Корабли разных эпох, закладные доски доков, макет Адмиралтейства и палубный брус с броненосца. Всё это в находится в музее Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе, который является филиалом северодвинского центра судоремонта "Звездочка".
В 1783 году, когда Григорий Потемкин благодаря своим стараниям стал Таврическим, а Крым в первый, но не последний раз - нашим, в Севастополе было основано Лазаревское адмиралтейство. Через 101 год были заложены броненосцы "Чесма" и "Синоп", а к 1905-му году достроен знаменитый "Потемкин".
В украинский период Крыма музей принадлежал Петру Порошенко, однако в 2015 году был национализирован и передан в ведение "Звездочки".
Музей состоит из четырех залов: в них показана вся история Адмиралтейства, ставшего знаменитым заводом и, по сути, история Севастополя. Музей расположен в доме за памятником матросу Кошке, который служил в том здании в Петербурге, в котором ныне находится Центральный военно-морской музей.
В зале использовано оформление с применением дерева. На заводе изначально строили деревянные парусные корабли. Позднее, и вплоть до примерно 1920 года, суда стали обшивать клепаными листами металла.
В первом зале расположены экспонаты дореволюционного времени, связанные с основателями и историей завода. Сотрудники музея с 1958 года собирали ее по крупицам.
В зале находятся масштабные модели не только парусных кораблей, но и макет самого предприятия в годы Крымской войны.
На фотографии ниже иллюминатор и палубный брус с броненосца "Чесма". Этот эскадренный броненосец вступил в строй в 1889 году, но уже в 1907 году был разоружен после ввода в состав флота новых кораблей "Евстафий" и "Иоанн Златоуст". Броненосец вооружался 23 артиллерийскими орудиями и семью торпедными аппаратами. После окончания службы был мишенью для новых линкоров. Корпус "Чесмы" до сих пор покоится на дне Черного моря.
Еще одним знаменитым кораблем, построенном на заводе, стал бронепалубный крейсер "Очаков". В октябре 1905 года на нем произошло восстание, подавленное огнем с кораблей флота и береговых батарей. Восстанием руководил капитан 2 ранга Петр Петрович Шмидт, впоследствии расстрелянный. Корабль, получивший тяжелые повреждение, три года находился в ремонте. В 1907 году он был переименован в "Кагул". Крейсер участвовал в боях Первой Мировой войны на Черном море. В марте 1917 года ему вернули прежнее имя, а в мае следующего года он, находясь в ремонте, был захвачен немцами в Севастополе.
Осенью 1918 года он был захвачен англо-французскими интервентами, которые передали корабль морским силам Юга России. Крейсер участвовал в десантной операции белогвардейцев в Одессе в августе 1919 года и в некоторых других эпизодах гражданской войны на Черном море. 14 ноября 1920 года во время эвакуации Крыма корабль покинул Севастополь и ушел в Бизерту, где в декабре того же года был интернирован. В 1924 году корабли "бизертской эскадры" были переданы СССР, однако в силу плохого состояния и моральной устарелости в Россию не возвращались. В 1933 году бывший "Очаков" был разобран на металл.
История завода в первые годы молодого советского государства. В 1923-м году завод получил орден Трудового красного знамени. А в 1936-м — имя в честь Серго Орджоникидзе.
Во втором зале представлена история завода во времена Великой Отечественной войны. В этот период завод отремонтировал около 600 кораблей и судов Черноморского флота.
В третьем зале рассказывается о послевоенном времени вплоть до распада СССР.
В 1952 году предприятие сдало первый 50-тонный плавучий кран, положив начало их производству в стране. Их грузоподъемность стабильно увеличивалась: 100, 300, 1600 тонн. В последнем случае речь идет о плавкране "Витязь".
В четвертом зале расположены более современные экспонаты периода, который заканчивается примерно 2002-2003 годом. В 90-е на заводе занимались мелким ремонтом иностранных судов.
Музей севастопольского морского завода / Корабел.ру |
В украинский период Крыма музей принадлежал Петру Порошенко, однако в 2015 году был национализирован и передан в ведение "Звездочки".
На памятных досках по годам расположены встававшие на ремонт суда и корабли / Корабел.ру |
Музей состоит из четырех залов: в них показана вся история Адмиралтейства, ставшего знаменитым заводом и, по сути, история Севастополя. Музей расположен в доме за памятником матросу Кошке, который служил в том здании в Петербурге, в котором ныне находится Центральный военно-морской музей.
Памятник матросу Кошке / Корабел.ру |
В зале использовано оформление с применением дерева. На заводе изначально строили деревянные парусные корабли. Позднее, и вплоть до примерно 1920 года, суда стали обшивать клепаными листами металла.
Внизу закладные доски Алексеевского (1884 год) и Александровского доков (1886 год) / Корабел.ру |
Закладная доска Алексеевского дока / Корабел.ру |
В первом зале расположены экспонаты дореволюционного времени, связанные с основателями и историей завода. Сотрудники музея с 1958 года собирали ее по крупицам.
Дореволюционный зал / Корабел.ру |
В зале находятся масштабные модели не только парусных кораблей, но и макет самого предприятия в годы Крымской войны.
Макет предприятия в годы Крымской войны / Корабел.ру |
На фотографии ниже иллюминатор и палубный брус с броненосца "Чесма". Этот эскадренный броненосец вступил в строй в 1889 году, но уже в 1907 году был разоружен после ввода в состав флота новых кораблей "Евстафий" и "Иоанн Златоуст". Броненосец вооружался 23 артиллерийскими орудиями и семью торпедными аппаратами. После окончания службы был мишенью для новых линкоров. Корпус "Чесмы" до сих пор покоится на дне Черного моря.
Иллюминатор и палубный брус с броненосца «Чесма» / Корабел.ру |
Еще одним знаменитым кораблем, построенном на заводе, стал бронепалубный крейсер "Очаков". В октябре 1905 года на нем произошло восстание, подавленное огнем с кораблей флота и береговых батарей. Восстанием руководил капитан 2 ранга Петр Петрович Шмидт, впоследствии расстрелянный. Корабль, получивший тяжелые повреждение, три года находился в ремонте. В 1907 году он был переименован в "Кагул". Крейсер участвовал в боях Первой Мировой войны на Черном море. В марте 1917 года ему вернули прежнее имя, а в мае следующего года он, находясь в ремонте, был захвачен немцами в Севастополе.
Осенью 1918 года он был захвачен англо-французскими интервентами, которые передали корабль морским силам Юга России. Крейсер участвовал в десантной операции белогвардейцев в Одессе в августе 1919 года и в некоторых других эпизодах гражданской войны на Черном море. 14 ноября 1920 года во время эвакуации Крыма корабль покинул Севастополь и ушел в Бизерту, где в декабре того же года был интернирован. В 1924 году корабли "бизертской эскадры" были переданы СССР, однако в силу плохого состояния и моральной устарелости в Россию не возвращались. В 1933 году бывший "Очаков" был разобран на металл.
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
История завода в первые годы молодого советского государства. В 1923-м году завод получил орден Трудового красного знамени. А в 1936-м — имя в честь Серго Орджоникидзе.
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
Во втором зале представлена история завода во времена Великой Отечественной войны. В этот период завод отремонтировал около 600 кораблей и судов Черноморского флота.
Зал Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов / Корабел.ру |
В третьем зале рассказывается о послевоенном времени вплоть до распада СССР.
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
В 1952 году предприятие сдало первый 50-тонный плавучий кран, положив начало их производству в стране. Их грузоподъемность стабильно увеличивалась: 100, 300, 1600 тонн. В последнем случае речь идет о плавкране "Витязь".
Музей Севастопольского морского завода / Корабел.ру |
География работы и заказов завода в Советское время. / Корабел.ру |
В четвертом зале расположены более современные экспонаты периода, который заканчивается примерно 2002-2003 годом. В 90-е на заводе занимались мелким ремонтом иностранных судов.
Четвёртый зал - работа завода до присоеденения к России / Корабел.ру |