"МСС-3000" - новейший российский подводный робот

В конце марта компания "Marine Geo Service" организовала закрытую презентацию телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) "МСС-3000". Уникальность события заключается в том, что это полностью отечественная разработка, которую спроектировало и произвело российское предприятие.
От поставок до собственного производства

Компания - производитель ТНПА (и не только их, но и электроники для них, а также геофизического оборудования) - появилась на российском рынке в 2006 году. Сначала предприятие специализировалось на выполнении морских инженерно-геологических изысканий и подводно-технических работ с использованием ТНПА. Позже "Marine Geo Service" открывает собственное производство ТНПА, потому что закупать иностранную продукцию, во-первых, дорого, а во-вторых, пришли санкции.

- Мы подумали, а чем мы хуже? - рассказывает главный геофизик компании "Marine Geo Service" Алексей Шматков. - Начали делать свою продукцию. Естественно, было много технических сложностей, но если сейчас посмотреть на наши старые аппараты, то за эти годы мы серьезно преуспели.
 
Алексей Шматков, главный геофизик компании "Marine Geo Service" / Корабел.ру
Помимо производства ТНПА и поставки СЗЧ к ним, "Marine Geo Service" выполняет ряд научно-исследовательских работ. Это высокоразрешающая и сверхвысокоразрешающая 2D/3D-сейсморазведка, гидролокация бокового обзора, анализ геолого-геофизических данных, гидромагнитная съемка, подводно-технические работы с помощью телеуправляемых подводных аппаратов, батиметрическая съемка и т.д.
 
Демонстрация телеуправляемого необитаемого подводного аппарата компании "Marine Geo Service" / Корабел.ру

- У нас есть серийный полуавтономный подводный аппарат, который раскладывает донную косу, - продолжает главный геофизик фирмы. - Это фактически большой барабан с кабелем. На нем - системы управления, двигатели. По команде аппарат самостоятельно раскладывает косу по дну, дальше садится на дно и ждет команды. Затем получает необходимые сейсмические или гидроакустические данные. Затем он автоматически сматывает косу, всплывает и возвращается на судно-носитель. 

Сегодня компания "Marine Geo Service" спецализируется на решении задач в сфере морских инженерно-геологических изысканий, выполнении подводно-технических работ и производстве оборудования для их реализации.
 
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат "МСС-3000" / Корабел.ру

Фирма насчитывает 50 специалистов и имеет два центра - один офис расположен в Москве, а производство находится в Геленджике. Компания оперирует двумя НИС, мобильной буровой установкой для геотехнических работ и имеет все необходимое оборудование сдля проведения исследований на глубинах до 3000 м. 

За время своего существования "Marine Geo Service" выполнила более 50 успешных контрактов с российскими и зарубежными заказчиками. 

"МСС-3000" - что это за зверь

Демонстрация возможностей телеуправляемого необитаемого подводного аппарата "МСС-3000" проходила на новейшем многофункциональном спасателе "Бахтемир" проекта MPSV12, который был построен на Невском ССЗ для Морспасслужбы. Ее проводило руководство компании "Marine Geo Service" в лице генерального директора Олега Сергейчикова, технического директора Алексея Шматкова и главного геофизика Алексея Шматкова-младшего.
 
Демонстрация телеуправляемого необитаемого подводного аппарата компании "Marine Geo Service" / Корабел.ру
 
Олег Сергейчиков, генеральный директор компании "Marine Geo Service" / Корабел.ру
 
Алексей Шматков, технический директор компании "Marine Geo Service" / Корабел.ру
 
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат "МСС-3000" / Корабел.ру

Собственно, завод-строитель и выступает заказчиком аппарата. Даже больше: на судне есть отдельное помещение для пилотов - специалистов, которые управляют ТНПА.

- Здесь сидят два пилота, и еще один-два человека обслуживают оборудование, - продолжает рассказ Алексей Шматков-младший. - За 12-часовую вахту три-четыре специалиста работают на аппарате.
 
Панель управления ТНПА "МСС-3000" / Корабел.ру

"МСС-3000" - это телеуправляемый необитаемый подводный аппарат легкого рабочего класса мощностью 35 кВт. Всего существует несколько классов подобного оборудования: мини-осмотрового класса (весят до десятка кг), осмотрового класса (они уже тяжелее, 60-100 кг, с более мощными движителями), осмотрового класса с возможностью несения нагрузки и различных устройств (400-500 кг), рабочего класса (легкие электрические и более мощные гидравлические, весом от 1 до 4 т).

Рабочая глубина аппарата составляет 3000 м. Длина ТНПА - 2070 мм, ширина - 1250 мм, высота - 1350 мм. Весит "МСС-3000" 1200 кг, имеет полезную нагрузку в 150 кг. Оборудование оснащено восемью движителями мощностью 4,5 кВт. Аппарат может достигать максимальной скорости в 2,5 узлов в горизонтальном направлении и до 1,2 узлов в вертикальном. Может тянуть до 200 кг вперед-назад, до 120 кг по вертикали.

Важно подчеркнуть, что ТНПА оборудован четырьмя камерами, имеющими возможность съемки Full HD, а также к нему можно подключить дополнительное оборудование по высокоскоростным интерфейсам. Это весьма полезная функция, которая помогает решать сложные подводно-технические и геолого-геофизические задачи.
 
Одна из камер "МСС-3000" / Корабел.ру

- В прошлом году мы разминировали трассу NordStream-2, - отмечает главный геофизик "Marine Geo Service". - Это сложная и трудоемкая работа. Представьте, что идет разминирование акватории подводным аппаратом, по дну которой будут прокладывать трассу трубопроводов. Здесь необходима качественная съемка всего, что видит аппарат. Или же заказчик хочет установить буровую платформу. В точке она удерживается при помощи "ног" или якорей. И нам под каждую "ногу" или якорь платформы необходимо посмотреть, нет ли опасных участков или каких-то возможных неприятностей. После запуска платформы, когда уже пробурена скважина, по требованиям заказчика мы ее регулярно осматриваем, чтобы убедиться, что с ней ничего не произошло, что нет выброса флюида, что с экологией никаких проблем нет.

"МСС-3000" имеет наклонно-поворотное устройство PU-20 и два манипулятора (одностепенной типа "схват" и семистепенной гидравлический). Помимо этого аппарат оборудован датчиком глубины, альтиметром, датчиком курса, крена и дифферента, гидролокатором кругового обзора и маяком-ответчиком системы подводного позиционирования. Из-за того, что ТНПА установлен на спасательное судно, то на нем также имеется пеленгатор для поиска "черных ящиков" самолетов.
 
Манипулятор аппарата "МСС-3000" / Корабел.ру

Устройство обладает автоматическими функциями, необходимыми для выполнения подводно-технических задач. Это автоматическое удержание глубины, курса и альтитуды.

"У нас импортозамещение"

После демонстрации ТНПА "МСС-3000" мы попросили Алексея Шматкова-младшего побольше рассказать об оборудовании и компании "Marine Geo Service" в целом. Для нашей редакции подобные устройства знакомы, поэтому мы хотели подробнее разобраться в этом "звере" и его уникальности.

- Алексей Алексеевич, очень интересный аппарат. Особенно впечатляют его возможности в виде четырех камер и манипуляторов. Однако откровенно скажу, что уже видел похожие аппараты у других российских компаний. На демонстрации ваша компания назвала "МСС-3000" отечественным оборудованием. Давайте на этом остановимся.

- Хорошо. Давайте для начала объясню, как выглядит российский рынок подводных аппаратов. Не мне вам рассказывать, что в нашей стране довольно популярна схема, когда приезжает набор запчастей, его собрали, скрутили, наклеили шильдик "Собрано в России" и готово. Так продукция становится "российской". Весь сегмент подводных телеуправляемых аппаратов изначально родился из научных институтов - "Южморгеологии", Института океанологии им. Ширшова, МГТУ им. Н.Э. Баумана. К примеру, "Южморгеология" занимается в основном разработкой оборудования для военных. А в Институте океанологии в свое время появилась компания "Гном", производящая небольшие аппараты. Есть еще известное предприятие "Океанос", которое разрабатывает собственные автономные подводные аппараты (АНПА) и занимается доработкой и сборкой ТНПА. Для военных нужд ТНПА поставляются компанией "Тетис Про", но их собственные разработки также относятся к классу осмотровых.
 
Демонстрация "МСС-3000" / Корабел.ру

"МСС-3000" практически полностью состоит из тех комплектующих, которые мы сделали сами у себя на производстве в Геленджике. Мы заказали плавучесть на единственном заводе в России, производящим их. Мы сами сварили рамы. Двигатели-сердечники закупаем. А корпус и вся остальная оснастка, которая нужна для того, чтобы двигатель работал – это все наше. Так же и с остальными механизмами. Программное обеспечение также своей разработки. 

Вся электроника внутри аппаратов разрабатывается нами, собирается в Геленджике. Мехобработка у нас тоже своя.

Большая проблема в России с подводными кабелями, по которым осуществляется передача энергии и информации. У нас был положительный опыт работы с предприятием "Псков-Геокабель", которое было одним из немногих специализированных заводов в этой области, но в прошлом году у них возникли финансовые проблемы и теперь компания переживает реорганизацию.

- Почему открыли производство в Геленджике? Все-таки центральный офис у вас в столице.

- Мы выступаем операторами двух судов в Геленджике, потому что нашу продукцию необходимо испытывать в акватории. Территориально расположение нашего производства позволяет за два часа достигнуть места, где глубина составляет 2 км. Это самое близкое расстояние до подобных мест в России. В этом уникальность Геленджика, которая открывает для нас такие испытательные возможности.

- "МСС-3000" - телеуправляемый аппарат. Есть еще автономные. Подскажите, в чем преимущества первых над вторыми?

- Автономные аппараты быстрые, у них средняя скорость достигает четырех-пяти узлов. Наш телеуправляемый аппарат - до 2,5 узлов. Автономный аппарат работает по заданной программе - пошел по маршруту, прошел, всплыл и данные передал. Он довольно умный, обходит все препятствия, либо всплывает аварийно. При необходимости есть медленный канал акустической связи, по которому можно передать какие-то совершенно простые команды. В реальном времени отследить какие данные получает аппарат нельзя.

Телеуправляемый аппарат более медленный за счет кабеля, который он вынужден за собой тащить. Но если он движется по профилю, увидел что-то интересное, он может остановиться, подойти, взять манипулятором, посмотреть. Нанимать водолаза - дорого, потому что человеческая жизнь всегда дороже техники. Да и не сможет человек сидеть круглые сутки под водой. Автономный аппарат, в свою очередь, сутки просидел, всплыл и ушел на замену батареек. А телеуправляемый аппарат может находиться под водой сколько угодно и выполнять любые операции.  У него просто шире возможности из-за энергетики. Автономный аппарат ограничен емкостью аккумуляторных батарей - он изначально сконструирован под минимальную трату энергии.

Телеуправляемый аппарат не ограничен в энергетике - ее можно заказать в любом количестве, передавать на дополнительное оборудование, подключить гидравлическую станцию, от нее запитать манипуляторы, которые могут быть оборудованы тросорезами, ножами и резаками. Это расширяет возможности устройства.
 
Демонстрация "МСС-3000" / Корабел.ру

- На демонстрации было сказано, что рабочая глубина "МСС-3000" составляет 3000 метров. Как осуществляется управление на таком большом расстоянии?

- Совершенно верно. Глубина погружения аппарата - три километра. Управление осуществляется по кабелю, по нему же передается питание. Передача данных осуществляется по оптоволокну, за счет чего достигается очень высокая скорость передачи данных в реальном времени. Оператор сидит в теплом кресле на судне и управляет ТНПА дистанционно. Перед глазами у него вся необходимая видеоинформация и данные телеметрии, а также с дополнительных устройств.

- Сейчас вы делаете серию подобных аппаратов для Морспасслужбы. Кто вообще может быть потенциальным заказчиком такой продукции помимо них?

- Глобально сектор использования можно разделить на коммерческий и научный. По науке все просто и понятно. Это институты, проводящие исследования в океане и море. Они могут справиться и водолазами. Дорого, но могут. А вот на больших глубинах уже нужны роботы.

Коммерческая половина сектора - инженерные изыскания компании, которые выполняют какие-то инженерные изыскания для нефтегазовой отрасли. Это строительство любого подводного трубопровода. Я вкратце о подобной работе уже говорил.
 
Один из винтов аппарата "МСС-3000" / Корабел.ру

Есть ряд спасательных компаний, в том числе МЧС и военные спасатели, которые выполняет какие-то аварийно-спасательные мероприятия. Когда в 2006 году под Сочи упал самолет A320-211 компании Armavia, Алексей Шматков – технический директор нашей компании – участвовал в проведении работ с аппаратом на глубине 500 метров. В результате были успешно найдены и доставлены на поверхность  "черные ящики".

Другой случай - в 2016 году упал Ту-154 в Черном море. Тогда тоже подводные аппараты трудились. Нас привлекали для гидролокационной съемки, но это для представления, где могут быть востребована такая продукция.

- Как раз сегодня вовсю развивается "Северный поток". Выходит, что и там вы можете быть востребованы с аппаратами?

- Конечно. Более того, из-за санкций использование иностранного оборудования, к которому все привыкли, стало под запретом. Мы предлагаем полноценную замену устройств. Как раз через месяц в Геленджике на конференции "Морские технологии" планируем выступить с докладом по обзору рынка отечественных ТНПА.

- Хорошо, что затронули эту тему отечественных разработок! Можете сравнить наш, российский телеуправляемый необитаемый подводный аппарат с любым другим на мировом рынке?

- Как минимум, мы делаем не хуже. Плюс в том, что у нас импортозамещение в рамках нашей страны. Естественно, что выходить на западный рынок было бы тяжеловато, поскольку там большая конкуренция с крупными игроками. Да и специфика рынков разная.

Возьмем США, Мексиканский залив: посмотрим за горизонт - а там стоят десяток буровых платформ. И на каждой свой собственный подводный аппарат. И соответственно, у крупных компаний парк аппаратов может насчитывать сотни или тысячи штук таких устройств. В России платформ 15-20 штук. И если посмотреть историю тендеров, то большинство компаний либо использует иностранное оборудование вместе с платформой, либо платформа свое оборудование привозит.

Однако в России сейчас есть тенденция к строительству своих платформ. Прекрасное место, чтобы туда встроиться. На западном рынке бум подводных аппаратов начался в середине 1990-х. У нас он случился совсем недавно - лет пять-десять назад. Мы отстаем от Запада. Но перспективы есть, потому что есть спрос - есть производители, а значит есть продукция.
 
Демонстрация ТНПА "МСС-3000" / Корабел.ру

- Тогда во сколько заказчикам встанет "МСС-3000"?

- Это вопрос комплектации. Диапазон, если мы не рассматриваем сложные манипуляторные комплексы и прочее дорогие опции, то это условно 35-40 миллионов рублей. Дальше все зависит от того, какой клиент хочет гидролокатор, какую подводную навигацию и так далее.

К примеру, на "Бахтемире", где мы сейчас находимся, заказчик захотел пост управления и выделил для него отдельное помещение. Есть альтернативы, мы готовы и открыты к обсуждениям.

От редакции 

29 марта в Большом порту Санкт-Петебург был подписан акт технической приемки многофункционального судна "Бахтемир" проекта MPSV12. Это значит, что оно готово нести свою службу, как и ТНПА "МСС-3000" нести свою. Демонстрацию аппарата до приема судна посетили потенциальные заказчики, которые высказали свою заинтересованность в разработке и потенциальном сотрудничестве с компанией "Marine Geo Service".

Это говорит о том, что "МСС-3000" имеет спрос и место для работы. Более того, в России полным ходом идет реализация крупных проектов, как "Северный поток - 2" и "Сахалин-2", где новые суда с такими аппаратами будут кстати.


[Больше фотографий в Галерее снизу]

Материалы по теме:
Время роботов уже наступило (интервью с генеральным директором компании "ОКЕАНОС")

Как проходят испытания глайдера (о том, как испытывают подводные автономные аппараты)
"Научно-Производственное Предприятие Подводных Технологий "Океанос", АО
Санкт-Петербург
+7 (812) 292-37-16
"Тетис Про", АО Москва
+7 (495) 786-98-55
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Шлиссельбург
+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"Южморгеология", АО Геленджик
+7(861)419-44-64, +7(861)415-62-67,+7(861)419-43-25
"Морская спасательная служба", ФГБУ Москва
+7 (495) 626-18-08
"МГ-Сервис", ООО Москва
+7(499)122-90-11, +7(926)474-44-05



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости