Экранопланы |
|
Полный вес,
D, т. |
Вес порожнём
D0, т. |
Нагрузка,
D - D0 = Dw, т. |
Коэффициент использования полного веса по нагрузке Dw / D |
|
Самолёты |
«Акваглайд-5» |
|
2,40 |
1,89 |
0,51 |
0,21 |
|
«Cessna-206» |
1,64 |
0,97 |
0,67 |
0,41 |
«Орлёнок» |
|
140 |
120 |
20,0 |
0,14 |
|
Ан – 74 |
36,5 |
20 |
16,5 |
0,45 |
«Лунь» |
|
380 |
243 |
137 |
0,36 |
|
Ан–124 |
405 |
173 |
232 |
0,57 |
Представленные в таблице 2 коэффициенты использования полного веса аппаратов (D) по нагрузке (сумме весов полезного груза, топлива, экипажа, воды и провизии - DW) однозначно показывают двухкратное и более превосходство самолётов-аналогов над экранопланами по весовой отдаче (Dw/D) во всех размерных группах.
Следует отметить, что транспортную
эффективность летательных аппаратов определяют совместно два параметра: аэродинамическое качество (К) и весовая отдача (Dw/D). Итоговый параметр – аэродинамическое качество по полезной нагрузке, а, точнее, по сумме весов полезного груза, топлива, экипажа, воды и провизии (Кэ), является определяющим фактором при расчётах транспортной эффективности.
Итоговый параметр – аэродинамическое качество по полезной нагрузке, а, точнее, по сумме весов полезного груза, топлива, экипажа, воды и провизии (Кэ), является определяющим фактором при расчётах транспортной эффективности.
Кэ = К * Dw/D
Это позволяет использовать аэродинамическое качество по полезной нагрузке (Кэ) как основу для качественного (не количественного) сопоставления транспортной эффективности аппаратов.
Результаты сопоставление приведены в таблице 3
Таблица 3
|
Лёгкие аппараты |
Кэ |
Средние |
Кэ |
Тяжёлые |
Кэ |
Самолёты |
«Cessna-206» |
3,3 |
«Ан – 74» |
5,4 |
«Ан – 124» |
10,3 |
Экранопланы |
«Акваглайд-5» |
1,7 |
«Орлёнок» |
1,9 |
«Лунь» |
5,3 |
-
Высокая надёжность и безопасность
??Надёжность в технике достигается путём использования передовых приёмов проектирования, конструирования и производства, в процессе которых, создаваемое изделие проходит необходимую проверку, сертификацию, испытания и опытную эксплуатацию. Сам принцип движения на малых высотах над экраном никакой
дополнительной надёжности не обеспечивает. Напротив, любая неисправность может мгновенно закончиться катастрофой, поэтому для пассажирских экранопланов требуется особая надёжность конструкций, приборов и оборудования. Всё это приводит к неизбежному усложнению, утяжелению и удорожанию аппарата. Однако только таким образом можно обеспечить его надёжность.
Безопасность экранопланов как пассажирского средства транспорта является одним из важнейших параметров и требует высокой надёжности всех его элементов. Кроме того, обеспечение безопасности усложняется следующими факторами:
-
малая высота полёта аппарата увеличивает риск соударения с экраном при маневрировании, в условиях волнения, при полёте над пересечённым рельефом местности или торосистым льдом;
-
невысокая маневренность аппарата повышает вероятность столкновения с другими средствами транспорта, крутыми обрывами берегов и сооружениями;
-
движение аппарата на малой высоте сопряжено с тем, что он на протяжении всей трассы испытывает влияние восходящих и нисходящих потоков воздуха, на которые накладываются воздушные вихри, образуемые взаимодействием ветра и волн или неровностей твёрдого экрана, то есть экранопланы постоянно движутся в опасной так называемой «зоне турбулентности»;
-
взлёт и посадка экранопланов в условиях волнения являются одними из наиболее критичных режимов движения, в процессе которых ударное взаимодействие с взволнованной поверхностью чревато не только повреждению взлётно-посадочных устройств, но и полному разрушению аппарата;
-
движение вблизи водной поверхности приводит к попаданию в воздухозаборники двигателей водяного и водно-солевого тумана, что приводит к обледенению или засолению лопаток компрессоров, вызывающих потерю мощности и перерасход топлива, повышающих вероятность отказа двигателей и снижающих их ресурс;
-
движение экраноплана на высотах полёта птиц повышает вероятность аварий вследствие попадания их в воздухозаборники двигателей.
Все перечисленные особенности движения экранопланов предъявляют к ним не только повышенные требования к планеру, фюзеляжу, взлётно-посадочным устройствам, двигателям, к навигационной аппаратуре, системам управления и автоматики, но и также выдвигают дополнительные.
Все эти мероприятия могут привести к затратам равным, или даже превышающим расходы на постройку и содержание стандартной аэродромной инфраструктуры.
Экономические аспекты проблемы
Экономические аспекты проблемы создания на базе экранопланов транспортной системы для массовой перевозки пассажиров должны быть исследованы с полным охватом и оценкой всех мероприятий, необходимых при использовании экранопланов не как единичных уникальных объектов, а как отдельного вида транспорта, причём в диапазоне всего типоразмерного ряда аппаратов. Должны быть рассмотрены экономические аспекты: