11 декабря 2009 года Федеральное агентство морского и речного транспорта Минтранса Российской Федерации провело совещание по проблемам дноуглубительного флота для внутренних водных путей.
В совещании приняли участие специалисты государственных управлений водных путей и сообщений практически из всех регионов России, проектанты, судостроительные заводы, ВУЗы, Российский Речной Регистр.
Совещание открыл заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов, который отметил принципиальную важность рассматриваемого вопроса для обеспечения эксплуатации речного транспорта. Было сказано, что учитывая почтенный возраст отечественного технического флота и темпы его выбывания, без строительства новых и модернизации части существующих земснарядов, землесосов, обстановочных, промерных судов, других судов всех ГУВПиС, будет невозможно не только выполнения поставленных задач, но поддержание сегодняшних габаритов и глубин судового хода.
С докладом по результатам проведенной Росморречфлотом НИР "Разработка концептуальных проектов дноуглубительных судов для морских и внутренних водных путей" от лица коллектива разработчиков ("Завод "Нижегородский теплоход", Российский Речной Регистр, Морское Инженерное Бюро, ЦНИИ морского флота) выступил член Президиума НТС РРР, член совета директоров ЗНТ, генеральный директор Морского Инженерного Бюро, доктор технических наук, профессор Геннадий Егоров.
В докладе было отмечено, что для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации ежегодно проводятся дноуглубительные работы в объеме 23 млн. куб. м и содержатся 90 тысяч береговых и плавучих знаков.
На балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства находилось 2850 единиц судов технического флота, в том числе годных к эксплуатации 2510 единиц (88,1%). Для обслуживания внутренних водных путей (далее ВВП) ежегодно вводится в эксплуатацию около 2180 ед. технического флота (86,8% от годных судов или 76,5% от общего количества судов).
За последние десять лет количество дноуглубительных снарядов на внутренних водных путях сократилось с 210 единиц до 168 единиц.
К 2010 году у 119 судов из 168 оставшихся истекают нормативные сроки службы.
К 2015 году - уже у 151 судна будет превышен нормативный срок службы.
Проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается. Причинами тому служат:
большой срок эксплуатации. Средний возраст морской техники составляет более 30 лет. Подвергшиеся коррозии корпуса судов, постоянные поломки оборудования, механизмов, отдельных деталей и узлов требуют выполнения бесконечных ремонтов, корпусных работ и остановок рабочего периода;
специфика, среда и условия производства работ с большим и быстрым износом грунтозаборных устройств требуют своевременного восстановления и замены изношенных деталей;
малое количество (точнее их фактическое отсутствие) судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, специализирующихся именно на этих видах ремонта.
Предельный износ имеют рабочие механизмы земснарядов: главные двигатели, рефулерные насосы, рефулерные грунтопроводы, грунтозаборные устройства черпаковых земснарядов, кабельные силовые трассы, контрольно-измерительные приборы и др.
При эксплуатации земснарядов происходят их частые остановки по причине поломок механизмов из-за значительного износа.
Системы автоматического управления папильонажных и становых лебедок, управления верхним черпаковым приводом требуют замены на современное оборудование. Контрольно-измерительные приборы управления дноуглублением в большинстве своем имеют моральный и физический износ и требуют замены, однако в настоящее время отечественными заводами не выпускаются.
Из года в год сохраняется тенденция старения судов технического флота, а также количественное сокращение судов. В последние годы количество списанных судов возросло с 17 до 38 ед. в год.
Исходя из этой тенденции, ожидается списание в период до 2015 г. почти одной трети судов или 796 судов, из них:
из рабочего ядра - 301 судно; находящиеся на холодном отстое - 165 судов;
негодных к эксплуатации - 330 судов.
Суда, негодные к эксплуатации за исключением уникальных (штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды), восстановлению не подлежат, их необходимо списать в ближайшее время.
Без принятия срочных мер к 2015 году годных к эксплуатации останется 28 судов технического флота, возраст которых к этому периоду достигнет 17 лет.
К 2015 г. потребность судов технического флота под планируемые объемы путевых работ и с учетом списания судов из рабочего ядра, обновления судов составит 796 единиц флота, в т.ч. дноуглубительный флот - 81 ед., обстановочный флот - 125 ед., экологический флот - 59 ед.
Фактически в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предполагается строительство 22-х земснарядов.
В докладе были изложены основные подходы к созданию дноуглубительных судов нового поколения с обоснованием облика и основных решений, а также предложена "линейка" таких судов.
Основываясь на разработках НПО "Гольфстрим", авторы доклада рекомендовали шире применять заметно более дешевые и реально строящиеся российской промышленностью несамоходные земснаряды без постоянного проживания экипажа на них, размещая людей на дебаркадерах или на головных понтонах пульпопровода.
Более сложные многочерпаковые земснаряды, а также штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды авторы предложили строить по процедуре РРР с использованием элементов существующих судов с размещения в существующих корпусах вкладных цистерн топлива, масла, нефтесодержащих и фекальных вод, с заменой электрического и радионавигационного оборудования, кабельных трасс, ГРЩ, систем автоматизации и технологического оборудования, с сокращением численности и улучшением условий жизни экипажа.
В прениях выступили первый заместитель генерального директора РРР, доктор экономических наук, профессор Николай Ефремов, председатель совета директоров ОАО "Завод Нижегородский Теплоход" Михаил Айвазов, технический директор НПО "Гольфстрим" Сергей Штин, член совета директоров ОАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" Игорь Якименко, генеральный директор завода "Мидель" Вячеслав Гогулин, генеральный директор проектного бюро "Минибот" Лев Прейс, профессор ВГАВТ Николай Попов и другие коллеги.
Особый интерес у собравшихся вызвало выступление Сергея Штина, который поделился опытом проектирования, полнокомплектной постройки и успешной эксплуатации современных российских несамоходных землесосов (до восьми единиц в год) и специального оборудования для них (грунтовых насосов, фрез, элементов пульпропровода и др.) на заводе гидромеханизации НПО "Гольфстрим" (город Александров, Владимирская область) для горнодобывающей отрасли. При этом было отмечено, что эти землесосы оснащаются исключительно отечественным оборудованием, что позволило существенно снизить их стоимость.
В свою очередь Михаил Айвазов рассказал о том, как "Завод Нижегородский Теплоход" завершает достройку землесоса для Росморречфлота и отметил значительную сложность в обеспечении комплектации судна, которое строится по чешскому проекту 80-х годов прошлого столетия.
Завершая совещание, заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов отметил необходимость ясного понимания того, что технические решения должны исходить из ограниченности средств, выделяемых на строительство дноуглубительного флота. Он поддержал идею более широкого использования несамоходных землесосов и отметил, что наличие жилой надстройки на работающих земснарядах при современных санитарных нормах по вибрации и шуму приведет к значительному удорожанию самого объекта. При этом было отмечено, что необходимо учитывать фактические условия работы судов, которые принципиально отличаются в разных регионах России, а также учесть при проектировании рабочих элементов землесосов особенности технологии именно дноуглубительных работ.
Совещание приняло решение по рассылке на линию технических заданий на перспективные суда дноуглубительного флота с целью уточнения эксплуатационных требований и подготовки к проектированию и постройки судов в соответствии с ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
Совещание открыл заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов, который отметил принципиальную важность рассматриваемого вопроса для обеспечения эксплуатации речного транспорта. Было сказано, что учитывая почтенный возраст отечественного технического флота и темпы его выбывания, без строительства новых и модернизации части существующих земснарядов, землесосов, обстановочных, промерных судов, других судов всех ГУВПиС, будет невозможно не только выполнения поставленных задач, но поддержание сегодняшних габаритов и глубин судового хода.
С докладом по результатам проведенной Росморречфлотом НИР "Разработка концептуальных проектов дноуглубительных судов для морских и внутренних водных путей" от лица коллектива разработчиков ("Завод "Нижегородский теплоход", Российский Речной Регистр, Морское Инженерное Бюро, ЦНИИ морского флота) выступил член Президиума НТС РРР, член совета директоров ЗНТ, генеральный директор Морского Инженерного Бюро, доктор технических наук, профессор Геннадий Егоров.
В докладе было отмечено, что для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации ежегодно проводятся дноуглубительные работы в объеме 23 млн. куб. м и содержатся 90 тысяч береговых и плавучих знаков.
На балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства находилось 2850 единиц судов технического флота, в том числе годных к эксплуатации 2510 единиц (88,1%). Для обслуживания внутренних водных путей (далее ВВП) ежегодно вводится в эксплуатацию около 2180 ед. технического флота (86,8% от годных судов или 76,5% от общего количества судов).
За последние десять лет количество дноуглубительных снарядов на внутренних водных путях сократилось с 210 единиц до 168 единиц.
К 2010 году у 119 судов из 168 оставшихся истекают нормативные сроки службы.
К 2015 году - уже у 151 судна будет превышен нормативный срок службы.
Проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается. Причинами тому служат:
большой срок эксплуатации. Средний возраст морской техники составляет более 30 лет. Подвергшиеся коррозии корпуса судов, постоянные поломки оборудования, механизмов, отдельных деталей и узлов требуют выполнения бесконечных ремонтов, корпусных работ и остановок рабочего периода;
специфика, среда и условия производства работ с большим и быстрым износом грунтозаборных устройств требуют своевременного восстановления и замены изношенных деталей;
малое количество (точнее их фактическое отсутствие) судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, специализирующихся именно на этих видах ремонта.
Предельный износ имеют рабочие механизмы земснарядов: главные двигатели, рефулерные насосы, рефулерные грунтопроводы, грунтозаборные устройства черпаковых земснарядов, кабельные силовые трассы, контрольно-измерительные приборы и др.
При эксплуатации земснарядов происходят их частые остановки по причине поломок механизмов из-за значительного износа.
Системы автоматического управления папильонажных и становых лебедок, управления верхним черпаковым приводом требуют замены на современное оборудование. Контрольно-измерительные приборы управления дноуглублением в большинстве своем имеют моральный и физический износ и требуют замены, однако в настоящее время отечественными заводами не выпускаются.
Из года в год сохраняется тенденция старения судов технического флота, а также количественное сокращение судов. В последние годы количество списанных судов возросло с 17 до 38 ед. в год.
Исходя из этой тенденции, ожидается списание в период до 2015 г. почти одной трети судов или 796 судов, из них:
из рабочего ядра - 301 судно; находящиеся на холодном отстое - 165 судов;
негодных к эксплуатации - 330 судов.
Суда, негодные к эксплуатации за исключением уникальных (штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды), восстановлению не подлежат, их необходимо списать в ближайшее время.
Без принятия срочных мер к 2015 году годных к эксплуатации останется 28 судов технического флота, возраст которых к этому периоду достигнет 17 лет.
К 2015 г. потребность судов технического флота под планируемые объемы путевых работ и с учетом списания судов из рабочего ядра, обновления судов составит 796 единиц флота, в т.ч. дноуглубительный флот - 81 ед., обстановочный флот - 125 ед., экологический флот - 59 ед.
Фактически в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предполагается строительство 22-х земснарядов.
В докладе были изложены основные подходы к созданию дноуглубительных судов нового поколения с обоснованием облика и основных решений, а также предложена "линейка" таких судов.
Основываясь на разработках НПО "Гольфстрим", авторы доклада рекомендовали шире применять заметно более дешевые и реально строящиеся российской промышленностью несамоходные земснаряды без постоянного проживания экипажа на них, размещая людей на дебаркадерах или на головных понтонах пульпопровода.
Более сложные многочерпаковые земснаряды, а также штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды авторы предложили строить по процедуре РРР с использованием элементов существующих судов с размещения в существующих корпусах вкладных цистерн топлива, масла, нефтесодержащих и фекальных вод, с заменой электрического и радионавигационного оборудования, кабельных трасс, ГРЩ, систем автоматизации и технологического оборудования, с сокращением численности и улучшением условий жизни экипажа.
В прениях выступили первый заместитель генерального директора РРР, доктор экономических наук, профессор Николай Ефремов, председатель совета директоров ОАО "Завод Нижегородский Теплоход" Михаил Айвазов, технический директор НПО "Гольфстрим" Сергей Штин, член совета директоров ОАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" Игорь Якименко, генеральный директор завода "Мидель" Вячеслав Гогулин, генеральный директор проектного бюро "Минибот" Лев Прейс, профессор ВГАВТ Николай Попов и другие коллеги.
Особый интерес у собравшихся вызвало выступление Сергея Штина, который поделился опытом проектирования, полнокомплектной постройки и успешной эксплуатации современных российских несамоходных землесосов (до восьми единиц в год) и специального оборудования для них (грунтовых насосов, фрез, элементов пульпропровода и др.) на заводе гидромеханизации НПО "Гольфстрим" (город Александров, Владимирская область) для горнодобывающей отрасли. При этом было отмечено, что эти землесосы оснащаются исключительно отечественным оборудованием, что позволило существенно снизить их стоимость.
В свою очередь Михаил Айвазов рассказал о том, как "Завод Нижегородский Теплоход" завершает достройку землесоса для Росморречфлота и отметил значительную сложность в обеспечении комплектации судна, которое строится по чешскому проекту 80-х годов прошлого столетия.
Завершая совещание, заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов отметил необходимость ясного понимания того, что технические решения должны исходить из ограниченности средств, выделяемых на строительство дноуглубительного флота. Он поддержал идею более широкого использования несамоходных землесосов и отметил, что наличие жилой надстройки на работающих земснарядах при современных санитарных нормах по вибрации и шуму приведет к значительному удорожанию самого объекта. При этом было отмечено, что необходимо учитывать фактические условия работы судов, которые принципиально отличаются в разных регионах России, а также учесть при проектировании рабочих элементов землесосов особенности технологии именно дноуглубительных работ.
Совещание приняло решение по рассылке на линию технических заданий на перспективные суда дноуглубительного флота с целью уточнения эксплуатационных требований и подготовки к проектированию и постройки судов в соответствии с ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".