|
Тикк К., директор департамента судостроения ООО "МТ-Групп" / Фото: ООО "МТ-Групп" |
– Какие задачи приходится решать директору департамента судостроения "МТ-Групп" в рамках строительства обстановочных судов проекта 3052?
– Под моим непосредственным руководством осуществляется строительство десяти обстановочных судов на четырех строительных площадках по всей России. Я отвечаю за то, чтобы строительство велось с надлежащим качеством, в контрактные сроки и в рамках бюджета. Иногда приходится непосредственно руководить строительными процессами на площадках. Так возникла необходимость отправиться на верфь в г. Благовещенск и руководить процессом монтажа главных двигателей. Это был очень важный этап строительства, верфь не успевала уложиться в срок, и пришлось оперативно вмешаться в процесс, не меняя утвержденной технологии.
– Строительство ведется на четырех российских верфях. Желающих заняться постройкой было больше?
– Мы получили порядка 15-18 предложений со всей страны. Наибольшее число желающих было с запада России. На востоке судостроение развито скромнее, и заявок оттуда было поменьше. В первую очередь мы ориентировались на три основных параметра – качество, сроки, цена. На основе их выбирали строительные площадки. Около десяти верфей я посетил лично.
– Какие основные впечатления остались от региональных верфей?
– Стоит отметить, что судостроительные заводы в западной части России, несмотря на высокую конкуренцию в регионе, держат высокие цены и крайне неохотно идут на снижение стоимости строительства. Строительство судов проекта 3052 ведется в рамках государственного контракта, бюджет, соответственно, ограничен и не подлежит пересмотру в сторону увеличения. Цена была одним из главных критериев выбора строительных площадок. В западной части России нашим партнером стала молодая, динамично развивающаяся группа компаний "Р-Флот". Её руководители дали приемлемые условия постройки как по цене, так и по срокам. Было принято решение разместить на этом предприятии строительство трех судов. Время показало, что и качество строительства здесь на высоком уровне.
|
Корпус первого обстановочного судна проекта 3052 на площадке нижегородской компании "Р-Флот" / Фото: ООО "МТ-Групп" |
|
Компания "Р-Флот" построит три обстановочных судна проекта 3052 / Фото: ООО "МТ-Групп" |
На Дальнем Востоке тоже существуют крупные судостроительные предприятия, такие, как завод Октябрьской революции и Хабаровский завод. Переговоры с руководством данных предприятий на предмет приемлемой для нас стоимости строительства не привели к желаемому результату. В результате мониторинга специализированных на судостроении компаний в наше поле зрения попал предприниматель из Благовещенска – "ИП Жеребцов". Мы провели с ним ряд рабочих встреч и достигли взаимоприемлемых условий. В настоящий момент строительство ведется активными темпами, с надлежащим качеством и укладывается в контрактные сроки.
|
Строительство обстановочного судна проекта 3052 на "Благоверфи" в г. Благовещенск / Фото: ООО "МТ-Групп" |
|
Резка металла для судна проекта 3052, "Благоверфь" / Фото: ООО "МТ-Групп" |
В регионах Ленского бассейна и Иркутского водохранилища судостроителей немного. И мы остановили свой выбор на Жигаловской РЭБ. У меня был положительный опыт строительства судов на этом предприятии. Пытались разместить заказ на красноярских предприятиях, так как два судна строятся для ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей". Но, к сожалению, это не удалось из-за отсутствия предприятия, способного построить эти суда в нужные нам сроки. Имея положительный опыт сотрудничества с ООО "Самусьский судостроительно – судоремонтный завод", решили обратиться к ним. Были согласованы условия и принято решение строить два судна на этом предприятии, а готовые суда перегонять в Красноярск.
|
Строительство двух обстановочных судов на "Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе", Томская обл. / Фото: ООО "МТ-Групп" |
– В Красноярском регионе подходящих площадок не нашли?
– К сожалению. Судостроение в Красноярске только восстанавливается после упадка 1990-х. И мы решили минимизировать риски, разместив строительство на проверенном предприятии, хоть и из другого региона.
– Какие впечатления на вас произвели региональные судостроительные предприятия, которые удалось посетить в рамках проекта?
– Могу точно сказать, что судостроение в России живёт, оно развивается. Очень радует, что появляются молодые предприятия, которые хотят строить и готовы находить компромисс по срокам и стоимости.
– Что включает в себя ваша концепция распределенной верфи?
– Если коротко, это управление проектом строительства судов одновременно на нескольких строительных площадках. Мы получаем возможность строить суда, не ограничиваясь привязкой к конкретным территориям. Стоит отметить, что подобный подход в России уже использовался. Метод применялся на Московском судостроительном заводе. Я получил опыт именно там. Строились серии обстановочных судов по всей России – от Благовещенска до Москвы. Но тогда задача была более простой – верфи закупали материалы и оборудование самостоятельно. Проанализировав этот опыт, в концепцию были внесены коррективы. ООО "МТ-Групп" взяла на себя не только руководство проектом, но и поставку оборудования на все десять судов. Таким образом был разработан единый пакет РКД. Мы получим унифицированные суда, что является огромным плюсом для эксплуатирующих организаций. После сдачи данной серии судов наша компания готова и дальше продолжать сотрудничество по проекту, поставляя запасные части и расходные материалы.
– Суда достаточно простые...
– Не соглашусь с этим. Проект был доработан проектантом и кардинально отличается от проекта 3052, по которому строились обстановочные суда в 2012 году. Нынешние суда усовершенствованные, имеют современную начинку и архитектурный стиль. По сути, это новый проект. Были учтены все замечания эксплуатирующих организаций, изменены габариты корпуса, компоновка машинного отделения, появилось подруливающее устройство. Сегодня суда проекта 3052 получили весьма сложный набор высокотехнологичного оборудования, которое размещается в крайне ограниченном пространстве. Это приводит к определенным сложностям при монтаже оборудования, затяжке и расключению кабеля.
– Верфи, с которыми вы сотрудничаете в рамках проекта 3052, расположены в разных российских регионах и используют разнообразное оборудование и технологии строительства. Вы сказали, что проект был унифицирован и под возможности верфей не подстраивался...
– Действительно, технологии строительства на каждом предприятии отличаются. Верфи привыкли строить по-своему, начиная от сборки блоков, заканчивая спуском судов. Одни предприятия собирают блоки в кондукторах, другие вверх килем. Если говорить о спуске, то судостроительные заводы с большой историей используют для спуска классическое судоподъёмное/судоспусковое устройство – слип. Новые судостроительные предприятия, такие, как "Р-флот" или "Благоверфь" не строят дорогостоящих сооружений для спуска, а идут инновационным для России путем спуска на пневматических ролик-мешках. Технологии на каждом заводе свои, различия есть, но в итоге мы получим унифицированную серию из десяти судов, построенных по единому проекту.
– Условия эксплуатации судов будут сильно отличаться?
– География эксплуатации обширная. Суда данного проекта будут эксплуатироваться в четырех бассейных управлениях Российской Федерации – от канала им. Москвы до Лены и Амура, где, как известно, достаточно суровые условия. Технический проект изначально разрабатывался под разнообразные климатические условия, которые существуют у нас в Российской Федерации.
– Сообщалось, что на судах проекта 3052 будет использовано в основном отечественное оборудование...
– Одной из задач поставленной перед нами государственным заказчиком, является максимальное использование материалов и оборудования российского производства. Сейчас можно говорить, что более 80% судового оборудования и материалов произведено в России.
– "МТ-Групп" является в проекте подрядчиком?
– Генеральным подрядчиком. Государственный заказчик ФКУ "Речводпуть".
– Насколько государственный статус тендера сказывается на строительстве, отчетности?
– Все условия прописаны в государственном контракте. Мы отчитываемся перед государственным заказчиком еженедельно и после каждого выполненного этапа. Отчетность очень строгая, контракт предполагает большую ответственность в случае невыполнения обязательств по строительству. На сегодняшний день мы выполнили 16 этапов из 40, которые у нас отражены в госконтракте. Все 16 этапов выполнены в срок и даже с неким опережением графика.
– Первый спуск запланирован на сентябрь?
– Да, согласно графикам строительства, первый спуск запланирован на сентябрь этого года, но в мае предусмотрен технологический спуск. Это связано с особенностью строительства двух судов для ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей".
– Группа компаний "Р-Флот" является одним из основных ваших партнеров в этом проекте. Во-первых, они строят суда, во-вторых, поставляют судовое оборудование для всей серии...
– Также они являются проектантом и разработчиком РКД. Учитывая опыт и профессионализм ООО "ГЦКБ Речфлота", мы заключили с ними контракт на разработку рабочей конструкторской документации. Наше собственное конструкторское бюро также принимает участие в разработке РКД.
– Металл для всей серии вы закупали в одном месте?
– На часть верфей металл поставляем мы, часть верфей закупают металл самостоятельно, это предусмотрено контрактом. Весь объём металла на десять судов закупался централизованно у одного поставщика.
– Данный проект для вас уже не первый. Были какие-то неожиданности, сложности?
– Сейчас не совсем уместно отвечать на этот вопрос. Проект в самом разгаре, выводы можно будет делать после сдачи судов, хотя бы первых. В этом году мы по контракту должны сдать шесть судов на разных строительных площадках. На сегодняшний день могу сказать, что для компании "МТ-Групп" проект строительства обстановочных судов проекта 3052 – это первый опыт в строительстве судов под ключ в Российской Федерации, и наша компания с достоинством с этим справляется.
– Возникали трудности при поставках оборудования на четыре верфи?
– В Благовещенск ведутся поставки как автотранспортом, так и РЖД. Самое сложное – это поставка оборудования на Жигаловскую РЭБ. Связанно это со сложной транспортной доступностью в определенные времена года и ограниченностью выбора транспорта для доставки.
|
Фото строительства пр. 3052, строительная площадка ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна" (Жигаловская РЭБ) / Фото: ООО "МТ-Групп" |
|
Жигаловская РЭБ / Фото: ООО "МТ-Групп" |
– А летом по воде?
– Проблема в том, что верхняя Лена за последние десятилетия очень сильно обмелела и судоходство там просто отсутствует.
– На что вы ориентировались, когда выбирали своих партнеров по проекту?
– Конечно же, на опыт и надежность партнера. Я готовил предложения с технической точки зрения, а наши службы (и юристы, и экономисты) проводили внутренний аудит по своим критериям.
– Судя по вашему голосу, вы на этом проекте останавливаться не собираетесь?
– Да, безусловно. Сейчас перед нами стоит задача сдать первые суда, получить официальный опыт строительства судов и в дальнейшем участвовать в новых проектах. В планах приобретение своей собственной строительной площадки. Государственный заказчик предпочитает строить суда комплексно, сразу для всей страны, а не делить заказ по регионам, поэтому мы не уходим от идеи "распределенная верфь".
– Вы планируете приобрести действующую площадку или строить верфь с нуля?
– Рассматриваем разные варианты, пока ещё не пришли к единому мнению. Опыт общения с судостроительными заводами показывает, что нужно рассматривать разные варианты: как покупку действующего предприятия, так и вариант строительства верфи с нуля.
– К какому географическому региону тяготеете?
– Есть интерес как к западной части России, так и восточной. На востоке конкуренции меньше, но сложнее логистика, основные поставки оборудования идут на западе. Идеально было бы иметь две площадки: одну на западе, одну на востоке, но, сами понимаете, приобретение или строительство сразу двух предприятий, это накладно даже для нашей компании. Речь пока идет об одной площадке. Очень надеюсь, что в следующем году ООО "МТ-Групп" станет владельцем своего собственного судостроительного предприятия.