порт приписки морской порт Петропавловск-Камчатский). Мелкосидящий дизель-электрический ледокол предназначен для проводки кораблей и судов в ледовых условиях с выполнением всех видов ледокольных работ.
Технические характеристики проекта 21180М:
Также на втором этаже были выставлены различные, не привязанные к конкретному проекту модели судов, показывающие работу того или иного предприятия. Так мы встретили судно "АнодЪ" (в разрезе), по которому можно было увидеть, как наносятся специальные защитные покрытия.
И какой-то теплоход в разрезе, где, по-видимому, шел активный процесс электромонтажных работ (по этой теме в новом журнале вышла статья, читайте).
Спускаемся на первый этаж и заходим в гости в Корпорацию морского приборостроения (КМП). Здесь красовалась моделька авианосца, а также опытный образец безэкипажного катера "Лабиринт" разработки и постройки концерна "Моринформсистема-Агат".
Беспилотник представляет из себя плавсредство повышенной непотопляемости для эксплуатации в больших водоемах, реках и морских прибрежных акваториях. Катер может работать как автономно, исследуя какую-то местность, так и под управлением оператора. Основное предназначение – патруль, контроль состояния окружающей среды и обнаружение утечек и загрязнений.
Технические характеристики безэкипажного катер "Лабиринт":
На МВМС-2024 вновь выставили гидрографический робототехнический комплекс "Морена" разработки СПбПУ Петра Великого, расположившийся здесь. Основное преимущество комплекса – легкоразборность, отечественное ПО. Робот способен снимать рельеф дна, патрулировать заданную местность, помочь в очистке канала или изучении потенциально опасных объектов. В состав комплекса входит два беспилотных надводных аппарата и одно автоматизированное рабочее место оператора с системой связи.
СК "АкБарс", как обычно, представила широкий спектр имеющиеся у них проектов от военных кораблей до новейшего судна на СПГ. На всех останавливаться не будем, отметим танкер проекта 03182, разработанный Зеленодольским проектно-конструкторским бюро в качестве многоцелевой платформы ледового класса для транспортировки различных грузов и людей с возможностью посадки вертолета Ка-27.
Технические характеристики проекта 03182:
Грузопассажирский паром проекта CNF22. Строится в Керчи на заводе имени Б.Е. Бутомы. Задача – организация сообщения между дальневосточными портами Камчатки, Сахалина, Приморского края, Магаданской области и Курильских островов. Передача заказчику запланирована на июль 2025 г.
Технические характеристики проекта CNF22:
Морской буксир проекта Т3150. В 2021 г. Зеленодольский завод имени А.М. Горького выиграл конкурс на их строительство и теперь должен сдать пять таких судов. Ожидается, что два первых буксир передадут уже в этом году.
Технические характеристики проекта Т3150:
Лоцмейстерское судно проекта BLV03 разработки МИБ. Заложены на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького 25 октября 2019 г. Первое сдано 28 июня 2022 г., второе 28 сентября 2022 г. Заказчик – ФКУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта". Предназначение BLV03 – постановка и обслуживание средств навигационного оборудования, доставки на береговые объекты СНО и РТСНО, специалистов, снабжения и имущества и др.
Технические характеристики проекта BLV03:
Длина – 35 м;
Ширина – 9,7 м;
Высота борта – 3,5 м;
Осадка по КВЛ – 2,5 м;
ГД – 2х895 кВт;
Скорость экономичного хода – 11 узлов;
Экипаж и спецперсонал – 14 чел.
На военных кораблях подробно останавливаться не будем, но прилагаем фотографию с ними.
Отметим, что на стенде также были представлены макеты таких известных судов, как "Метеора-2020", "Чайка-СПГ", скоростное пассажирское судно проекта А145.
О каждом из проектов мы неоднократно и подробно рассказывали на страницах нашего издания.
Переходим к АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева". Здесь были представлены как уже строящиеся СПК, так и те, что существуют пока что только в виде проектов. Например, модернизированная "Олимпия 230М" пока что так и не нашла своего заказчика, хотя завод готов в любое время приступить к постройке судна. А вот известные "Валдаи 45Р" и "Метеоры 120Р" уже во всю эксплуатируются. Кстати, по последним данным этого месяца, ЦКБ Алексеева готовя проект морского "Метеора". Задача – организовать линию между Ростовом-на-Дону и Мариуполем, Керчью.
Отдельное внимание уделим морскому многоцелевому пассажирскому экраноплану проекта А-050-752D.
И хотя, считается, что период строительства экранопланов, их эксплуатация показали, что такие суда довольно сложны в управлении, в гражданской сфере не пригодятся, наука на месте не стоит, и, возможно, не за горами тот день, когда АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" вновь приступит к строительству этих необычных машин.
Самый большой стенд с самым большим количеством макетов из 38 единиц был представлен, конечно же, ОСК.
Тут можно было найти как проекты судов и кораблей с других стендов, так и оригинальные модели.
Пресс-служба корпорации в своем пресс-релизе отмечает "универсальный обитаемый подводный аппарат "Ясон" (уже рассказали выше), подводные лодки проекта 636 с комплексом "Club-S" и "Амур 1650", многоцелевой фрегат проекта 22356, сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356, малый сторожевой корабль (корвет) проекта 20382, атомный ледокол проекта 22220 "Урал" (рассказывали выше).
Проект 363 с ракетным комплексом "Club-S":
Но помимо макетов у причальной стенки соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы были размещены корабли, построенные предприятиями ОСК и разработанные конструкторскими бюро корпорации: корвет проекта 20380, малый ракетный корабль проекта 22800 "Каракурт", десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр", морской тральщик проекта 12700 "Александрит", подводные лодки проектов 636.3 и 677".
Также на обратной дороге из Кронштадта в парке 300-летия Санкт-Петербурга нашим корреспондентом был обнаружен причаливший десантный корабль на воздушной подушке "Мордовия" проекта 12322 "Зубр".
Как выяснилось, корабль прибыл для проведения агитационно-патриотической акции.
Технические характеристики проекта 12322 "Зубр":
О всех представленных ОСК проектах рассказывать подробно не будем (фотографии можно посмотреть внизу статьи).
Отметим, что ОСК неспроста подчеркнула именно проект 636, получивший некогда славу "Черной дыры", так как речь идет о ракетном комплексе "Club-S".
Подлодка "Амур 1650" – включает в себя лучшие достижения России в области подводного кораблестроения. Также эта субмарина в первую очередь рассчитана на экспорт.
Технические характеристики подлодки "Амур 1650":
Многоцелевой фрегат проекта 22356 считается одни из самых высокотехнологичных фрегатов последнего поколения. Мощный, функциональный, наконец, с красивой архитектурой. Кстати, также предназначен на экспорт.
Технические характеристики фрегата проекта 22356:
На этом наш обзор представленных кораблей и судов (и других проектов) на МВМС "ФЛОТ-2024" мы завершаем. Полный набор фотографии можно увидеть в слайдере в конце этой статьи.
|
|
|
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В Белгородской области на 2025 год запланировали приобретение трех земснарядов 20:53 , 02 Декабря 2024 / события |
Обновлены правила нахождения иностранных судов в российских водах 20:30 , 02 Декабря 2024 / судоходство |
"Транснефть" увеличит емкость резервуарного парка в Козьмино на 150 тыс. тонн 19:58 , 02 Декабря 2024 / порты |
Теплоход пошел ко дну Большой Невки, проводится ликвидация нефтеразлива 19:30 , 02 Декабря 2024 / аварийность и чп |
В Татарском проливе идет спасательная операция с потерявшим ход рыболовным судном 19:02 , 02 Декабря 2024 / аварийность и чп |
На заводе "Янтарь" реализован новый проект по подготовке кадров 18:57 , 02 Декабря 2024 / пресс-релизы |