Корабли разных эпох, закладные доски доков, макет Адмиралтейства и палубный брус с броненосца. Всё это в находится в музее Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе, который является филиалом северодвинского центра судоремонта "Звездочка".
В 1783 году, когда Григорий Потемкин благодаря своим стараниям стал Таврическим, а Крым в первый, но не последний раз - нашим, в Севастополе было основано Лазаревское адмиралтейство. Через 101 год были заложены броненосцы "Чесма" и "Синоп", а к 1905-му году достроен знаменитый "Потемкин".
|
Музей севастопольского морского завода / Корабел.ру |
В украинский период Крыма музей принадлежал Петру Порошенко, однако в 2015 году был национализирован и передан в ведение "Звездочки".
|
На памятных досках по годам расположены встававшие на ремонт суда и корабли / Корабел.ру |
Музей состоит из четырех залов: в них показана вся история Адмиралтейства, ставшего знаменитым заводом и, по сути, история Севастополя. Музей расположен в доме за памятником матросу Кошке, который служил в том здании в Петербурге, в котором ныне находится Центральный военно-морской музей.
|
Памятник матросу Кошке / Корабел.ру |
В зале использовано оформление с применением дерева. На заводе изначально строили деревянные парусные корабли. Позднее, и вплоть до примерно 1920 года, суда стали обшивать клепаными листами металла.
|
Внизу закладные доски Алексеевского (1884 год) и Александровского доков (1886 год) / Корабел.ру |
|
Закладная доска Алексеевского дока / Корабел.ру |
В первом зале расположены экспонаты дореволюционного времени, связанные с основателями и историей завода. Сотрудники музея с 1958 года собирали ее по крупицам.
|
Дореволюционный зал / Корабел.ру |
В зале находятся масштабные модели не только парусных кораблей, но и макет самого предприятия в годы Крымской войны.
|
Макет предприятия в годы Крымской войны / Корабел.ру |
На фотографии ниже иллюминатор и палубный брус с броненосца "Чесма". Этот эскадренный броненосец вступил в строй в 1889 году, но уже в 1907 году был разоружен после ввода в состав флота новых кораблей "Евстафий" и "Иоанн Златоуст". Броненосец вооружался 23 артиллерийскими орудиями и семью торпедными аппаратами. После окончания службы был мишенью для новых линкоров. Корпус "Чесмы" до сих пор покоится на дне Черного моря.
|
Иллюминатор и палубный брус с броненосца «Чесма» / Корабел.ру |
Еще одним знаменитым кораблем, построенном на заводе, стал бронепалубный крейсер "Очаков". В октябре 1905 года на нем произошло восстание, подавленное огнем с кораблей флота и береговых батарей. Восстанием руководил капитан 2 ранга Петр Петрович Шмидт, впоследствии расстрелянный. Корабль, получивший тяжелые повреждение, три года находился в ремонте. В 1907 году он был переименован в "Кагул". Крейсер участвовал в боях Первой Мировой войны на Черном море. В марте 1917 года ему вернули прежнее имя, а в мае следующего года он, находясь в ремонте, был захвачен немцами в Севастополе.
Осенью 1918 года он был захвачен англо-французскими интервентами, которые передали корабль морским силам Юга России. Крейсер участвовал в десантной операции белогвардейцев в Одессе в августе 1919 года и в некоторых других эпизодах гражданской войны на Черном море. 14 ноября 1920 года во время эвакуации Крыма корабль покинул Севастополь и ушел в Бизерту, где в декабре того же года был интернирован. В 1924 году корабли "бизертской эскадры" были переданы СССР, однако в силу плохого состояния и моральной устарелости в Россию не возвращались. В 1933 году бывший "Очаков" был разобран на металл.
|
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
История завода в первые годы молодого советского государства. В 1923-м году завод получил орден Трудового красного знамени. А в 1936-м — имя в честь Серго Орджоникидзе.
|
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
Во втором зале представлена история завода во времена Великой Отечественной войны. В этот период завод отремонтировал около 600 кораблей и судов Черноморского флота.
|
Зал Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов / Корабел.ру |
В третьем зале рассказывается о послевоенном времени вплоть до распада СССР.
|
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
В 1952 году предприятие сдало первый 50-тонный плавучий кран, положив начало их производству в стране. Их грузоподъемность стабильно увеличивалась: 100, 300, 1600 тонн. В последнем случае речь идет о плавкране "Витязь".
|
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
|
География работы и заказов завода в Советское время. / Корабел.ру |
В четвертом зале расположены более современные экспонаты периода, который заканчивается примерно 2002-2003 годом. В 90-е на заводе занимались мелким ремонтом иностранных судов.
|
Четвёртый зал - работа завода до присоеденения к России / Корабел.ру |