Как мы выяснили в обзоре вспомогательного флота, который был опубликован на "Корабел.ру" в октябре 2017 года, только за 7 лет по рекам, прибрежным морям или в экономической зоне РФ, по акваториям портов России стали ходить около 150 новых вспомогательных судов различного назначения. Из них 34 единицы появилось у Морспасслужбы Росморречфлота. И это не считая тех судов, которые организация купила на вторичном рынке. Вместе с "Росморпортом" Морспасслужба сейчас главный заказчик на рынке гражданского судостроения.
Спектр задач, которые выполняет ведомство, постоянно расширяется. В конце 2017 года в состав Морспасслужбы вошло учреждение подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой". Поэтому наверняка программу по обновлению флота придется корректировать, добавляя и "речную" составляющую. О планах по строительству нового флота и в целом о работе ведомства мы поговорили с руководителем ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" Андреем Хаустовым.
– Андрей Викторович, какие задачи сейчас выполняет "Морспасслужба"?
– Главная наша задача — это обеспечение безопасности мореплавания. Туда входят и аварийно-спасательные работы, и борьба с аварийными разливами нефти, и судоподъемные работы.
По запросу заказчиков мы можем проводить буксировочные операции, в том числе морские буксировки большими спасательными судами либо смешанные, когда один или два речных буксира проводят объект по внутренним водным путям, а потом в морской акватории передают его морскому буксиру. Если брать суммарно все наши филиалы, Морспасслужба уже не один десяток лет является лидером по количеству буксировочных операций.
Морспасслужба активно сотрудничает и с нефтедобывающими компаниями. У нас в активе есть специализированные суда, которые занимаются несением аварийно-спасательной готовности, снабжением буровых платформ, перемещением буровых на точку бурения и заводкой якорей платформы, а также сопровождением бурения и обследованием буровых скважин с помощью специализированных судов с телеуправляемыми подводными аппаратами (ТНПА) с рабочей глубиной погружения до 3 000 метров, обслуживанием подводных трубопроводов и т. д.
Занимаемся строительством и ремонтом причалов,ремонтным дноуглублением. Продолжать можно долго.
– Под такой спектр задач должен быть и большой флот. Сколько сейчас у вас судов?
– Сейчас у нас в составе флота 277 единиц судов. Из них 34 единицы флота построены в период с 2010 по 2017 годы, в том числе 4 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4 МВт проекта MPSV07, 2 аварийно-спасательных ледокола проекта MPSV06, буксир проекта TG-17, судно специального назначения катамаранного типа SDS 18 4 единицы морских водолазных судов проекта SDS08, 10 водолазных катеров проекта А-160, 10 катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б-ЯР и наша гордость – многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта Р-70202 "Балтика" и другие суда.
Кроме того, у нас в составе есть и суда более старой постройки, много буксиров типа "Нефтегаз" проекта В-92/I "Агат", "Ясный", "Ирбис", "Капитан Мартышкин" и другие. Есть небольшие спасательные катера, плавкраны, баржи.
Под решение некоторых технически сложных задач мы закупали суда с рынка. Так, в октябре 2017 года мы приобрели многоцелевое судно неограниченного района плавания "Балтийский исследователь" 2013 года постройки для работ на морском шельфе.
Судну всего четыре года, оно в хорошем состоянии, оснащено современным оборудованием. В частности, на судне смонтирована водолазная шахта, благодаря которой можно спускать одновременно до трех водолазов, опустить подводный телеуправляемый аппарат или установить мобильную буровую для инженерных изысканий. Большая площадь грузовой палубы позволяет разместить одновременно контейнерный водолазный комплекс, комплекс ТНПА, специализированное оборудование для ЛАРН.
Перед тем, как поступить к нам в Морспасслужбу, судно предварительно прошло ремонт с переосвидетельствованием под класс РМРС . В конце 2017 года мы задействовали "Балтийский исследователь" в работах по изучению прокладки подводной трассы "Северного потока – 2" совместно с компанией "Фертоинг".
Еще одно из приобретений 2017 года – многофункциональное судно-якорезаводчик "Умка". Судно мы покупали с задачей использовать его на шельфовых работах, в частности, по заводке якорей на буровых платформах, несению готовности у буровых платформ и выполнением работ с ТНПА. Оно также в течении четырех месяцев выполняло работы на проекте "Северный поток – 2" совместно с компанией "Фертоинг". Сейчас оно трудится в составе Северного филиала Морспасслужбы, несет аварийно-спасательную готовность в российской зоне ответственности, прилегающей к порту Калининград.
– Того состава флота, что у вас сейчас есть вам хватает?
– Под те задачи, которые сейчас у нас есть, судов нам не хватает. Но мы его активно строим. По планам с 2017 по 2020 годы только по ФЦП "Морской транспорт" мы планируем получить 6 судов различного назначения: 4 многофункциональных буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV12, 2 бонопостановщика ледового класса постройки Ярославского СЗ.
Особняком идет у нас идет ФЦП "Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". По ней на заводе "Залив" сейчас строится спасательное судно мощностью 4 МВт пр. MPSV07. Сроки по его строительству сдвинулись, и если все пойдет удачно, то мы надеемся ввести его в строй в 2018 году. Кроме того, на феодосийском заводе "Море" мы сейчас строим один водолазный катер по модернизированному проекту А160, плюс планируем построить противопожарный буксир и морское водолазное судно.
– Водолазное судно какого проекта?
– Это судно – развитие катамарана SDS18. Оно будет немного модернизировано относительно головного судна там уже будет смонтирован мобильный водолазный комплекс. Пока мы проводим опытную эксплуатацию "Игоря Ильина", делаем свои замечания по проекту. Понятно, что судно головное и не все конструкторские решения подходят по наши задачи. В новом проекте водолазного судна все замечания по "Игорю Ильину" уже будут учтены.
– В прошлом году какие работы проводили ваши суда? Какие интересные проекты выполняли?
– У нас все проекты интересные и не похожи друг на друга. Из самых значительных можно отметить выполнение работ по обследованию подводной площадки в Черном море в сотрудничестве с ООО "Моргеосервис". На этом проекте впервые в истории России, принадлежащий российской компании ТНПА рабочего класса с российского судна "Спасатель Демидов" погрузился на глубину 2500 метров и выполнял все задачи в течении трех недель. Летом 2017 года мы проводили международное спасательное учение, организованное Морспасслужбой, “Balex Delta 2017” в Балтийском море с привлечением морских спасательных судов и спасателей 11 стран.
Кроме того, мы успешно завершили первый этап проведения работ по обследованию участков прокладки трубопровода "Северный поток – 2" совместно с ООО "Фертоинг" на судах под российским флагом и с российскими подводными аппаратами и российским персоналом. Раньше аналогичные работы выполнялись исключительно иностранными компаниями. Российские компании считали недостаточно квалифицированными и даже не допускали к конкурсу.
– В 2017 году к вам в ведение передали организацию "Подводречстрой". То есть вы теперь заведуете тем же спектром работ и на реках?
– Действительно в декабре прошлого года "Подводречстрой" вошел в состав Морспасслужбы. Нам досталось все небогатое хозяйство в 37 единиц самоходных судов, 54 плавкранов и различных барж. Проблем по данному "наследству" очень много, начиная с огромного долга организации, заканчивая состоянием флота. Очень много судов в отстое с просроченными документами. Большей части оставшихся в строю требуется значительный ремонт и модернизация.
– Обновлять речной флот планируете?
– Обязательно. Для начала надо закончить ремонт тех плавсредств, которые можно отремонтировать. А из нового планируем уже в этом году построить буксир смешанного плавания мощностью 1600 сил и одну трюмную баржу, грузоподъемностью 3 000 тонн на подмосковном заводе "Порт Коломна" с использованием лизинга. Если проекты будут признаны удачными, планируем продолжить строительство таких судов. Кроме этого, ведем переговоры и с другими заводами по строительству барж-площадок и буксиров.
– С момента ввода в строй двух судов проекта MPSV06 "Мурман" и "Берингов пролив" прошел год. Как с точки зрения эксплуатации показал себя этот проект?
– Это очень хорошие суда. Они в реальной работе доказали свою эффективность. Но так как строились они практически параллельно, то у обоих этих судов общие недоработки. Если их исправить, можно получить отличный проект многофункционального спасательного судна. С другой стороны, верфь Nordic Yards, которая их строила, сейчас принадлежит другому юридическому лицу. В связи с этим выполнение рекламационных работ идет с большой задержкой.
– Вы работали и работаете со многими заводами. Какие предприятия вы бы отметили по культуре производства или по качеству работ?
– Техническую часть работы судостроительных заводов я объективно оценить не могу. Со стороны заказчика нам приятнее всего было работать с "Окской судоверфью". Владимир Павлович Куликов исполнил все пункты контракта, без всяких переносов сроков сдал нам катамаран "Игорь Ильин". К сожалению, пока в основной своей массе отечественные судостроительные заводы не могут похвастаться выполнением сроков строительства. Надеюсь, ситуация исправится.
– Морспасслужба структура дотационная, или вы все же сами себя окупаете?
– Мы прежде всего федеральное бюджетное учреждение. И наша главная задача – это обеспечение безопасности мореплавания. Под эти задачи нам из федерального бюджета выделяются средства на выполнения государственного задания. Но они значительно меньше, чем требуется для его выполнения. Поэтому приходится помимо выполнения обязательных функций участвовать в ряде коммерческих проектов, начиная от услуг по буксировке и судоподъему, заканчивая обеспечением работ на шельфе – это дополнительный источник доходов.
Могу сказать, что мы себя практически полностью окупаем. Дотационная часть в нашем бюджете не более 7-8 %.
Причем из этих же дополнительных источников мы финансируем и судостроительную программу. Например, тот же катамаран "Игорь Ильин" мы построили за внебюджетные источники.
– У вас работает учебно-тренировочный центр, где вы занимаетесь подготовкой и переподготовкой кадров именно морского спасания. Расскажите об этом центре, каких специалистов там готовите?
– Учебно-тренировочный центр Морспасслужбы работает уже с 1971 года. Он имеет все сертификаты соответствия и надзорных органов, и международных организаций в сфере подготовки кадров. В 2017 году мы ряд программ (BOSIET, HUET,FOET) аттестовали в соответствии с международными требованиями OPITO . Это очень дорогостоящая и затратная процедура, но для работы центра она была необходима.
Мы занимаемся подготовкой и переподготовкой водолазов различных профилей: водолазов-глубоководников, водолазов-сварщиков, операторов барокамер, операторов по обслуживанию водолазного оборудования, специалистов по освидетельствованию судов и гидротехнических сооружений и т.д. Обучение в нашем центре для сотрудников Морспасслужбы бесплатное, а для сторонних организаций на договорной основе, с программой курса и стоимостью обучения можно ознакомиться на сайте.
– Какие планы у Морспасслужбы на 2018 год? Какие работы, будете выполнять?
– Планы, как всегда громадные. В первую очередь повышаем уровень готовности Морспасслужбы для реагирования на различные аварийные ситуации. Это и обучение, и тренировки, и учения. Каждый год увеличиваем присутствие наших подразделений в различных портах нашей большой страны для быстрейшего реагирования на различного рода ЧС. В этом году, надеюсь, мы еще продвинемся в этом направлении. Будем получать и расширять новые компетенции, например, в части проведения противофонтанных и газоспасательных работ на шельфе или тушении пожаров на морских объектах. Четыре филиала у нас уже аттестовано на этот вид деятельности.
Также будем продвигаться в строительстве и приобретении морских и речных судов.
Ну и еще одна задача – оживить и загрузить работой бывшие подразделения "Подводречстроя".
Руководитель ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" Андрей Хаустов / Корабел.ру |
– Андрей Викторович, какие задачи сейчас выполняет "Морспасслужба"?
– Главная наша задача — это обеспечение безопасности мореплавания. Туда входят и аварийно-спасательные работы, и борьба с аварийными разливами нефти, и судоподъемные работы.
По запросу заказчиков мы можем проводить буксировочные операции, в том числе морские буксировки большими спасательными судами либо смешанные, когда один или два речных буксира проводят объект по внутренним водным путям, а потом в морской акватории передают его морскому буксиру. Если брать суммарно все наши филиалы, Морспасслужба уже не один десяток лет является лидером по количеству буксировочных операций.
Морспасслужба активно сотрудничает и с нефтедобывающими компаниями. У нас в активе есть специализированные суда, которые занимаются несением аварийно-спасательной готовности, снабжением буровых платформ, перемещением буровых на точку бурения и заводкой якорей платформы, а также сопровождением бурения и обследованием буровых скважин с помощью специализированных судов с телеуправляемыми подводными аппаратами (ТНПА) с рабочей глубиной погружения до 3 000 метров, обслуживанием подводных трубопроводов и т. д.
Занимаемся строительством и ремонтом причалов,ремонтным дноуглублением. Продолжать можно долго.
Аварийно-спасательный ледокол проекта Р-70202 "Балтика" / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– Под такой спектр задач должен быть и большой флот. Сколько сейчас у вас судов?
– Сейчас у нас в составе флота 277 единиц судов. Из них 34 единицы флота построены в период с 2010 по 2017 годы, в том числе 4 многофункциональных аварийно-спасательных судна мощностью 4 МВт проекта MPSV07, 2 аварийно-спасательных ледокола проекта MPSV06, буксир проекта TG-17, судно специального назначения катамаранного типа SDS 18 4 единицы морских водолазных судов проекта SDS08, 10 водолазных катеров проекта А-160, 10 катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б-ЯР и наша гордость – многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта Р-70202 "Балтика" и другие суда.
Кроме того, у нас в составе есть и суда более старой постройки, много буксиров типа "Нефтегаз" проекта В-92/I "Агат", "Ясный", "Ирбис", "Капитан Мартышкин" и другие. Есть небольшие спасательные катера, плавкраны, баржи.
Под решение некоторых технически сложных задач мы закупали суда с рынка. Так, в октябре 2017 года мы приобрели многоцелевое судно неограниченного района плавания "Балтийский исследователь" 2013 года постройки для работ на морском шельфе.
Судну всего четыре года, оно в хорошем состоянии, оснащено современным оборудованием. В частности, на судне смонтирована водолазная шахта, благодаря которой можно спускать одновременно до трех водолазов, опустить подводный телеуправляемый аппарат или установить мобильную буровую для инженерных изысканий. Большая площадь грузовой палубы позволяет разместить одновременно контейнерный водолазный комплекс, комплекс ТНПА, специализированное оборудование для ЛАРН.
Многофункциональное судно "Умка" / Корабел.ру |
Перед тем, как поступить к нам в Морспасслужбу, судно предварительно прошло ремонт с переосвидетельствованием под класс РМРС . В конце 2017 года мы задействовали "Балтийский исследователь" в работах по изучению прокладки подводной трассы "Северного потока – 2" совместно с компанией "Фертоинг".
Еще одно из приобретений 2017 года – многофункциональное судно-якорезаводчик "Умка". Судно мы покупали с задачей использовать его на шельфовых работах, в частности, по заводке якорей на буровых платформах, несению готовности у буровых платформ и выполнением работ с ТНПА. Оно также в течении четырех месяцев выполняло работы на проекте "Северный поток – 2" совместно с компанией "Фертоинг". Сейчас оно трудится в составе Северного филиала Морспасслужбы, несет аварийно-спасательную готовность в российской зоне ответственности, прилегающей к порту Калининград.
Многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV06 / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– Того состава флота, что у вас сейчас есть вам хватает?
– Под те задачи, которые сейчас у нас есть, судов нам не хватает. Но мы его активно строим. По планам с 2017 по 2020 годы только по ФЦП "Морской транспорт" мы планируем получить 6 судов различного назначения: 4 многофункциональных буксира-спасателя мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV12, 2 бонопостановщика ледового класса постройки Ярославского СЗ.
Особняком идет у нас идет ФЦП "Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". По ней на заводе "Залив" сейчас строится спасательное судно мощностью 4 МВт пр. MPSV07. Сроки по его строительству сдвинулись, и если все пойдет удачно, то мы надеемся ввести его в строй в 2018 году. Кроме того, на феодосийском заводе "Море" мы сейчас строим один водолазный катер по модернизированному проекту А160, плюс планируем построить противопожарный буксир и морское водолазное судно.
Спасательное судно "Пенай" |
– Водолазное судно какого проекта?
– Это судно – развитие катамарана SDS18. Оно будет немного модернизировано относительно головного судна там уже будет смонтирован мобильный водолазный комплекс. Пока мы проводим опытную эксплуатацию "Игоря Ильина", делаем свои замечания по проекту. Понятно, что судно головное и не все конструкторские решения подходят по наши задачи. В новом проекте водолазного судна все замечания по "Игорю Ильину" уже будут учтены.
– В прошлом году какие работы проводили ваши суда? Какие интересные проекты выполняли?
– У нас все проекты интересные и не похожи друг на друга. Из самых значительных можно отметить выполнение работ по обследованию подводной площадки в Черном море в сотрудничестве с ООО "Моргеосервис". На этом проекте впервые в истории России, принадлежащий российской компании ТНПА рабочего класса с российского судна "Спасатель Демидов" погрузился на глубину 2500 метров и выполнял все задачи в течении трех недель. Летом 2017 года мы проводили международное спасательное учение, организованное Морспасслужбой, “Balex Delta 2017” в Балтийском море с привлечением морских спасательных судов и спасателей 11 стран.
Кроме того, мы успешно завершили первый этап проведения работ по обследованию участков прокладки трубопровода "Северный поток – 2" совместно с ООО "Фертоинг" на судах под российским флагом и с российскими подводными аппаратами и российским персоналом. Раньше аналогичные работы выполнялись исключительно иностранными компаниями. Российские компании считали недостаточно квалифицированными и даже не допускали к конкурсу.
Работа Морспасслужбы / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– В 2017 году к вам в ведение передали организацию "Подводречстрой". То есть вы теперь заведуете тем же спектром работ и на реках?
– Действительно в декабре прошлого года "Подводречстрой" вошел в состав Морспасслужбы. Нам досталось все небогатое хозяйство в 37 единиц самоходных судов, 54 плавкранов и различных барж. Проблем по данному "наследству" очень много, начиная с огромного долга организации, заканчивая состоянием флота. Очень много судов в отстое с просроченными документами. Большей части оставшихся в строю требуется значительный ремонт и модернизация.
– Обновлять речной флот планируете?
– Обязательно. Для начала надо закончить ремонт тех плавсредств, которые можно отремонтировать. А из нового планируем уже в этом году построить буксир смешанного плавания мощностью 1600 сил и одну трюмную баржу, грузоподъемностью 3 000 тонн на подмосковном заводе "Порт Коломна" с использованием лизинга. Если проекты будут признаны удачными, планируем продолжить строительство таких судов. Кроме этого, ведем переговоры и с другими заводами по строительству барж-площадок и буксиров.
– С момента ввода в строй двух судов проекта MPSV06 "Мурман" и "Берингов пролив" прошел год. Как с точки зрения эксплуатации показал себя этот проект?
– Это очень хорошие суда. Они в реальной работе доказали свою эффективность. Но так как строились они практически параллельно, то у обоих этих судов общие недоработки. Если их исправить, можно получить отличный проект многофункционального спасательного судна. С другой стороны, верфь Nordic Yards, которая их строила, сейчас принадлежит другому юридическому лицу. В связи с этим выполнение рекламационных работ идет с большой задержкой.
Работа Морспасслужбы / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– Вы работали и работаете со многими заводами. Какие предприятия вы бы отметили по культуре производства или по качеству работ?
– Техническую часть работы судостроительных заводов я объективно оценить не могу. Со стороны заказчика нам приятнее всего было работать с "Окской судоверфью". Владимир Павлович Куликов исполнил все пункты контракта, без всяких переносов сроков сдал нам катамаран "Игорь Ильин". К сожалению, пока в основной своей массе отечественные судостроительные заводы не могут похвастаться выполнением сроков строительства. Надеюсь, ситуация исправится.
– Морспасслужба структура дотационная, или вы все же сами себя окупаете?
– Мы прежде всего федеральное бюджетное учреждение. И наша главная задача – это обеспечение безопасности мореплавания. Под эти задачи нам из федерального бюджета выделяются средства на выполнения государственного задания. Но они значительно меньше, чем требуется для его выполнения. Поэтому приходится помимо выполнения обязательных функций участвовать в ряде коммерческих проектов, начиная от услуг по буксировке и судоподъему, заканчивая обеспечением работ на шельфе – это дополнительный источник доходов.
Могу сказать, что мы себя практически полностью окупаем. Дотационная часть в нашем бюджете не более 7-8 %.
Причем из этих же дополнительных источников мы финансируем и судостроительную программу. Например, тот же катамаран "Игорь Ильин" мы построили за внебюджетные источники.
Работа Морспасслужбы / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– У вас работает учебно-тренировочный центр, где вы занимаетесь подготовкой и переподготовкой кадров именно морского спасания. Расскажите об этом центре, каких специалистов там готовите?
– Учебно-тренировочный центр Морспасслужбы работает уже с 1971 года. Он имеет все сертификаты соответствия и надзорных органов, и международных организаций в сфере подготовки кадров. В 2017 году мы ряд программ (BOSIET, HUET,FOET) аттестовали в соответствии с международными требованиями OPITO . Это очень дорогостоящая и затратная процедура, но для работы центра она была необходима.
Мы занимаемся подготовкой и переподготовкой водолазов различных профилей: водолазов-глубоководников, водолазов-сварщиков, операторов барокамер, операторов по обслуживанию водолазного оборудования, специалистов по освидетельствованию судов и гидротехнических сооружений и т.д. Обучение в нашем центре для сотрудников Морспасслужбы бесплатное, а для сторонних организаций на договорной основе, с программой курса и стоимостью обучения можно ознакомиться на сайте.
Работа Морспасслужбы / ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– Какие планы у Морспасслужбы на 2018 год? Какие работы, будете выполнять?
– Планы, как всегда громадные. В первую очередь повышаем уровень готовности Морспасслужбы для реагирования на различные аварийные ситуации. Это и обучение, и тренировки, и учения. Каждый год увеличиваем присутствие наших подразделений в различных портах нашей большой страны для быстрейшего реагирования на различного рода ЧС. В этом году, надеюсь, мы еще продвинемся в этом направлении. Будем получать и расширять новые компетенции, например, в части проведения противофонтанных и газоспасательных работ на шельфе или тушении пожаров на морских объектах. Четыре филиала у нас уже аттестовано на этот вид деятельности.
Также будем продвигаться в строительстве и приобретении морских и речных судов.
Ну и еще одна задача – оживить и загрузить работой бывшие подразделения "Подводречстроя".
Беседовал Владислав Букин
Материалы по теме:
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин - статья о спасательном катамаране "Игорь Ильин");
Пароход, ледокол, два тральщика и немецкая подлодка - статья о "Карской экспедиции-2015";
Службу день и ночь несут - статья о работе Архангельского филиала Морспасслужбы.
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин - статья о спасательном катамаране "Игорь Ильин");
Пароход, ледокол, два тральщика и немецкая подлодка - статья о "Карской экспедиции-2015";
Службу день и ночь несут - статья о работе Архангельского филиала Морспасслужбы.