– С какими результатами завершили 2024 год?
– ММТП продолжает выполнять свои функции в полном объеме. У нас 15 рабочих причалов.
В 2024 году ММТП перевалил 13,97 млн тонн груза. Это на 19,7 % меньше, чем в 2023 году. В 2024 году, например, совсем не было марганца импортного. Поэтому сейчас привлекаем других поставщиков угля, ведем переговоры по контейнерным грузам, вновь рассматриваем вопрос по железнорудному окатышу. Наш безоговорочный плюс – возможность работать практически с любым грузом.
– А бывает так, что в порту вообще нет судов?
– Это крайне редкие случаи. При наличии 15 действующих причалов у нас всегда идет какая-то работа.
– Какой груз и в каком объеме отгружаете на СМП?
– В 2024 году в основном навалочные грузы. В 2023 году также перегружали плиты и другие стройматериалы, что было связано с активным процессом строительства на СМП, начиная от аэродромов и заканчивая проектами "Новатэка".
– Влияет ли падение грузопотока на зарплату сотрудников?
– К сожалению – да. У докера-механизатора сдельная оплата труда, соответственно, она привязан к тонне: как с выгрузки с вагона, так и с погрузки на пароход.
– Сколько у вас в порту сейчас работает стивидоров и докеров-механизаторов?
– На каждом районе по семь стивидоров. Докеров-механизаторов – 365 человек. Работаем круглосуточно. На первом районе две бригады, на втором районе три бригады. При этом сохраняется дефицит кадров, особенно по комплексу механизации: не хватает слесарей, квалифицированных механиков.
Стивидоров стараемся набирать из студентов Макаровки, отлично подходят люди со штурманским и флотским образованием. С радостью берем молодых специалистов на практику. У нас работают ребята из Новосибирска, Мурманск, Санкт-Петербурга. Чтобы стать докером-механизатором для начала надо к нам устроиться в складскую бригаду, понять, в каком направлении хочется развиваться и обучиться этому. Далее – экзамен, и если человек подтверждает свои навыки, мы его уже можем взять на должность.
– Какой самый необычный груз переваливали?
– Два года назад через нас проходили комплектующие для ветряных электростанций: лопасти и сами опоры. Поступали морем, а потом мы их отгружали на транспорт, который доставлял агрегаты до Териберки. Это в 100 км от ММТП. Груз был габаритным, непростым, но наших умений, площадей (140 000 м2) и техники хватает, чтобы и не таким грузом заниматься.
– С контейнерами сейчас не работаете?
– По контейнерам пока что на этапе просчета вариантов. Есть китайская компания, доставляющая контейнеры по СМП в Архангельск. Но они хотят попробовать какой-нибудь другой порт, так как там их не устраивает скорость. Также Белое море замерзает. У нас для того, чтобы их принять, все есть. Вопрос только в размещении и хранении, дальнейшей логистике. Если пробный рейс оправдает ожидания, то начнем принимать китайские контейнеры.
– При перевалке теряется какая-то часть груза?
– Нет. Когда мы меняем вид груза, мы обязательно проводим уборку. У нас даже есть независимая компания, принимающая её. Очистили пути, закатили новые вагоны, продолжаем выгрузку. Два раза в месяц порт проверяют экологи Росморпорта, соответственно, – никаких потерь и загрязнений.
– Раз заговорили про технику, давайте остановимся на ней подробнее.
– В распоряжении ММТП 38 портальных кранов, 16 манипуляторов и множество мелкой техники.
– Прямо за нами стоит спецтехника. Есть кому на ней работать?
– Это в основном приобретения текущего года. Отличная гидравлическая техника. И, да, на ней есть кому работать. Но хочу сказать, что, к сожалению, добротных специалистов по гидравлическим системам мало. Приходится их воспитывать из собственных сотрудников. Те, которые могли бы к нам приехать с юга, просят очень большие деньги за свои услуги.
А теперь подробнее о том, что здесь стоит. Зеленая машина (Кин-Конгом называем) – техника с манипуляторами, на которые вешается грейферное оборудование. Применяется для выгрузки вагонов. Универсальная мобильная машина, может подъехать практически в любое место. Особенно хороша для выгрузки смерзшихся углей из вагонов: за счет гидравлической системы челюсти у грейфера очень мощные. Техника весьма живучая.
Следующая машина с красной шайбой – магнитом. Используется для зачистки вагонов из-под железорудного концентрата. Технику можно оборудовать грейфером и также выгружать вагоны.
Рядом стоит красный трактор фирмы Valtra. Мы прикрепляем к нему цистерну 12-кубовую, брандспойт и используем как машину пылеподавления или для поливки территории, увлажнения штабелей.
– Основной груз ММТП – уголь. Насколько мощная у вас система пылеподавления?
– Достаточно мощная, чтобы не загрязнять окружающую среду, хотя нам и требуется ещё несколько мобильных пылеподавляющих машин, дабы окончательно закрыть этот вопрос. На данный момент порт оборудован стационарными пылеподавляющими установками, на которые по централизованной системе водоснабжение подается вода и распыляется над местом хранения угля при помощи форсунок и мощного вентилятора. Такая пушка способна бить на дистанцию до 100 м. Средний расход – 7 литров в секунду. Но подаваемое количество воды на аппарат можно регулировать.
– Чьего производства техника у вас в основном работает?
– Техника у нас разная, есть и китайская неплохая, есть и европейская, на которую, как и всем, сейчас непросто достать ЗИП. Кстати, если говорить о китайском производителе, то небольшой манипулятор Bonny, о котором я вам только что рассказывал, – весьма качественная машина. Китайцы, нужно признать, быстро ориентируются в рынке и быстро дорабатывают технику свою. У нас, например, есть вилочный погрузчик китайский – к нему вообще претензий нет. А вот с отечественными машинами пока что непросто. Пробовали недавно погрузчик от "Кировского завода": к сожалению наши докеры сказали, что для интенсивной работы в порту такая техника не подходит. Возможно, через какое-то время предложат модернизированный вариант.
– Расскажите подробнее про модернизацию второго причала. Что это даст порту?
– На самом деле это первый и самый старый причал Мурманского торгового порта. Начинал строить его еще Росморпорт, но работу не завершил. Мы его полностью перестроили, переоборудовали, и сейчас прорабатываем вопрос постановки сюда Сapesize'ов. Это большая научная работа, которая постепенно подходит к завершению. Осталось разработать документацию и согласовать её с портнадзором и капитанией. Стройки как таковой делать не надо, все уже завершено.
В эксплуатацию второй причал ввели ещё в феврале 2024 года.
– Прием Сapesize'ов проектную мощность порту добавит?
– Безусловно. Это прямое увеличение грузооборота: даст нам возможность выйти на втором причале на желаемые 5 млн тонн в год.
– Коротко о планах.
– С этим все просто – мы идем по пути увеличения тоннажа флота. Это целесообразно и с точки зрения финансов, и с точки зрения логистики.
Вопросы задавала: Виктория Корабеловна