Экономические санкции, вводимые многими странами мира против России, ощутимо влияют на все сферы экономики. На некоторых они отражаются медленней, на других заметны практически сразу. К таким отраслям относится морское судоходство, прежде всего, международное.
В посткризисные годы коммерческие грузоперевозки были нестабильны, рынок испытывал периодические затруднения, которые сегодня только усугубляются. Главным образом это видно по падению объемов контейнерных перевозок из Евросоюза, сообщает ИАА "Деловые новости".
Пакет санкций распространяется на многие виды традиционного сотрудничества. Пока завершается выполнение ранее предоплаченных контрактов, это не сильно бросается в глаза. Однако морское судоходство уже почувствовало снижение поставок автомобилей, специализированной техники, продуктов питания и аэрокосмического оборудования.
Конечно, убытки терпят обе стороны. Европа уже почувствовала грядущие трудности, самые крупные порты готовятся считать будущие убытки от снижения грузопотока. А многие популярные контейнерные направления, к примеру, между Великобританией и Данией, резко подорожали.
Если и не произойдет ужесточение экономических ограничений со стороны Запада, то ближайшие перспективы отрасли все равно не радужные. Закономерно ожидается уже в наступающем году сокращение целого ряда небольших и средних предприятий. Относительно небольшой поток грузов удобней будет перемещать автомобильным транспортом.
К тому же ужесточились и "экологические" требования к судам, обеспечивающим морское судоходство. И мелкие компании и частные судовладельцы просто не в состоянии будут оперативно переоборудовать технику, установив специальные очистители на двигатели. Они первыми сдадутся под давлением санкций против России либо перейдут исключительно на внутренние рейсы, что гораздо менее выгодно экономически.
На примере порта Гамбург видно, то только на этом направлении морское судоходство в РФ сократилось почти на 4%, а общий грузооборот ЕС при этом увеличился на 4,5%, в основном за счет Польши. Для сравнения, в 2013 за первое полугодие здесь наблюдался рост грузопотока РФ-Гамбург почти на 7%. Россия может реально скатиться со второго по объемам контейнерного рынка данного порта.
Многие эксперты для сохранения уровня морского судоходства как минимум на прежних показателях предлагает изучить опыт стран, которые уже оказывались под прессингом мирового давления. В частности, следует обратиться к опыту Ирана, успешно противостоявшего наложенным из-за атомной станции в Бушере санкциям.
Предлагается распространить несколько вариантов решения проблемы на морское судоходство России. Что это за меры? Во-первых, парализуется работа судоходных компаний, зарегистрированных в РФ и ходящих под российским триколором. Как следствие, основные порты Америки, Европы, Японии могут просто отказаться принимать такие суда.
Можно просто изменить страну приписки и название корабля. Это вполне законно и достаточно эффективно. При этом сотрудничество с "новыми" владельцами ни под какие экономические запреты не подпадает, потому что в "черных списках" обозначены прежние порт приписки, владелец и имя. В Иране с подобной целью использовались флаги Мальты, Германии и Гонконга.
Во-вторых, защитить отечественное морское судоходство может официальное открытие компаний с юрисдикциями других стран. Это позволено делать практически во всех оффшорных зонах. В иранском флоте из 123 кораблей 73 переоформили через оффшоры в Гонконге, на Мальте, в Германии, на острове Мэн и на Кипре.
Здесь, правда, потребуется законодательная помощь государства в части курсирования судов через внутренние порты страны, налоговому резидентству и пр. Это защитит собственников от претензий со стороны налоговиков. Подобное решение может стать достаточно эффективным, если обойти возможное давление со стороны США и ЕС на оффшоры.
Помочь морскому судоходству способно и государство. Во-первых, при отказе страховать риски российских компаний западными страховщиками. В этом случае будет необходимо организовать взаимное страхование, то есть, специальные P&I клубы. Это предполагает существенного вливания средств, поэтому финансовая поддержка государства потребуется.
Во-вторых, помощь может потребоваться в случае инициирования судебных исков в отношении партнеров, из-за объявленных экономических ограничений не выполнивших ранее взятые обязательства. Тому же Ирану такой шаг помог выиграть несколько дел, в том числе в отношении английских и швейцарских компаний.