Такова тема 2021 года, которую для привлечения внимания общественности к исключительной роли моряков в мировой экономике выбрала Международная морская организация.
Пандемия COVID-19 поставила членов экипажей в чрезвычайно опасные условия: сотни тысяч мужчин и женщин оказались вынуждены оставаться на своих судах сверх первоначальных контрактов. Фактически, с апреля 2020 года моряки не имели возможности репатриироваться из-за ограничений на поездки по всему миру и сокращения международных рейсов, и по этим же причинам процедура ротации до сих пор не вернулась на докризисный уровень. Столько же тружеников флота не могли попасть на суда, чтобы заработать на жизнь. Кризис смены кипажей, который длится почти год, стал настоящей гуманитарной катастрофой и угрожает безопасности судоходства, - сообщает Российский профессиональный союз моряков.
Вчера генеральный секретарь ИМО Китак Лим заявил, что правительства должны, наконец, предпринять шаги, чтобы разрешить проблемы ротации:
– Мы все должны поддержать наших отважных моряков – профессионалов, которые продолжают обеспечивать доставку грузов повсеместно. Они уже продемонстрировали преданность флоту: 1,5 миллиона работников заслужили благодарность и всеобщее восхищение, но что более важно – немедленных действий.
|
Фото: Российский университет транспорта |
Так, генсек ИМО отметил, что первый шаг для этого – признать моряков ключевыми работниками, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, принятой в декабре прошлого года. Это имеет решающее значение для обеспечения их беспрепятственного перемещения по миру, чтобы вовремя попасть на судно и без проволочек вернуться домой после долгого рейса.
Отметим, на сегодняшний день только 55 государств-членов ИМО и два ассоциированных члена объявили моряков ключевыми работниками, хотя в настоящее время состав организации насчитывает 174 страны и три ассоциированных государства-члена.
Второй шаг – предоставить морякам приоритетный доступ к вакцинации против коронавируса.
В течение 2021 года внимание в том числе будет уделяться вопросам, связанным с работой в секторе, например, проблеме человеческого фактора на море. "Моряки всегда были в центре работы ИМО – будь то область безопасности или защиты окружающей среды", – подчеркнул генеральный секретарь ИМО.
Добавим, что в рамках всемирной морской темы ИМО также планирует публиковать видео, в которых моряки выражают свое мнение о работе на флоте и рассуждают о будущем судоходства. Так, в пилотном ролике главный механик Мэтт Форстер отметил важность повышения осведомленности людей о профессии моряка, особенно в контексте кризиса смены экипажей.
– Мы – столп цепочки поставок грузов по всему миру, – сказал он. – Общественность должна понимать, что в основном торговля идет по морю. Но поскольку о моряках мало, кто задумывается, мы не получаем необходимой поддержки. Важно, чтобы каждый осознавал: экипажи судов доставляют все необходимое для повседневной жизни. Признание поможет нам вернуться домой, увидеть семьи, быть с близкими.
– Как остро показала пандемия – хотя это было ясно и до нее – далеко не для всех людей очевидна важность труда моряков, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Без них остановились бы многие производства, а полки магазинов – опустели: начался бы хаос. Вместо того, чтобы признать их исключительную роль, члены экипажей получают сомнительную благодарность. Поэтому важно как можно больше говорить о профессии моряка – быть может, интересы членов экипажей будут чаще приниматься во внимание.
В связи с тем, что нынешний год стал годом действий в поддержку моряков, РПСМ в очередной раз призывает власти России признать членов экипажей судов вне зависимости от национальности ключевыми работниками и предоставить им право беспрепятственного въезда на территорию страны, а также выезда из нее для осуществления процедуры смены.