Церемония, как и должно, прошла торжественно, а, главное, успешно. Журналистов на этот раз собралось немало: были и федеральные СМИ, и городские, и отраслевые. Непосредственно перед торжественной частью корреспондентам дали возможность сфотографировать кормовую часть корабля.
Мероприятие началось с приветствия главнокомандующего Военно-морского флота России, адмирала Николая Евменова.
Тут присутствовал и духовой оркестр, и будущая команда "Можайска", и сами корабелы.
"Сегодня знаменательный день, сегодня мы спускаем подводную лодку проекта 636.3 с гордым именем "Можайск" – города, вставшего в 1941 г. на пути коричневой чумы. Адмиралтейцы передали флоту уже не одну субмарину данного проекта, который по праву называют грозным оружием и который нельзя списывать со счетов ВМФ. Уверен, что корабль будет сдан в срок и с высоким уровнем качества уже в этом году", – главнокомандующий Военно-морского флота России, адмирал Николай Евменов.
Кстати, модернизационный запас лодки весьма и весьма высокий. И хотя внешне для многих "Можайск" ни в чем не изменился, от корабля к кораблю вносятся новые элементы, в основном, в части эргономики и комфорта для экипажа, но также знаменитую "Варшавянку" шаг за шагом оснащают все более современными навигационным комплексом, радиотехническим, гидроакустическим и т.д. Конечно же, на вооружение корабля стоит лучшее вооружение и те самые, знаменитые, "Калибры".
Технические характеристики проекта 636.3:
- Длина – 73,8 м;
- Ширина – 9,9 м;
- Надводное водоизмещение – 2 350 м³;
- Подводное – 3100 м³;
- Максимальная глубина погружения – 300 м;
- Дальность подводного плавания экономической скоростью – 400 миль;
- Дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов – 7 500 миль;
- Надводное водоизмещение – 2 350 м³;
- Автономность плавания – 45 суток;
- Экипаж – 52 человека.
"В преддверии празднования 9 Мая лодка с таким названием – достойный защитник наших рубежей, а мы все видим, насколько важно сегодня укреплять обороноспособность страны. Лодки проекта 636.3 – действительно уникальные. Хотел бы еще раз поблагодарить наших корабелов, а экипажу пожелать, чтобы количество погружений совпадало с количеством всплытий. Благополучия", – председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.
"От имени Совета директоров ОСК сердечно поздравляю корабелов с очередной трудовой победой. Наши, мягко говоря, потенциальные противники называют эту подлодку "Черная дыра". Мне кажется, данное наименование – самый мощный комплимент российским конструкторам и корабелам. Как говорил Демосфен: корабли имеют такой же вид, какой и государство. "Можайск" – отличная иллюстрация мощи России. Желаю 7 футов под килем. В добрый путь!" – председатель Совета директоров АО "ОСК" Георгий Полтавченко.
И, надо сказать, статус "Черной дыры" подлодки проекта 636 подтверждали неоднократно, по поводу чего на просторах интернета можно найти не одну историю.
"Заверяю ВМФ, что в этом году лодка будет передана и на ней будет поднят флаг Российской Федерации и Андреевский флаг. Благодарю адмиралтейцев, проектантов, контрагентов за труд, который позволил создать один из самых лучших проектов подводных лодок в мире и России", – генеральный директор Адмиралтейских верфей Андрей Веселов.
"Мне очень приятно быть в составе делегации. "Можайск" получил звание города воинской славы. Большое спасибо всем, кто причастен к созданию этого современного корабля. Удачи, семь футов под килем", – глава Можайского городского округа Денис Мордвинцев.
Крестной матерью для "Можайска" выбрали руководителя благотворительного фонда "Исток", председателя московского регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации союза женщин России Екатерину Богдасарову.
Бутылка разбилась с первого раза!
После официальной части у корреспондентов была дополнительная возможность сфотографировать корабль и даже положить под колесо стапельной тележки монету: давняя традиция, сулящая удачу тому, кто получит расплюснутый "пятак".
Подлодка достаточно долго "выползала" из эллинга, а потом медленно двигалась к моменту окончательного спуска, чтобы испробовать невской воды, как об этом во время церемонии сказал генеральный директор завода.
А завершение репортажа отметим, что подлодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую, по сравнению с предыдущими идентичными кораблями, боевую эффективность. Николай Евменов со своей стороны отметил, что 636.3 – нужная субмарина, и их продолжат строить.