Все это время мы следили за работой российского лайнера, построенного на отечественной верфи впервые за последние 60 лет. В 2019 году "Корабелы" присутствовали при спуске на воду инновационного круизного теплохода "Мустай Карим" на заводе "Красное Сормово", и вот спустя 5 лет предлагаем из первых уст услышать о результатах работы, особенностях эксплуатации судна и жизни на борту. На вопросы отвечает капитан теплохода "Мустай Карим" Сергей Кайнов.
– Рады вновь видеть вас в роли бессменного капитана "Мустая Карима". Начнем с самого интересного и волнующего: что изменилось на судне с поры последней нашей встречи в 2020 году?
– Для гостей теплоход "Мустай Карим" с каждым новым сезоном только преображается, становится еще комфортнее. За эти годы мы улучшили на судне систему подачи горячей и холодной воды, систему кондиционирования воздуха, в некоторых каютах доработали санблок.
На сегодняшний день "Мустай Карим" является флагманским теплоходом компании "ВодоходЪ" и символом современного пассажирского судостроения. Нам необходимо держать марку, поэтому команда теплохода со всей ответственностью старается обеспечить должный уровень комфорта и сервиса на борту, постоянно улучшая системы технических коммуникаций, интерьеры, кухню, развлекательные и экскурсионные программы.
– Где зимует судно?
– В поселке Октябрьский Нижегородской области, как и практически весь флот компании "ВодоходЪ". Это чуть ниже по течению от Нижнего Новгорода.
– Есть сменный капитан, который на судне зимует?
– Нет. На всех круизных судах "ВодоходЪ" назначается один капитан.
– Навигация 2024 года, какой она была для вас?
– В этом году была самая длительная навигация за историю пассажирского флота. 23 апреля "Мустай Карим" первым открыл круизную навигацию в России и завершил сезон 24 ноября. Итого – 216 дней, а в эксплуатации "Мустай Карим" находился 219 дней.
Такому продолжительному круизному сезону, конечно, поспособствовала погода: в конце ноября льда еще не было.
За 7 месяцев мы приняли на борту 9906 гостей.
– С 22 по 24 ноября по маршруту Нижний Новгород – Чебоксары – Нижний Новгород состоялся крайний в этом сезоне круиз теплохода "Мустай Карим". Сколько гостей было на этом рейсе?
– Загрузка крайнего круиза была непредсказуемой, ведь таких поздних осенних круизов раньше не было, но мы вышли в рейс с полной посадкой, что говорит о том, что пассажиры доверяют теплоходу и его команде в том, что касается организации отдыха, даже поздней осенью.
– Лето было жарким. Как ощущали себя на борту туристы и экипаж?
– С точки зрения круглосуточной работы с людьми, на теплоходе "жарко" всегда. Что касается погоды, то мы и не заметили, что лето было жарким. Кондиционеры работали исправно, для гостей на солнечной палубе предусмотрены лежаки, тенты, душ. Кто хотел – загорал на солнечной палубе или отдыхал в тенечке. К тому же на реке всегда прохладнее, чем в городе. Именно за речную прохладу и терапию воды туристы выбирают отдых в круизе.
– Как вы отдыхаете?
– Я работаю без выходных, как только весной захожу на борт. В этом году я начал нести "капитанскую вахту" 10 марта, а закончил – 29 декабря. Затем, словно медведь, ухожу в "зимнюю спячку", но она продолжается недолго, т.к. в межнавигационный период за теплоходом тоже нужно следить: контролировать текущее обслуживание, ремонты и покраску. Рабочий график зимой предусматривает выходные и возможность каждый вечер проводить с семьей. С приходом весны я беру чемодан и отправляюсь на 7 месяцев жить и работать на теплоходе "Мустай Карим".
Во время нахождения на борту я работаю в трехсменном графике: 4 часа работаю, 8 отдыхаю и вновь 4 часа работаю. Ночная вахта продолжается с 00:00 до 4:00. Меня сменяет второй штурман. С 5:00 до 10:00 – время для отдыха. Нередко лечь спать в определенное время не удается, так как есть сопутствующие дела. Днем между вахтами тоже есть время для отдыха. После такого режима, когда схожу на берег, еще дней пять привыкаю к "земному" графику.
– Есть ли желающие вас подменить на "Мустае Кариме"?
– Я не слышал про желающих попасть на это судно капитаном. Всем хорошо на своих судах. К тому же работа на пассажирском лайнере – очень ответственное мероприятие. Не каждый готов к такому, а тот, кто решается, находится на своем месте и работает, как правило, на этой должности всю жизнь.
– Есть ли у теплохода "Мустай Карим" автопилот?
– Есть, но довольно простой. Может держать только прямой курс, поэтому мы его используем лишь при движении по озерам и в Черноморско-Азовском бассейне.
– Вы ходили в Выборг в прошлом и в этом году?
– В 2023 году состоялся первый пробный круиз с посещением Выборга, который показал, что пассажирам маршрут и город понравились. Если в 2023 году мы зашли в Выборг 5 раз и привезли в город 1281 гостя, то за 2024 г. "Мустай Карим" совершил 9 круизов с посещением Выборга, и с нами прибалтийский город посетило уже 2347 человек.
– Бывает так, что вы подошли к городу, а он не готов вас встретить?
– Маршрутная сетка и график судозаходов формируются за год до начала навигации. Поэтому все наши "береговые" партнеры знают о заходе заблаговременно и часто очень волнуются, так как принимают у себя лучшее на сегодняшний день пассажирское судно России с требовательными туристами. 300 человек должны быть чем-то заняты в городе, для них нужно организовать трансфер, экскурсии, досуг.
– Сами выходите прогуляться во время стоянки?
– Выхожу, но большой потребности ехать в город не испытываю. Чтобы "размагнититься", мне хватает прогулки вдоль берега: посидеть и... посмотреть на т/х "Мустай Карим" со стороны.
– Уже успели все самые интересные места выучить?
– Я знаю их со времен своего детства. С бабушкой и дедушкой, которые всю жизнь проработали на теплоходе "Иван Кулибин" (бабушка поваром, а дедушка помощником механика), каждое лето я ходил на судне, изучал города, их характер и географию. Возможно, именно то, что я так часто бывал на круизном теплоходе, и стало причиной моего желания работать на речном флоте.
– А почему вы не захотели стать механиком, раз у вас был такой пример?
– В машинном отделении было слишком шумно, и мне не понравилось. Это ключевой фактор, повлиявший на мой выбор. А вообще с техникой возиться мне нравится. До сих пор люблю спуститься в машинное отделение и пообщаться с механиками, узнать, как обстоят дела. Хотя, честно, у нас современное оборудование, и не требуется такого пристального внимания.
Мой дедушка, кстати, до 70 лет проработал на судне. Сейчас ему 86 лет, он живет в известном для речников поселке – Перевальск (ранее Память Парижской Коммуны), и каждый раз, когда "Мустай Карим" проходит мимо, он выходит на берег, встречает меня, а я в ответ приветствую его теплоходным гудком.
– Назовите самое красивое место, где вы успели побывать на теплоходе, и самый сложный маршрут.
– Сложность маршрута зависит от "нахоженности". В Ростовской области довольно-таки тяжело идти. Волго-Донской канал узок, на нем расположено 15 шлюзов. При постоянном ветре и большой парусности судна управление теплоходом на этом отрезке пути действительно требует мастерства.
Самое красивое место – река Свирь осенью. Но на самом деле любимого маршрута у меня нет. Все любимые. Каждое место открывается каждый раз по-новому, в зависимости от времени суток, погоды и настроения.
– На других теплоходах когда последний раз были?
– В 2015 году, когда я еще работал старпомом, нас направляли в Европу по обмену опытом, и там я посещал морской лайнер. А как пассажир – никогда, и думаю, что вряд ли захочу. В лучшем случае можно пройтись на большом круизном лайнере по морю, оценить отдых в морском путешествии.
– Обращались ли к вам за отзывами по эксплуатации теплохода "Мустай Карим" конструкторы судов проекта "Карелия"?
–Да, год назад конструкторы к нам обращались: задавали вопросы по механической, электрической частям, интересовались у меня особенностями эксплуатации. Также целой командой в составе нескольких капитанов, механиков и менеджеров мы выезжали в КБ "Вымпел" для обмена лучшими решениями и генерации новых идей. Думаю, что теплоходы проекта "Карелия" по характеристикам должны получиться еще лучше, чем наш любимый "Мустай Карим".
– Что лично со своей стороны вы предложили заменить?
– Схемы расположения некоторых помещений на борту наверняка могут быть оптимизированы. Например, на мой взгляд, каюту капитана можно сделать эргономичнее: кабинет там оказался не нужен, так как я большую часть времени провожу на мостике.
– Говорят, что на "Карелии" будет больше обслуживающего персонала, чем самих отдыхающих. Чем это обусловлено?
– Соотношение пассажиров и членов экипажа на новом теплоходе "Николай Жарков" соответствует мировому уровню класса Люкс – 2 к 1. На 176 гостей будет приходиться 97 представителей команды. На "Мустае Кариме" примерно такое же соотношение. В этом году у нас стало больше барменов, официантов, поваров. Всего с учетом судовой команды, сотрудников ресторана, турбригады и артистов на борту "Мустая Карима" работал 141 человек.
– За пять лет эксплуатации главные двигатели "Мустая Карима" не подводили?
– Нет. Все работает в штатном режиме. Вскоре, спустя 14 000 моточасов, двигателям как раз предстоит первое большое ТО с частичной разборкой и с привлечением сторонней организации. Наши механики будут смотреть и учиться.
– И в завершение интервью наша традиционная рубрика блиц-вопросов. Берете семью на теплоход?
– Они ко мне приезжают в гости: два–три раза за навигацию.
– Ранее вы работали на теплоходе "Мстислав Ростропович". Какое вам судно больше нравится, предыдущее или "Мустай Карим"? – На этот вопрос очень сложно ответить, так как судно для меня – это дом. Тогда домом был "Мстислав Ростропович", сейчас – "Мустай Карим". Но, когда я перешел на новое судно, я стал его обустраивать под себя, так, как привык. Привнес некоторые технические решения, которые были на предыдущем теплоходе. Члены команды, пришедшие на "Мустай Карим" с судов "Нижний Новгород" и "Ленин", также привнесли свой опыт.
До "Мстислава Ростроповича" я работал на теплоходе "Лев Толстой". И тоже не смог бы сравнить, где лучше. Вот что точно могу отметить, так это систему управления на "Мустае Кариме", которая, ввиду наличия винторулевых колонок, действительно отличается от обычного штурвала. Тут, когда ты поворачиваешь руль управления вправо, судно идет влево. К этому нужно привыкать.
– Как питаетесь на судне?
– Команда питается отдельно от отдыхающих, у нас собственный камбуз и собственное меню: мясо, рыба, крупы, супы, фрукты, овощи – рацион разнообразный.
– Где проживает персонал? – Ниже главной палубы. Там у нас все просто и лаконично, но достаточно для нормального восстановления сил. Отдохнуть можно в кают-компании, например, посмотреть телевизор.
– За что любите свою работу?
– Один из любимых моментов в работе, когда "Мустай Карим" проходит под знаменитыми разводными мостами Санкт-Петербурга. Каждый раз это особенное событие, ведь на сегодняшний день мы единственное круизное судно, которое может проходить под разводными мостами с пассажирами на борту.
Работа в компании "ВодоходЪ" нравится тем, что здесь постоянно развиваешься. Вместе с приходом на флот инновационных технологий, судов нового поколения мы тоже постоянно совершенствуем свои навыки и профессионализм.
Задавала вопросы: Виктория Корабеловна