Организатором прошедшей во Владивостоке международной конференции "Морское страхование в России" выступила страховая компания "ДАЛЬАКФЕС". Корреспонденту "ЗР" удалось сразу после ее окончания задать несколько вопросов генеральному директору компании Людмиле БРЮХНО.
- Людмила Валентиновна, на ваш взгляд, выполнила ли конференция "Морское страхование в России" свою задачу?
- Сразу скажу, что конференция однозначно удалась. Причем это не только мое мнение, но и мнение многих участников, с которыми мне удалось пообщаться лично. Кстати, большинство из них в хорошем смысле избалованы подобными мероприятиями. Еще я хочу в первых же словах поблагодарить руководство Владивостокского морского торгового порта и лично Михаила Федоровича РОБКАНОВА, президента ВМТП и Вячеслава Михайловича ПЕРЦЕВА, первого вице-президента, который не только помог нам в организации, но и лично разделил со мной такой напряженный процесс, как ведение конференции.
Конференции такого уровня во Владивостоке еще не проводились. Информационная насыщенность была очень высокой, так что программа на протяжении полутора дней включила 15 докладов и 2 "круглых стола".
Обсуждались темы, касающиеся в равной мере страховых компаний, перестраховщиков, брокеров, судовладельцев, сюрвееров и адвокатов, поскольку всем им необходима не только специальная профессиональная информация, но и сведения в "смежных" областях, ведь морское страхование - это очень сложный экономический механизм с огромным количеством нюансов, знание которых часто может оказаться жизненно важным для компаний, имеющих дело с морским страхованием.
Обсуждения были живыми, а в некоторые моменты даже напряженными, что однозначно позволяет говорить о том, что затронутые вопросы являются не только интересными, но и весьма животрепещущими.
- Кто был участником конференции?
- С докладами выступили Илья ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ, руководитель Федеральной службы страхового надзора; Лев ПАНЧЕНКО, и.о. руководителя департамента транспорта администрации Приморского края; Удо МАРТИНСОН, председатель правления Swiss Re Germany; Юрий ГИЛЬЦ, первый зам. генерального директора ДВМП; Михаил ЦКИТИШВИЛИ, эксперт British Marine Managers Limited; Александр СТАРОСТИН, директор офиса Willis в Москве; Мартин ХИС и Джон ВИЛСОН, партнеры в юридической компании Clyde & Co. (Гон-Конг)), и многие другие.
Всего в конференции приняли участие 65 человек. Были у нас гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалина и Камчатки. География весьма обширная, чему я очень рада, поскольку общение с представителями других регионов нашей обширной страны всегда полезно для расширения профессионального кругозора.
Пользуясь случаем, я хочу искренне поблагодарить всех докладчиков за очень интересные, содержательные и полезные для всех участников доклады.
- Какие доклады оказались самыми актуальными?
- Практически все доклады были интересными и полезными. Хочу особо отметить доклад Ильи Ломакина-Румянцева, который был очень полезен для специалистов страховых компаний, а также "круглый стол", проведенный им же, на котором представители страховых компаний могли задать свои вопросы и получить самую свежую информацию, так сказать, из первых рук. А для судовладельцев, пожалуй, самым интересным был доклад моего заместителя - Алексея ЩУКИНА на тему "Страхование судов - опыт страховщика", в котором в простой и замечательно доходчивой форме были разъяснены принципы качественного и правильного страхового андеррайтинга по морским судам. Хотя, разумеется, я могу в столь же восторженных выражениях отозваться о любом из докладов, потому что выступавшие проделали немалую работу и подготовились к конференции более чем качественно.
- Как вы думаете, Людмила Валентиновна, эта конференция будет полезна для практической работы каждого из присутствовавших?
- Разумеется! Я в этом ни секунды не сомневаюсь! Дело в том, что, когда мы думали над программой конференции, мы решили сделать упор именно на практическую направленность. У нас был не теоретический семинар, а мероприятие для реально работающих в сфере морского страхования компаний и судовладельцев. Для страховщиков было полезно узнать мнение ведущих мировых перестраховочных компаний и брокеров о состоянии рынка перестрахования морских рисков, об отношении зарубежных перестраховщиков к российским судам. Судовладельцы имели возможность углубить свои знания о морском страховании, чтобы более профессионально общаться со страховщиком своих судов, точно понимать условия страхования и современные нюансы рынка.
- Возможно ли уже сделать какие-то выводы по итогам прошедшей конференции?
- Пожалуй, да. Попытаюсь сформулировать свои первые впечатления, только сразу оговорюсь, что каких-то официально оформленных решений конференции у нас не имеется, да и не было такой задачи; каждый из наших участников - профессионал высокого класса, так что выводы каждый делает для себя и для своей отрасли бизнеса. Так вот, во-первых, обстановка на рынке морского страхования и перестрахования продолжает оставаться сложной. Российский флот в целом стареет, меры безопасности и технические требования к эксплуатации судов не всегда и не всеми соблюдаются, так что отношение к российским судам у международных перестраховщиков несколько настороженное. Они предпочитают работать с теми андеррайтерами, чьему профессионализму они доверяют.
Следовательно, снижения ставок ждать не приходится. Во-вторых, в целом уровень познаний судовладельцев в морском страховании вырос. Они ориентируются в условиях страхования, задают очень острые и правильные вопросы. В-третьих, самым важным как для страховщика, так и для судовладельца является качественное управление рисками. Для страховщика это надёжное перестрахование, а для судовладельца - качественная эксплуатация флота и выполнение всего комплекса мер по безопасности мореплавания. И, в-четвёртых, интерес к морскому страхованию есть и есть развитие этого вида страхового бизнеса. И это меня, как директора страховой компании, очень радует.