Морспасслужба празднует свое 66-летие со дня основания

0 88 5 мин
Морская спасательная служба отмечает 66-летие со дня своего основания. Согласно распоряжения Совета Министров Союза ССР от 23 августа 1956 года, выполнение судоподъемных, подводно-технических и спасательных работ для всех гражданских ведомств было передано новой службе в рамках Министерства морского флота СССР. За 66 лет своего существования, Морспасслужба претерпела ряд структурных и организационных изменений, но сохранила и приумножила статус национальной морской спасательной организации.
Сегодня в составе Федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная служба" трудится около трех тысяч человек, работает мощный специализированный флот различного назначения. Вся эта сила способна выполнить задачи любой сложности на море, но, при необходимости,  как показала ликвидация последстивий аварий на ТЭЦ-3 в Норильске, также и на суше. На морских бассейнах страны расположены 9 филиалов Морспасслужбы и один – за рубежом, в Казахстане. Ежедневно на аварийно-спасательное дежурство заступают более сотни судов и порядка 400 спасателей, сообщает Федеральное Агентство Морского и речного транспорта. 

Морспасслужба – одна из самых крупных профессиональных организаций в мире, занимающихся аварийно-спасательной, поисково-спасательной деятельностью и ликвидацией последствий бедствий и катастроф на море. Служба подведомственна Федеральному агентству морского и речного транспорта Министерства транспорта России. Центральный офис Службы находится в Москве. Подразделения базируются в 37 портах Российской Федерации.

ФГБУ «Морспасслужба» с филиалами, морскими спасательно-координационными центрами (МСКЦ) и морскими спасательными подцентрами (МСПЦ) на бассейнах составляют основу сил и средств организации и координации поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации.

Только за последние годы Морская спасательная служба провела десятки уникальных операций, научные специалисты и инженеры внедрили новейшие технологии, оборудование, на вооружение организации приняты новые современные суда, позволяющие решать задачи любой сложности. Лицензии и сертификаты соответствия для выполнения всех видов работ и оказания услуг позволяют Морской спасательной службе выполнять весь спектр задач на воде и под водой, а также обеспечивать работы на шельфах.

По данным Главного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ) в 2021 году силами и средствами ФГБУ "Морспасслужба" проведено 246 аварийно-спасательных операций по снятию аварийных судов с мели, буксировке, тушению пожаров на аварийных судах, в том числе по ликвидации разливов нефтепродуктов – 175. Спасено 39 человек, терпящих бедствие в море. 
При участии ФГБУ "Морспасслужба" разработаны несколько моделей беспилотных летательных аппаратов, адаптированных к работе в условиях Крайнего Севера и отвечающих по влагозащите установленному высокому стандарту. Съёмка в инфракрасном режиме позволяет получить информацию о состоянии окружающей среды вокруг буровых установок и задействованных судов. Успешно реализуется совместный проект с нефтегазодобывающими компаниями по мониторингу ледовой обстановки и управлению ледовыми операциями для обеспечения работы морских буровых установок в Баренцевом и Карском морях.

Суда и спасательные подразделения Морспасслужбы за последние годы выявили более 100 опасных ледовых угроз для защищаемых объектов, отбуксировали за пределы зоны безопасности этих объектов более 20 айсбергов. Накопленный опыт работ позволил разработать, а затем и запатентовать способ буксировки айсбергов стальными тросами.

Морские спасатели вписали в историю Морспасслужбы сложнейшие операции по спасению судов различных классов и размеров, ликвидировали последствия крупных аварий, спасли десятки человеческих жизней.

Одна из самых сложных и опасных стала аварийно-спасательная операция в Черном море в 2019 году, которая длилась более двух месяцев. В результате уникальной спасательной операции на танкерах-газовозах "MAESTRO" и "CANDY" (флаг – Танзания) и тушения пожара, был предотвращен взрыв и затопление судов в районе активного судоходства, а также разлив большого количества нефтепродуктов, который мог привести к экологической катастрофе в Черном море.

Сложнейшая буксировочная операция по доставке на Крайний Север в морской порт Певек единственной в мире плавучей атомной станции "Академик Ломоносов" в 2019 году, ликвидация последствий разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 под Норильском в 2020 году, аварийно-спасательная операция на сухогрузе «April» в 2021 году, снятие с камней двух барж с грузом более 7000 тонн дизтоплива в северной части острова Вайгач в конце 2021 года, десятки аварийных буксировок и операций по спасанию людей в море – все это подтверждение профессионализма специалистов Морспасслужбы, моряков, спасателей, водолазов.

Специалистами Морспасслужбы заданы новые стандарты к программному продукту и оборудованию Берегового операционного центра (БОЦ) учреждения. В ходе реализации этого проекта заложены основы формирования единой платформы цифровых сервисов управления силами и средствами аварийно-спасательных работ, с использованием передовых технологий и данных дистанционного зондирования поверхности Земли в условиях Арктики.

Морская спасательная служба активно развивает и гидротехническое строительство. В нынешнем году продолжает строительство паромной переправы в Угольных Копях (Анадырь) и реконструкцию паромной переправы Ванино-Холмск на Сахалине.

В 2020 году Службой было завершено строительство сложного гидротехнического объекта – гидроузел Белоомут. Масштабная реконструкция этого гидроузла, расположенного на реке Оке в Луховицком районе Подмосковья, осуществлялась в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Морская спасательная служба – один из крупнейших судовладельцев России. Сейчас в составе флоталии ведомства трудятся порядка 300 судов различного назначения, в их числе – три ледокола, крупные буксиры, суда-снабженцы, универсальные спасательные суда, которые снабжены новыми системами навигационного вооружения и техническим оборудованием, отвечающим современным требованиям. Обновление флота продолжается. Сегодня на стапелях российских судоверфей для ФГБУ "Морспасслужба" ведется строительство 22 судов различных модификаций.

Морская спасательная служба имеет постоянный вектор развития. Необходимость эта обусловлена задачами, которые ставятся перед организацией. Одно из перспективных направлений – освоение Северного морского пути. К 2030 году для Морской спасательной службы за счёт государственного финансирования запланировано к постройке 19 судов ледового класса, в том числе три ледокола 18 МВт. При строительстве пяти буксирно-спасательных судов ледового класса проекта NE025 Морспасслужба впервые выступает в качестве исполнителя функций государственного заказчика. Строительство судов пройдет в рамках Плана развития инфраструктуры Севморпути на период до 2035 года и федерального проекта «Северный морской путь» в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Морская спасательная служба ежегодно приобретает за счет внебюджетных средств суда, способные нести аварийно-спасательную готовность в морских акваториях Российской Федерации. В 2021 году состав флота за внебюджетные средства пополнил буксир-спасатель «Сейвал» проекта UT-722.

В составе Службы более 100 высококлассных водолазов. Это крупнейший отряд профессиональных водолазов на территории нашей страны, оснащенный современными водолазными судами, специализированной техникой и снаряжением, судовыми и контейнерными водолазными барокомплексами.

Все большую поддержку при решении аварийно-спасательных и инженерных задач под водой людям оказывают необитаемые подводные аппараты. Морспасслужба – лидер в стране по количеству и разнообразию необитаемых аппаратов с возможностью подводно-технических работ на глубинах до 3 километров. Технические возможности организации позволяют в том числе проводить уникальные операции, обслуживание подводных частей буровых платформ, инспекцию и изучение самых различных объектов на большой глубине, подводно-техническое сопровождение бурения нефтегазовых месторождений в море.

Служба имеет собственный учебно-тренировочный центр с высоким уровнем оснащенности тренажерами. Это позволяет обучать новых сотрудников и поддерживать квалификацию работников по уникальным специальностям морских спасателей. В УТЦ имеются классы для изучения устройства судов и судоподъема, водолазной подготовки, водолазной медицины, аварийно-спасательных работ, борьбы за живучесть судов, подготовки судоводителей маломерных судов, тренажерный кабинет телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА), а также тренажеры (симуляторы) различных видов, в том числе, работающий в 25-метровом бассейне тренажер по отработке навыков эвакуации из кабины вертолета, потерпевшего аварию в море и навигационный тренажер с системой динамического позиционирования (DP) и интегрированный с ним тренажер Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ).

Морспасслужба стала гордостью не только собственных сотрудников, но и всей нашей  страны. На выполнение возложенных на учреждение функций не влияют границы, флаги и другая атрибутика, поскольку Морспаслужба руководствуется приоритетом спасения и сохранения человеческой жизни и защиты природной среды. Так было, так есть сегодня, так будет и впредь.

Моряки и речники России поздравляют коллег с Днем Морской спасательной службы! 

Подписаться



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025