Раньше в словаре присутствовали специальные термины из разных областей знаний – это могли быть, например, элементы морской гидрографии, или картографические данные, данные измерений чего-либо в морской сфере, разнообразные данные морских исследований, или метеорологические данные, полученные в результате морских наблюдений.
Так же, как и собственно "данные" выросли до "информации" в самом широком смысле слова, морские данные сформировали новый феномен, синтетическое понятие, объединяющее информацию из разных разделов в единое целое на базе смысловых связей предметов и явлений.
Компания Е-Дата за годы работы с информационными продуктами на основе морских данных выросла до комплексных решений по снабжению флота навигационными материалами. Сбор, хранение и обновление информации о маршрутах, прогнозах погоды, а также данные, относящиеся к рискам безопасности на море, ограничениям, территориальным границам, требованиям органов власти, государственного портового надзора, правилам государств флага, и многое другое, на современном уровне автоматизации обработки этой информации с помощью разработанного нами программного обеспечения, на базе нашего уникального многолетнего опыта. Мы анализируем информацию, и предоставляем нашим клиентам возможность максимально эффективно использовать морские данные, чтобы сэкономить навигационные бюджеты и точно подобрать необходимые продукты каждому судну для безопасного мореплавания, в соответствии с его конкретным классом и флагом.
В последнее время всё более остро поднимается вопрос снижения выбросов парниковых газов. С помощью анализа морских данных можно оптимизировать расход топлива, и это будет серьезным шагом в направлении декарбонизации в морской отрасли.
Поэтому специалисты Е-Дата отслеживают передовую мировую практику в информационной сфере, нам интересны темы профессиональных дискуссий на международных форумах.
Хотим предложить вниманию читателей тезисы доклада Тома Меллора, руководителя отдела технической поддержки и цифровых стандартов Гидрографической службы Великобритании (UKHO), о будущем навигации по результатам Лондонской недели судоходства (London International Shipping Week).
Морские данные - жизненно важный актив для судоходства, расширяющий возможности цифровизации.
Доклад посвящен следующим вопросам:
- Поддержка судовладельцев в вопросах сокращения выбросов, снижения углеродного воздействия судоходства;
- Проекты UKHO в сфере автономного судоходства: батиметрия с координатной сеткой высокого разрешения, данные о высоте приливов и поверхностных течениях, а также данные о геопространственных ограничениях для автономного судна Мэйфлауэр (Mayflower);
- Работа над проблемой машиночитаемых гидрографических данных;
- Разработки и инвестиции в новые технологии связи для морского сектора, с более высокой скоростью, для передачи информации между кораблём и берегом в режиме реального времени;
- Правовое регулирование в сфере автономного судоходства.
Пример работы Гидрографической службы Великобритании (UKHO): 3D-визуализация геопространственных данных для смягчения последствий изменения климата и планирования прибрежной инфраструктуры.
Отмечен потенциал морских данных для декарбонизации на море. Например, точный расчёт приливного окна для прибытия в порт оказывает большое влияние на портовые операции и позволяет сэкономить время, деньги и топливо при слаженной работе ECDIS S-100 с комбинацией электронных навигационных карт стандарта S-101, батиметрии высокого разрешения S-102 и уровней приливной воды S-104.
Безусловно, трудно переоценить вклад UKHO в общеотраслевые усилия по решению экологических проблем, которые в судоходстве решаются как с помощью регулирования, так и с помощью технологий. Морские данные, наука об океане и навигационные технологии открывают новые возможности для поддержки принятия решений многочисленными заинтересованными сторонами в морской отрасли.