реклама

Морской экспорт СПГ: от желания к возможностям

Почему ожидаемые санкции против российского газа гораздо опаснее уже установленных ценовых "потолков" на нефть и какова роль корабелов в минимизации их последствий?

Начало лета принесло России не только аномальную жару, но и дополнительные риски, связанные с формированием очередного (уже четырнадцатого по счету) пакета санкций Евросоюза. На сей раз "объединенный" Запад планирует нанести основной удар российскому экспорту сжиженного природного газа.

 

Бедствия и последствия

Судя по обнародованных агентством Reuters деталям проекта свежего санкционного пакета, он предусматривает введение комплекса запретительных мер для портов и других специализированных инфраструктурных объектов на территории Евросоюза, обеспечивающих прием российского СПГ, на его перекачку/перевалку для последующего экспорта за пределы ЕС по т.н. "Южному" пути – через Средиземное море, Суэцкий канал и Индийский океан. 

 

Инициаторы санкций ожидают, что блокированные таким образом экспортные объемы сжиженного газа Россия будет вынуждена оставить для реализации на европейском рынке, что будет способствовать его дополнительному насыщению с соответствующим проседанием цен. Заметим, что введение полного запрета на прямую закупку российского СПГ вводить (пока?) не предполагается речь идет лишь о регулировании рыночных цен на него в пользу  европейских потребителей, причем вполне не рыночными методами. Впрочем, дальнейшие шаги в этом направлении не исключают и введение "потолка" газовых цен, как это было сделано ранее в отношении российской нефти и нефтепродуктов.

 

Дополнительные ограничения планируется также установить и на использование газовозного флота, находящегося под контролем европейских операторов  подобно тому, как в недавнем прошлом это было сделано для наливных танкеров.

 

В дополнение к этому газовым трейдерам и профильным транспортным компаниям теперь придется нести ответственность за действия своих дочерних предприятий и представительств вне Еврозоны, если последние будут направлены на нарушение санкций. При этом на материнские бизнес-структуры возлагается полная ответственность за проведение систематических комплексных проверок по идентификации места происхождения и конечного назначения груза, а также за недопущение изменения его "национальности" путем перегрузки в портах или в открытом море, которые за последние два года приобрели широкую популярность под названием STS (ship-to-ship) операций.

 

Последствия полномасштабной реализации подобных планов внушают вполне обоснованные опасения, особенно с учетом  того, что в отличие от нефти и угля, России пока не удалось развернуть основные экспортные потоки СПГ с запада на восток, а лидером по его закупкам по-прежнему остается Евросоюз. В частности, по итогам I кв. 2024г, поставки СПГ в страны ЕС были даже увеличены на 4% – до почти 5 млн тонн, в то время как отгрузки на азиатском направлении просели на 7%, к рубежу в 3,16 млн тонн.

 

Заметим, что в течение марта это разновекторное движение существенно ускорилось: объемы экспорта российского СПГ в Азию снизились на 30%, до 860 тыс. тонн, в то время как на европейском направлении данный показатель вырос на 3%, превысив 1,5 млн тонн. При этом география поставок еще для 470 тыс. тонн до сих пор считается не установленной – т.е. вероятнее всего они адресованы покупателям, которые ранее официально декларировали полный отказ от российского экспорта.  

 

И хотя по объемам отгрузок СПГ существенно уступает трубопроводному газу, его продажа обеспечивает существенную часть доходов России от экспорта энергоносителей в целом. Суммарный объем этих доходов (по оценкам Центра исследований энергетики и чистоты атмосферы – CREA) к концу I кв. текущего года стабильно превышал 750 млн в сутки: сутки:

Оценка динамики доходов России от экспорта энергоносителей, € млн/сутки / Фото: CREA

Примечательно, что (несмотря на всю свою санкционную активность) абсолютным лидером по закупкам российского СПГ до сих пор остается именно Еврозона. Согласно подсчетам экспертов CREO, c начала действия дискриминационных мер по конец марта 2024-го государства ЕС приобрели у России сжиженного "голубого топлива" почти на 8 млрд – то есть на сумму почти в 2,3 раза большую, нежели Китай!

 

Только в марте государства Евросоюза закупили российского СПГ на 530 млн, причем основная часть этих денег была получена из Бельгии и Франции – рис.2 Для сравнения: импорт трубопроводного газа из России за тот же период оценивается в 730 млн. млн.

ТОП-5 импортеров российских энергоносителей, март 2024г (€ млрд) / Фото: CREA

 

 

В апреле же 2024-го сравнительная динамика экспортных потоков по основным направлениям несколько изменилась. Согласно подсчетам бизнес-разведчиков французской компании Kpler, в прошлом месяце России удалось вывезти на внешние рынки до 2,84 млн т СПГ. Однако при практически равных в годовом исчислении общих объемах экспорта, наблюдался их явный отток с европейского на азиатское направление, а также (еще более высокими темпами) – неустановленным адресатам. При этом уход СПГ в "неизвестном" направлении (ок.22%) почти вдвое превысил уровень его открытого перетекания с европейского на азиатский рынок (порядка 12%).

 

Все – в тень?

Итак, уже накануне предметного обсуждения "газового" пакета санкций, общая картина смены географических приоритетов вывоза российского СПГ приобрела следующий млн.

ТОП-5 импортеров российских энергоносителей, март 2024г (€ млрд) / Фото: CREA

 

 

По оценкам специалистов Kpler, в январе-апреле 2024-го экспорт СПГ из России в годовом исчислении вырос на 3,1% – до 11,53 млн тонн. Осторожная экстраполяция приведенных данных позволяет предположить, что по итогам текущего года данный показатель достигнет (как минимум) 35-36 млн тонн. Это несколько меньше официального прогноза в 37-38 млн тонн, сделанного руководством отечественного Кабмина в начале года, но все же представляется достаточно оптимистичным ориентиром – особенно с учетом возможного сдерживающего влияния новых санкций на ход практического обеспечения подобных поставок.

 

Дело в том, что ожидаемое закрытие европейских портов и терминалов для перевалки российского СПГ означает необходимость значительного наращивания объемов STS-операций по его перегрузке в открытом море. При всей своей технологической сложности, они не являются для российских экспортеров некой экзотической новинкой, поскольку успешно осваиваются на практике еще с 2020 года. Однако осуществление STS-операций в более широких масштабах требует значительного увеличения задействованного тоннажа, то есть все большего количества СПГ-танкеров – и желательно контролируемых (по тем или иным схемам) российскими операторами.

 

Полцарства за газовозы?

В качестве примера стоит привести т.н. сумеречный флот наливных танкеров, который материализовался как бы из ниоткуда при одной только угрозе введения ограничений на закупки российской нефти и нефтепродуктов. Созданный из преимущественно возрастных судов, этот флот вот уже третий год достаточно эффективно помогает обеспечивает экспорт российского "черного золота" и его производных, даже несмотря на последовательное ужесточение санкционных запретов.

 

Однако в отличие от наливных танкеров газовозы представляют собой суда более технологически сложные и дорогие. К тому же, в связи с постоянно растущим спросом на транспортировку газа морским путем, "лишние" газовозы (а тем более в значительном количестве) на рынке найти куда сложнее, чем наливные танкеры. Заметим, что речь идет о трудностях с приобретением/фрахтом даже конвенциональных СПГ-танкеров, не говоря уже о специализированных судах ледового класса, которые также критически необходимы России. 

 

Как уже отмечал ранее Korabel.ru, перспективы своевременной достройки газовозов Arc 7 для "Арктик СПГ-2" пока остаются неопределенными, что в свою очередь ставит под сомнение соблюдение плановых сроков запуска первых двух производственных линий проекта. Между тем по замыслу именно их мощности должны обеспечить наращивание поставок российского СПГ на азиатские рынки, обеспечив завершения разворота с запада на восток и в данном сегменте экспорта энергоносителей.

 

Напомним, что уже действующий "Ямал СПГ" (четыре производственные линии суммарной производительностью порядка 17,5 млн тонн в год) преимущественно ориентирован на рынки европейские, при минимальных отгрузках на азиатское направление. Более того именно он (по оценкам Kpler) к настоящему времени обеспечивает до 95% всех поставок СПГ из России в государства Евросоюза. 

 

По итогам 2023 года суммарные объемы поставок российского СПГ в регион оцениваются в 16,4 млн тонн: 14,4 млн тонн для (теоретически) внутреннего потребления ЕС плюс 2 млн тонн для перегрузки в адрес третьих стран. Эксперты Bloomberg конкретно отмечают по крайней мере два крупных европейских порта (бельгийский Зеебрюгге и французский Монтуар) в качестве узловых точек для перевалки СПГ с арктических месторождений России для последующей транспортировки по "Южному" морскому пути – преимущественно в Индию и Китай. 

 

Очевидно, что запрет на использование портовых мощностей ЕС чреват для проекта "Ямал СПГ" дополнительными рисками, поскольку поддержание экспортных потоков на существующим уровне потребует масштабного переформатирования логистических цепочек – без возможности просто "переключить" их с "Южного" на Северный морской путь ввиду нехватки газовозов ледового класса. 

 

Таким образом, и развитие новых мощностей по производству СПГ в Арктической зоне ("Арктик СПГ-2") и сохранение полной нагрузки уже действующих ("Ямал СПГ") безальтернативно упирается в недостаток специализированного тоннажа, который Россия просто не успевает оперативно построить собственными силами в нужном количестве. 

 

Схожая ситуация складывается и с конвенциональными СПГ-танкерами для обеспечения перспективных проектов в европейской части страны (например, в п. Усть-Луга), которые предполагается ввести в эксплуатацию через три-четыре года. Это означает, что газовозы для них должны быть заложены или (по крайней мере) закладываться на стапелях уже сегодня – но где именно и кто будет строить весь этот флот?

 

С учетом предельной профильной загрузки ССК "Звезда" и неопределенностью сроков создания новых отечественных площадок под крупнотоннажное судостроение, в отношении России подобный вопрос представляется скорее риторическим. 

 

…правда остается еще и Китай, – судостроительная держава №1, наш "старый друг" и заодно крупный импортер природного газа. Кстати, еще 16 мая Президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия наших двух стран. 

Интересно, насколько глубоким уже в ближайшей перспективе станет стратегическое партнерство России и Поднебесной в области судостроения и какими окажутся его первые плоды для отечественного экспорта в целом и газового – в частности? 

 

Материалы по теме:



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В компании по проектированию судов "Наутик Рус" сменилось руководство
13:46 , 07 Сентября 2024 / события