Об отрасли простыми словами Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль! |
О проекте
Ледоколы проекта 21900М имеют неограниченный район плавания. Основным предназначением судов подобного проекта является самостоятельная проводка и буксировка крупнотоннажных судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде, а также тушение пожаров на плавучих объектах и других сооружениях. Помимо этого, ледоколы проекта 21900М могут оказывать помощь судам, терпящим бедствие, и перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы, включая рефконтейнеры с соответствующим энергообеспечением, и другие палубные грузы.
Основные характеристики ледокола проекта 21900М:
Вообще, ледокол проекта 21900М с точки зрения технических характеристик отличается от своих предшественников проекта 21900 большей скоростью и уменьшенным уровнем вибрации и шумов. Помимо этого, на "Мурманске" внесли архитектурные изменения и перенесли вертолетную площадку в нос судна, а также укрыли бак для более комфортных условий работы швартовных команд. Есть еще ряд существенных отличий проекта 21900М от 21900, но обо всем по порядку.
Мурманск", как и "Новороссийск" и "Владивосток" проекта 21900М, принадлежит Северо-Западному бассейновому филиалу Росморпорта. Строился он на двух верфях — на Выборгском СЗ и на "Арктек Хельсинки Шипъярд" по заказу ФГУП "Росморпорт", как и предыдущие ледоколы "Москва" и "Санкт-Петербург" проекта 21900. Как отметили представители Росморпорта, это позволило применить передовые технологии судостроения финских и российских корабелов. Поэтому предлагаем познакомиться поближе с тем, что внутри ледокола и как живет экипаж. "
"Мурманск" на связи
Рубка довольно просторная, но это не удивительно — ледокол сам по себе немалый по габаритам и достаточно многофункциональный. По словам капитана "Мурманска" Юрия Ахромкина, есть одно замечание — это недостаточная обзорность: "Для ледокольщика крайне важна обзорность. Мы постоянно работаем с судами, нам необходимо обозревать все части ледокола. А сейчас на "Мурманске" с мостика видно часть носа, часть кормы, но далеко не полностью. Отмечу, что наши первые замечания при приемке были отработаны, и пульт судовождения устроили немного иначе. Но все равно недостаточно — плохой обзор кормовой конечности. На старых линейных ледоколах есть кормовые мостики. На "Мурманске" тоже просятся подобные, потому что у нас есть целая площадка между трапами".
На мостике представлено преимущественно импортное оборудование известных производителей радионавигационного оборудования (РНО): японский бренд "JRC", американский "Sperry Marine", датский "Thrane & Thrane", шведский "Consilium" и другие. Но отечественные компании тоже приняли участие в оснащении "Мурманска". Так, "Транзас" поставил на ледокол приемоиндикатор DGPS/GLONAS марки Т-701, всю систему авральной сигнализации, АИС модели Т105 и ЭКНИС марки Navi-Sailor NS4000 ECDIS MFD.
"Ядром установленной "Транзасом" навигационной системы для ледокола "Мурманск" проекта 21900М стала интегрированная бортовая система ТРАНЗАС MFD (многофункциональный дисплей), которая позволяет использовать набор различных приложений, таких как Navi-Sailor ECDIS, Navi-Radar, Navi-Conning, Navi-Planner,и другие системы, на одной рабочей панели для обеспечения эффективного управления судном и безопасного судоходства.
Судно также оснащено комплексом ГМССБ-оборудования для работы в районах А1, А2, А3, А4, спутниковыми системами высокоскоростной передачи данных, системой передачи данных на базе стандарта WiMax, ледовой радарной приставкой, лагом и эхолотами с ледовой защитой, системами для обеспечения взлета и посадки вертолетов, системой ночного видения.
"Транзас" оснастил ледокол "Мурманск" системой измерения ледовых нагрузок на корпус, комплектом внутрисудовой связи и другим электрооборудованием, предназначенным для эксплуатации при экстремально низких температурах.
Уникальность установленного "Транзасом" оборудования заключается в его повышенной устойчивости к экстремально низким температурам (до -50 С°) и суровым условиям эксплуатации в арктических широтах. Примечательно также, что концепция размещения оборудования и дизайн пультов управления рулевой рубки были разработаны "Транзасом" с учетом опыта, полученного в ходе эксплуатации ледоколов "Москва" и "Санкт-Петербург" проекта 21900", - подчеркнули представители компании "Транзас".
Ледокол "Мурманск" оснащен судовой РЛС марки X-Band VisionMaster FT CAT1 34 Radar Systems от компании "NORTHROP GRUMMAN SPERRY MARINE B.V.". Стоит отметить, что судно оборудовано ледовой приставкой к НРЛС для отображения ледовой обстановки модели Rutter Sigma S6 фирмы "Rutter Technologis Inc".
Норвежская фирма "Zenitel" поставила для "Мурманска" командно-трансляционное устройство марки SPA-400-V2, систему АТС и громкоговорящей связи типа ААСМ-144, телефонную связь марки VSP и систему сигнализации госпиталя модели SCAS.
За средства радиосвязи на ледоколе отвечала компания "Thrane & Thrane", поставившая УКВ-радиоустановки ГМССБ с ЦИВ марки SAILOR 6222 VHF DSC Class A, ПВ/КВ-радиоустановки модели SAILOR System 6000 250W MF/HF, консоль ГМССБ типа SAILOR 6334C и ИНМАРСАТ SAILOR 6110 Inmarsat Mini-C.
На "Мурманске" установлены гирокомпас марки NAVIGAT X MK1 и магнитный компас NAVIPOL I от американской фирмы "Sperry Marine", лаг модели SAL R1a - от фирмы "Consilium", а также эхолот SKIPPER GDS10 - норвежская компания "Skipper Electronics AS". Спутниковый компас модели JLR-21 установила японская компания "JRC".
Бильярд, спортзал, а что еще нужно?
На ледоколе "Мурманск" много внимания уделено экипажу. Судно располагает несколькими кают-компаниями, комнатами отдыха, большой столовой, спортивным залом, сауной, бассейном и даже бильярдной.
Для быстрого перемещения между палубами ледокол "Мурманск" оснащен пассажирским лифтом на 900 кг фирмы HYUNDAI ELEVATOR CO, LTD. По словам старшего электромеханика Виталия Смирнова, работает он исправно, но сначала были заметны недочеты: где-то не до конца собрали, порой члены экипажа застревали между палубами. Сейчас к лифту нет нареканий. Отметим, что на судах проекта 21900 подобного лифта нет.
Помещений для отдыха экипажа на ледоколе достаточно: от комнат с книжными стеллажами до бильярдной.
Как говорят члены экипажа ледокола, во время отдыха они предпочитают сыграть несколько партий в русский бильярд.
Но самым любимым местом моряков является сауна и бассейн с глубиной более двух метров.
Столовая на "Мурманске" просторная и достаточно уютная. Повсюду развешаны шторки, цветы в навесных горшках, включен телевизор.
Так выглядит камбуз ледокола.
Безусловно, для такого большого судна и немалого плавсостава столовой и сауны с бильярдной недостаточно. Поэтому есть альтернатива: небольшой спортивный зал со столом для настольного тенниса.
Сердце северного гиганта
Машинное отделение ледокола "Мурманск" соответствует габаритам судна - такое же необъятное и мощное. Здесь расположены четыре четырехтактных главных дизель-генератора фирмы "Wärtsilä" марки 12V32Е номинальной мощностью 6751 кВт, максимально длительной мощностью 6960 кВт.
Помимо ГДГ, в машинном отделении размещены два стояночных дизель-генератора марки 4L20 тоже от "Wärtsilä" номинальной мощностью 720 кВт, максимально длительной - 800 кВт, и аварийный дизель-генератор ДГА-200-А-А1-МПС компании "Морские пропульсивные системы" мощностью 200 кВт и частотой вращения 1500 об./мин.
По мнению старшего механика судна Александра Игнатьева, некоторые системы расположены неудобно для обслуживания: "Возможно, после всех учтенных замечаний по прошлым судам проекта уже и нельзя расположить оборудование иначе. Но нам от этого не легче работать".
Движительно-рулевой комплекс, состоящий из пропульсивного модуля и привода ВРК с упругой муфтой модели SP110ARCPULL с частотой вращения гребного винта 138 об./мин, поставила финская компания "Steerprop".
Вместе с комплексом фирма "Steerprop" установила систему управления винторулевой колонкой, главный пост управления и пост управления.
На "Мурманске" установлены две полноповоротные тянущие винторулевые колонки механического типа мощностью 9 МВт каждая. Для сравнения, на судах проекта 21900 - две ВРК толкающего типа мощностью 8,1 МВт каждая. Как отметил ФГУП "Росморпорт", применение тянущих колонок улучшило работу судна во льдах, сделало более устойчивым движение на заднем ходу и работу во льдах.
На ледоколе "Мурманск" для движительно-рулевого комплекса установлены два гребных электродвигателя марки Monoblock QD800L3-10FWK мощностью 2х4500 кВт фирмы "Wärtsilä".
Распределительные устройства
Список установленного оборудования отечественного предприятия "ВНИИР-Прогресс" достаточно внушительный. В нем числятся и главные распределительные щиты напряжения 400 В, и аварийные распределительные щиты TS 8684.500, и блоки бесперебойного питания, и трансформаторы.
- "ВНИИР-Прогресс" поставил для ледокола "Мурманск" ГРЩ2 400/230 В, номинальный ток шинопровода - 3000А, АРЩ 400/230 В, источники бесперебойного питания 400 В переменного тока, распределительные щиты, щиты питания с берега на ток 800А, щит проверки приборов, щит дистанционного отключения, щит коммутации сетей наружного освещения, пускатели и щиты управления электродвигателями, щит местного управления ГЭУ, силовые трансформаторы 400/230В, блоки бесперебойного питания 24 В постоянного тока и щиты управления противопожарными дверями и сигнализации СО2. Все оборудование было изготовлено, испытано и поставлено точно в срок. Заметим, что Санкт-Петербургский филиал имеет собственное производство и все необходимые лицензии и сертификаты на изготовление и поставку продукции как с военной приемкой МО РФ, так и с сертификатом РМРС. И зарекомендовал себя как надежный поставщик судового электрооборудования и системы автоматики", - подчеркнули представители компании "ВНИИР-Прогресс".
Покидая помещения
По левому борту на корме "Мурманска" установлен грузовой кран марки М1600/ЕL грузоподъемностью 26 т при вылете стрелы на 3,8 м.
Кроме того, на носу судна расположены два грузовых крана модели М70FB/7S грузоподъемностью по 3 т при вылете стрелы на 1,6 м. Все грузоподъемное оборудования для ледокола произвела и поставила итальянская фирма "SORMEC".
Если изюминкой внутри помещений ледокола можно считать сауну с бассейном, то на палубе - вертолетную площадку, расположенную на носу судна.
Ледокол "Мурманск" на борту имеет две автоматические якорно-швартовные лебедки марки М-27000-1В-1Т-RED-E-66 с максимальной силой тяги на звездочке 273 кН. Помимо них, установлены еще шесть электрических швартовных лебедок модели CHR-27000-1T-RED-E с тяговым усилием 125 кН. Все лебедки произвела и поставила испанская компания "Fluidmecanica".
Важно заметить, что только на "Мурманске" с правого борта есть выдвижной (через лацпорт) лифт для спуска на причал, на лед и подъема небольших грузов и людей с ограниченными физическими возможностями.
21000 морских миль, дальше - больше
Согласно сведениям ФГУП "Росморпорт", ледокол "Мурманск" прошел около 21 000 морских миль за период эксплуатации. В апреле - мае 2016 года он осуществил переход в Карское море и успешно провел ледовые испытания.
Росморпорт активно использует "Мурманск" во время навигаций. Так, судно принимало участие в двух зимних навигациях в Финском заливе (навигация 2016 - 2017 годов и нынешняя, 2017 - 2018 годов). За все навигации ледокол провел 407 судов: 242 единицы за навигацию 2016-17 годов, 165 - с 15 января по 27 марта 2018 года.
Такая эксплуатация закономерна: новый высокотехнологичный ледокол оснащен оборудованием "по последнему слову" настолько, что даже экипаж порой сомневается в целесообразности такого уровня автоматизации.
В конце апреля в Санкт-Петербурге состоится традиционный фестиваль ледоколов. В прошлом году "Мурманск" был в числе участников события. В 2018 году на празднике выступит другой ледокол этого же проекта - ледокол "Новороссийск"
ФГУП "Росморпорт" уже празднует юбилей - организации исполняется 15 лет! Это, действительно, повод для праздника, но далеко не повод расслабляться и оставлять незавершенными задачи. Впереди Росморпорт ожидает большое развитие, строительство нового флота, покорение новых вершин! У "Мурманска", как и у всех ледоколов проекта 21900М, тоже впереди много побед, пускай и штатных, но без которых не будет всего развития организации. А 15-летие ведь можно и на борту ледокола отпраздновать, не так ли?
Материалы по теме:
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04)
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго")
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин (статья о катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18)
На борту "будущего ледокольного флота" (статья о ледоколе "Новороссийск" проекта 21900М).
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
Застрявшая баржа в ямальских льдах обернулась административным делом 21:00 , 18 Ноября 2024 / аварийность и чп |
Во Владивостоке удалось сэкономить на покупке СВП для связи с отдаленными островами 20:50 , 18 Ноября 2024 / судоходство |
Россия и Казахстан договорились о транзите зерна из Казахстана через российские порты 20:00 , 18 Ноября 2024 / порты |
Лед и жизнь. ААНИИ представил на публике антарктический керн из глубины веков 19:17 , 18 Ноября 2024 / события |
Количество судов на маршрутах по акватории Москвы-реки выросло на 4% 19:01 , 18 Ноября 2024 / судоходство |
"Спецкабель" представил свои решения на международной бизнес-миссии в ОАЭ 17:57 , 18 Ноября 2024 / пресс-релизы |
Из Волгоградской области отправлено по морю в Иран более 40 тысяч тонн зерна 17:28 , 18 Ноября 2024 / судоходство |