Объявившие забастовку в Амстердаме моряки российского судна "Николай Касаткин", принадлежащего сахалинскому ООО "Парус", начали получать выплаты в счёт погашения задолженности по зарплате.
Как сообщал РПСМ, "Николай Касаткин" с грузом краба из Баренцева моря был задержан в порту Амстердама из-за выявленных портовой инспекцией нарушений условий труда и мер безопасности. Контракты моряков были составлены неверно, медсвидетельства оказались недействительны, техника безопасности не соблюдалась, и в довершении всего работодатель задолжал рыбакам $90 тыс. за четыре месяца.
Инспекторы ITF из Амстердама известили судовладельца о ситуации и получили ответ, что "фактически компания задержала зарплату лишь за один месяц по объективным причинам, требования экипажа не обоснованы", цитирует судовладельца ТАСС.
Экипаж, не желая мириться с такой ситуацией, объявил забастовку, которая растянулась на месяц. После того, как деньги начали поступать, экипаж стал разгружать краба пропорционально выплаченной задолженности, пишет "Советский Сахалин".
Данная ситуация – типичный пример того, как судовладелец пытается отвертеться от выполнения своих обязанностей по выплате зарплаты. Помимо "Николая Касаткина", от невыплаты зарплат страдают моряки траулеров "Павел Копытин", "Сокол", "Солярис" и "Селенга" (38 человек) сахалинских компаний "Альбакор-Прим", "Парус" и "Примрыбфлот". Они обратились в РПСМ, их жалобы направлены в правоохранительные органы.
Однако некоторые судовладельцы не сдаются, даже когда дело доходит до суда, как в случае с Иваном Пивневым – ещё одним сахалинским судовладельцем. Ему принадлежит печально известная в РПСМ компания "Вип-Строй холдинг", хронически не выплачивающая зарплату морякам с судов "ST Wind" (флаг России, IМО 8900983) и "Port May" (флаг России, ИМО 8912807). Морякам, работавшим на последнем судне работодатель задолжал $20 тыс., и сейчас этим делом занимается следствие. Помимо того, что морякам не платили зарплату, суда выходили в море с незастрахованными экипажами на борту, а трудовые договоры моряков не соответствовали требованиям российского законодательства.
Дело перешло в суд, однако заседание откладывалось. Накануне с моряками связались и передали им предложение Ивана Пивнева и его адвоката: согласиться на прекращение уголовного дела в связи с полной выплатой всех долгов.
– Долги перед моряками у судовладельца есть, – говорит председатель Дальневосточной регинональной орагнизации РПСМ Николай Суханов. – Буквально на днях нам звонил возмущённый моряк с "ST Wind". Он был крайне возмущён заявлениями Пивнева о том, что он-де ничего не должен морякам, ведь его задолженность за январь-февраль 2016 года – подтверждение обратного.
Проблема в том, что у многих моряков не всегда прописана валютная часть выплат в контрактах – и это самая распространённая причина, по которой они не могут добиться своих денег. Это настоящий бич рыболовной и судоходной отрасли: моряки часто просто не могут доказать, что им обещали высокий заработок. Недобросовестные компании могут идти на различные ухищрения: предложить морякам контракт, где будет прописана только рублёвая часть, а "валюту" обещать на словах. Либо выдаются два контракта, ни один из которых не соответствуют требованиям законодательства РФ. Один заключается с российской компанией и с рублёвыми "копейками", а другой – с иностранной компанией с долларовыми вознаграждениями. В результате таких махинаций решение о выплате валютной части принимается работодателем: хочет – выдает, хочет – не выдает.
– Мы занимаемся жалобами моряков по этим двум судам уже три года, и за это время компания меняла содержание контрактов, – рассказывает Николай Суханов. – Когда в сентябре прошлого года "ST Wind" был арестован в порту Находки за задержку зарплаты, моряки имели контракты с иностранной компанией Rene Shipping LTD. По этому поводу РПСМ обратился в генеральную прокуратуру и Российский морской регистр, после чего работодатель зарегистрировал в Южно-Сахалинске российскую компанию "Вип-Строй Холдинг", с которой моряки и стали подписывать контракты. Но после этого работодатель вообще перестал в контрактах указывать валютную часть зарплаты, обещая её только на словах при приёме на работу. У моряков оказались на руках разные контракты, в этой неразберихе работодатель вообще перестал выплачивать валютную часть зарплаты. Доказать сейчас, что работодатель обещал выплаты на словах, естественно, невозможно. Однако не всё так плохо: отдельные моряки, например, обратившийся к нам 2-ой помощник капитана с тх "ST Wind", имеют контракт, где прописана валютная часть. С ним можно доказать в суде свою правоту.
РПСМ напоминает: зарплата моряков должна быть полностью прописана в договоре – как рублёвая, так и валютная часть. Морякам не следует соглашаться на условия, не закреплённые официальным документом. В противном случае они рискуют быть обманутыми недобросовестными судовладельцами.