Так как Мурманская область входит в границы Арктического региона, то и морская инфраструктура развивается в соответствии с планами государства относительно освоения Арктики и популяризации перевозок Северным морским путем.
Портовые комплексы
Особое место в области занимает, конечно же, портовая инфраструктура, развитие которой позволяет обеспечивать экономическое развитие региона. Всего на территории МО функционируют три морских порта - Мурманск, Кандалакша, Витино. Общий грузооборот региона в 2013 году составил более 34 млн тонн.
Основным портом региона является незамерзающий морской порт Мурманск, расположенный в акватории Кольского залива, который также является и базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего Севера и дальнего зарубежья. Он был основан в 1915 году.
В порту Мурманска базируются суда российских судоходных компаний, аварийно-спасательного флота и уникального атомного ледокольного флота, которыми осуществляются проводки судов по трассам Северного морского пути, отмечают в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области. Для этого предусмотрена вся необходимая инфраструктура.
По данным ведомства, через мурманский порт проходят генеральные, навалочные и наливные грузы, а также грузы в контейнерах и рыбная продукция. В прошлом году общий грузооборот морского порта Мурманск составил более 31 млн тонн.
Всего на территории порта расположены 17 причалов общей протяженностью около 3 тыс. м, которые могут принимать суда с осадкой до 15,5 м, длиной более 265 м и дедвейтом до 150 тыс. т. 15 лет назад порт Мурманска начал обрабатывать и суда типа "Panamax" грузоподъемностью до 80 тыс. т.
Еще один порт Мурманской области на Белом море располагается в северо-западной его части, в Кандалакшском заливе. Кандалкшский порт начал принимать суда в 1915 году. Но в отличие от Мурманского он является замерзающим. Однако это не препятствует круглогодичной навигации. Начиная с конца декабря и вплоть до начала мая, транспортные суда сопровождают ледоколы Мурманского морского пароходства. На официальном сайте порта отмечается, что в Горле Белого моря проводку осуществляют атомные "айсбрейкеры", а на подходах к порту и в Кандалакшском заливе — дизельные. В Кандалакшском порту действуют 5 универсальных грузовых причалов. Под обработку могут приниматься суда длиной до 200 и шириной до 300 м, с максимальной осадкой 9,8 м и водоизмещением до 30 тыс. т. В порту могут обрабатывать практически любые грузы, кроме наливных.
Так сказать "острым углом" в портовом хозяйстве Мурманской области явлется морской порт "Витино" - единственный на Белом море, переваливающий сырую нефть. Он был создан в 1997 году в рамках реализации проекта по строительству нового портового терминального комплекса для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы. В 2014 году предприятие вынуждено был прекратить грузообработку, в связи с осложнившимся финансовым положением. Как указано на официальном сайте, порт специализируется на хранении и перевалке газового конденсата, прямогонного бензина, также имеются мощности по перевалке мазута. На акватории морского порта Витино расположено четыре причала, два - глубоководные, для приема морских танкеров, один используется для стоянки судов портового флота.
Глава Мурманской области Мария Ковтун планирует справиться с трудным положением, в котором оказался порт и его служащие. Недавно министру транспорта и дорожного хозяйства региона Дмитрию Соснину она поручила проработать пути стабилизации ситуации в нефтяном порте и на Беломорской нефтебазе. Как сообщил министр, появились заинтересованные лица в работе предприятия, и новый собственник понимает, какие экономические и социальные задачи стоят перед ним. По некоторым данным, перевалка нефти в порту "Витино" может продолжиться уже этим летом.
Рыболовные суда, плавбазы и транспортные рефрижераторы в регионе принимает Мурманский морской рыбный порт", общая протяженность причального фронта которого превышает 4 км. В период летней пассажирской навигации у причалов ММРП швартуются крупные иностранные круизные суда. Незамерзающий Кольский залив позволяет обрабатывать суда круглый год без перерывов.
Предприятие располагает собственным флотом, в составе которого три действующих буксира и несколько судов различного назначения, в данный момент находящихся в отстое. Для обеспечения стабильной работы и более полного использования производственных мощностей в настоящее время порт переходит на обработку нетрадиционных для его рыбной специфики грузов.
Развитие грузовых и нефтяных терминалов
Как нам сообщили в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства, на базе морского порта Мурманск сегодня продолжается реализация проектов компаний по развитию собственных грузовых терминалов.
Исходя из программы развития ОАО "ММТП" до 2020 года, в порту планируется реконструкция грузовых районов, включающая реконструкцию причалов, проведение дноуглубительных работ, строительство швартового пала на одном из причалов с целью возможности одновременного приема двух судов типа "Panamax".
Один из самых перспективных проектов на последние годы - "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", который реализуется в рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)", - создание действующего круглогодичного глубоководного морского ХАБа - центра по переработке грузов, интегрированного в международный транспортный коридор "Север – Юг".
В соответствии с ФЦП общий объем финансирования по проекту составляет более 152 млрд рублей, из них 62,7 млрд – это федеральное финансирование, 89,3 млрд – средства частных инвесторов, сообщили в Минтрансе Мурманской области. Реализация проекта позволит включить в портовую деятельность свободный западный берег Кольского залива, что значительно увеличит потенциал морского порта Мурманск, в том числе и для перевозок по трассам СМП.
"В условиях повышающегося интереса к Арктике, да ещё в условиях того, что наш порт глубоководный, незамерзающий, конечно, он должен иметь очень достойную перспективу развития, для того чтобы наши грузы, перевозки осуществлялись и переваливались именно в Мурманском порту и не уходили за рубеж – ни в Киркенес, ни в Вадсё, ни в Вардё, ни в другие порты.
И мы, конечно, надеемся и уверены, что статус ворот в Арктику останется только за Мурманским портом, ни за каким другим, потому что у нас для этого есть все условия. Профессиональные кадры готовим сейчас именно для разработки арктического шельфа: и нефтяников, и буровиков", - цитирует главу области Марию Ковтун пресс-служба Кремля.
На данный момент в рамках проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" высокую степень готовности имеет проект по строительству угольного терминала ООО "Морской торговый порт "Лавна", объекты котрого будут располагаться на западном берегу Кольского залива. Ввод угольного терминала будет осуществляться в 3 этапа по 6 млн тонн по завершении каждого из них, при этом общий грузооборот терминала будет составлять около 18 млн тонн.
Таким образом, в рамках проекта выполнены все подготовительные работы и инвестор готов выйти на строительную площадку. Инвестору для начала осуществления строительных работ необходимо начало строительства железной дороги на западный берег Кольского залива.
Еще одним перспективный проект — перегрузочный комплекс для "Норильского никеля". Несмотря на то, что по СМП ходят дизель-электрические контейнеровозы усиленного ледового класса, в Мурманске они вынуждены швартоваться и разгружаться у причала торгового порта. Если компания создаст в регионе собственный терминал, то это позволит экономить средства предприятия при перевозках собственной продукции. норильский никель
По данным Минтранса области, реализация проекта позволит эффективно перерабатывать грузы "Норильского никеля", который собственным флотом в составе пяти судов усиленного ледового класса грузоподъемностью 16 тыс. тонн обеспечивает круглогодичное регулярное сообщение между морскими портами Дудинка, Мурманск, Архангельск, Роттердам и Гамбург. Известно, что работы по первому этапу завершены.
Предполагается, что большую часть грузопотока, переправляемого по Севморпути, составят наливные грузы. В порту Мурманск есть значительные мощности в виде береговых и рейдовых перегрузочных комплексов для обеспечения перевалки данного вида груза.
К тому же на акватории Кольского залива оборудован рейдовый перегрузочный комплекс "Белокаменка". Танкер "Белокаменка" - самый большой под российским флагом. Он может обеспечить перевалку до 16 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
На нефтебазе мурманского морского рыбного порта осуществляет деятельность Первый Мурманский терминал. Общий действующий резервуарный парк позволяет предприятию переваливать широкую номенклатуру нефтепродуктов.
С помощью танкера накопителя работает терминал ООО "Коммандит Сервис". С 2004 года предприятие собственными силами и за счет средств инвестора провело реконструкцию материально-технической базы военной части Северного флота с целью организации перевалки нефтепродуктов на экспорт.
Также на акватории Кольского залива размещён рейдовый перевалочный комплекс, оператором которого выступает ОАО "Мурманское морское пароходство". В состав РПК входит 8 якорно-швартовных систем, позволяющих принимать и обеспечивать надежное удержание танкеров-транспортировщиков дедвейтом до 150 тысяч тонн при скорости ветра до 20 метров в секунду. К этим танкерам способны швартоваться для перегрузки нефти танкеры-челноки дедвейтом от 15 до 60 тысяч тонн.
Судоходство в Мурманской области
Всем известно, что именно Мурманская область является домом для атомного ледокольного флота. ФГУП "Атомфлот", входящее в структуру Росатома осуществляет ледокольное обеспечение проводки судов по трассам СМП, участвует в обеспечении экспедиционных, научно- исследовательских работ по изучению арктических морей, аварийно-спасательных операций во льдах. Кроме того, Атомфлот осуществляет туристические круизы на Северный полюс, острова и архипелаги Центральной Арктики.
По официальным данным, на данный момент в составе предприятия: четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. - "Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы", два с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. - "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" с реакторной установкой аналогичной мощности. В процессе технического обслуживания задействованы две плавучие технические базы - "Имандра" и "Лотта", спецтанкер "Серебрянка" для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля "Роста-1". В отстое находятся три атомохода - "Ленин", "Арктика" и "Сибирь" и две плавучих техбазы - "Лепсе" и "Володарский".
В то же время в распоряжении Атомфлота находятся необходимые для комплексного ремонта, технологического обслуживания и стоянки судов мощности, в частности площадь цехов составляет более 12, 5 тыс. кв. м, а длина причальной линии — более тысячи м.
По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, ледоколы ФГУП "Атомфлот" в навигацию 2013 года обеспечили ледокольные проводки 71 судна при транзитных переходах по трассам Северного морского пути. В 2012 году их было на 25 меньше. Объем перевезённых транзитом грузов составил 1 млн 355 тыс. 897 т, что на 7,4% больше чем в 2012 году.
Одним из старейших судоходных предприятий, базирующихся в порту Мурманск, является Мурманское морское пароходство. С первых лет создания предприятия основной задачей было обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, которые располагаются на побережье Арктики.
Для перевозки грузов, в числе которых генеральные, навалочные, зерновые наливные и опасные, ММП использует сухогрузы серий: "Грумант", "Дмитрий Пожарский", СА-15 Super, "Михаил Стрекаловский" и "Иван Папанин". В составе танкерного флота Мурманского пароходства 6 судов общим дедвейтом 344, 881 т, таких серий как "Суэцмакс", "Лунни", а также нефтеналивное судно "Хатанга" и перевозчик нефтепродуктов "Котлас". Однако ММП перевозит не только грузы, но и пассажиров. Для этого используется теплоход "Клавдия Еланская". В составе пароходства также находится и многофункциональный ледокол "Владимир Игнатюк" и 4 плавучих крана.
По Северному морскому пути осуществляют самостоятельное плавание также суда усиленного ледового класса, без ледокольного сопровождения ГМК "Норильский никель". В 2010 году впервые в истории судоходства контейнеровоз, принадлежащий именно этой компании, совершил рейс по восточной части Северного морского пути без ледокольного сопровождения из Мурманска в Китай.
Помимо грузовых перевозок в Мурманской области уделяют внимание и пассажирскому, и круизному направлениям. Ежегодно в порт Мурманск осуществляют заходы суда иностранных круизных компаний. Чтобы создать необходимую инфраструктуру для обслуживания пассажиров, прибывающих в Мурманск морским транспортом, на территории Морского вокзала города реализуется проект "Арктическая Гавань".
Как сообщает Минтранс области, для создания в мурманском порту круизного центра планируется произвести дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинить главный пирс, реконструировать и расширить здание морского вокзала, обустроить участок морского пункта пропуска в пассажирском районе порта. С федеральной финансовой поддержкой уже ведется реконструкция пирса дальних линий морского вокзала и берегоукрепление пассажирского района морского порта Мурманск для обслуживания современных морских паромов и судов. Также планируется реконструкция здания Морского вокзала и создание соответствующей инфраструктуры для обслуживания пассажиров и туристов.
На реализацию мероприятий по реконструкции пирса и здания морского вокзала, проведению берегоукрепительных и проектных с 2012-2015 годы предусмотрено финансирование в объеме 1 млрд 159 млн рублей в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
Таким образом, при успешной реализации проекта "Арктическая гавань" и эффективной кооперации всех субъектов морского туристического рынка порт Мурманск может стать одним из уникальных круизных центров. В таком случае Мурманская область приобретет статус мировой столицы арктического туризма.
Реализация всех намеченных проектов, как отмечают в Министерстве транспорта, приведет к увеличению объемов перевозки грузов и пассажиров морским транспортом, положительно скажется на транспортно-транзитном потенциале Российской Арктики, а также позволит эффективнее использовать потенциал трасс Северного морского пути, который играет важную роль в обеспечении грузоперевозок не только для Мурманской области, но и для всей Арктической зоны, а также России в целом.
Анастасия Судникова
Благодарим за помощь в подготовке материала Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |