ФГБУ "Морспасслужба" и ПАО "Ленское объединенное речное пароходство" подписали документы, подтверждающие успешное завершение аварийно-спасательной операции по снятию с прибрежных камней на северо-западной оконечности о. Вайгач двух барж с нефтепродуктами.
Как пишет Росморречфлот, операция по снятию аварийных судов и их буксировки в безопасное место была завершена в первую декаду Нового года силами Морской спасательной службы. Аварийные суда были отбуксированы в морской порт Северодвинск и переданы судовладельцу. Суда Морспасслужбы, задействованные в аварийно-спасательной операции, вернулись к исполнению своих непосредственных обязанностей.
24 ноября 2021 года в ФГБУ "Морская спасательная служба" поступило обращение от ПАО "Ленское объединённое речное пароходство" с просьбой о проведении спасательной операции. Две баржи "МН-4001" и "МН-4002" с грузом нефтепродуктов (общее количество - 7 000 тонн дизтоплива и 170 тонн керосина), находясь на буксире у морского буксира "Пак", под воздействием штормового ветра, волн и подвижек ледовых полей оказались на прибрежных камнях в Северо-Западной оконечности о. Вайгач. Существовала реальная угроза экологической катастрофы сопоставимой с чрезвычайным происшествием под Норильском. Уже через 35 минут после обращения к месту аварии был направлен МФАСС "Бейсуг", который нёс дежурство в море в районе Карских ворот. Также в район аварии были направлены спасательные суда "Сейвал" и "Спасатель Карев" с дополнительным оборудованием и спасателями.
|
Аварийно-спасательное судно «Бейсуг» / Фото: "Невский ССЗ", ООО |
После проведения разведки и визуального осмотра стало очевидно, что обе баржи плотно сидели на прибрежных камнях на малых глубинах, недоступных для непосредственного подхода аварийно-спасательных судов. По результатам водолазного осмотра было установлено - на обеих баржах пробиты все балластные танки. На барже "МН-4001" спасатели обнаружили пробоину в грузовом танке. Руководство операции приняло решение разгружать баржи для придания им положительной плавучести. Стаскивать баржи с камней было признано небезопасным, поскольку это наверняка бы привело к дополнительным и масштабным повреждениям корпусов барж и гарантированному разливу нефтепродуктов.
Работа спасателей осложнялась ограниченными глубинами в районе посадки барж на камни, ветром, волнением, подвижкой ледяных полей, отрицательными температурами до минус 20 градусов и значительным обледенением барж. Поскольку обе баржи были покрыты сплошным ледяным покровом порядка 30-50 см, спасателям пришлось вручную окалывать лед для доступа к горловинам, лючкам, трубопроводам и иным технологическим конструкциям, а также для снижения общей массы льда на палубах аварийных барж. Все работы проводились в условиях полярной ночи. Экипажи судов и спасатели работали в круглосуточном режиме, практически без перерыва на сон и отдых.
Позднее к спасательной партии присоединилось судно обеспечения "Ясный", прибывшее из Мурманска в район проведения работ, с дополнительным снабжением и спасателями на борту. Судну предстояла буксировка первой снятой с камней баржи "МН-4001".
|
аварийно-спасательное судно "Спасатель Карев" / Фото: "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО |
Благодаря умелым действиям экипажей и спасателей Морспасслужбы удалось поочередно снять с камней обе баржи, предварительно откачав с них более двух третьих груза на аварийно-спасательные суда. Поскольку спасателям пришлось снимать в общей сложности около 5 000 тонн груза, снятое дизтопливо пришлось сливать на два танкера "Урарту" и "Орлец", зафрахтованных судовладельцем. В течение декабря с камней была снята сначала баржа "МН-4001", затем - баржа "МН-4002". За все время аварийно-спасательных работ загрязнения моря нефтепродуктами не допущено.
После снятия барж с камней спасатели провели водолазные осмотры, по результатам которых были выполнены расчеты прочности поврежденных корпусов и разработаны планы буксировок.
Баржа "МН-4001" была отбуксирована спасательным судном "Ясный", а баржа "МН-4002" - многофункциональным аварийно-спасательным судном "Бейсуг" при сопровождении МФАСС "Спасатель Карев".
Буксировки аварийных барж до Северодвинска проходили в крайне тяжелых ледовых условиях. Караваны неоднократно застревали в плотных льдах, рвались элементы буксирной линии, которые спасатели повторно заводили с околкой вручную льда, быстро нарастающего на конструкциях барж. Сопровождающий буксировки МФАСС "Спасатель Карев" обкалывал застрявшие суда и баржи в ледовых полях, толщина которых местами достигала 1 метра.