Интервью редакции предоставила "Судоходная компания "Волжское пароходство".
– Как вы выбрали достаточно редкую для женщины профессию судоводителя?
– Спонтанно. После школы просматривала справочник "Желтые страницы" и увидела информацию о Колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге. Меня заинтересовало объявление, и я решила поступать.
– Сложно было учиться? Были ли с вами в учебном заведении еще девушки?
– Мне учиться было несложно. В итоге я окончила колледж с отличием и получила учебный диплом штурмана. Я была не единственной девушкой в колледже. На два курса младше училась старший помощник капитана на "Ониксе" Аня Лапшова.
– На каком судне начинали работать? Как потом складывалась карьера?
– В 2012 году я прошла практику в Северо-западном пароходстве на сухогрузе "Святой князь Владимир". На него и вернулась матросом. Работники флота учатся и подтверждают дипломы постоянно. Так и я, набирая плавательский ценз, получала повышение. Работала на судах "Нева-Лидер 5", "Сердолик", "Сормовский-53", "Русич-11", "Профессор Кацман". В 2019 году пришла на сухогруз "Русич-6" старшим помощником капитана, на нем и тружусь до сих пор. В 2020 году после объединения Северо-западного и Волжского пароходств я стала частью нашей большой команды.
– Кто из наставников помог вам стать профессионалом?
– Очень помогал на "Сормовском-53" старший помощник капитана Борис Николаевич Федюнин. Разносторонне развитый и грамотный специалист во время общения своим примером передавал любовь к морскому делу.
Добрым словом за помощь вспоминаю Михаила Борисовича Колесникова с "Профессора Кацмана". Теперь знаниями и опытом делится капитан нашего сухогруза Андрей Олегович Горин.
– По вашим наблюдениям, молодежь охотно идет в моряки?
Я вижу, что все чаще приходят новички, которые хотят строить карьеру именно в нашей компании. Молодежь привлекает то, что Волжское пароходство дает возможность карьерного роста. Ребята быстро адаптируются к процессам цифровизации, набираются опыта.
– Как вы считаете, какие качества характера объединяют женщин на флоте?
Работа в море требует от каждого выносливости и готовности работать в любое время. Женщинам на судне приходится жертвовать маникюром, высокими каблуками и прической. Но в то же время работа в море дает особые ощущения. Море влечет, заманивает и умиротворяет. На "Сормовском-53" моим любимым отдыхом было стоять с чашкой чая на палубе и любоваться звездным небом. В августе оно особенно насыщенное и темное с яркими звездами. Сейчас мы работаем в южных регионах. И здесь такое же небо. Особенное наслаждение - наблюдать за звездами вдали от городской засветки, слушать шум моря. Вряд ли еще какая профессия приносит такое удовольствие и приятные эмоции.
– Какие места вас особенно впечатлили в рейсах?
– Из всех увиденных красот особенно запомнился парк в испанской Севилье. Он располагается вдоль набережной реки Гвадалквивир и похож на райский уголок. Этот парк — одновременно еще и ботанический сад. Там много редких деревьев и причудливых цветов, привезенных со всего света.
Еще понравился город Виго. Это крупный портовый и промышленный город на северо-западе Испании. Городской Ботанический сад насчитывает семь столетий и в нем растут более 2,5 тысяч растений. Там я впервые увидела огромное трехметровое дерево Бонсай, которое в наших магазинах продается маленькими отросточками.
Сильное впечатление оставила прогулка по древнеримскому городу Помпеи. Несмотря на то, что он весь в руинах, блуждая по улочкам проникаешься бытом обычных людей, живших два тысячелетия назад. Мы даже не успели обойти город за день.
– Работа на флоте дарит возможность бывать в разных странах. А были ли во время рейсов курьезные случаи?
– Были и немало. Например, в августе 2020 года мы спасли 21 мигранта. По дороге из Италии в девять часов вечера наше судно вызвал местный трафик и сообщил, что недалеко небольшая яхта терпит бедствие. Я поднялась на мостик и запеленговала судно. На нем люди в спасательных жилетах подавали сигналы SOS. Когда мы стали принимать бедолаг на борт, удивительно было, как такое маленькое суденышко вместило столько народу. Всего мы спасли 21 душу, включая младенца и 4 женщин. Вся операция по спасению заняла 40 минут, но эмоции оставила волнительные. Это же еще был пандемийный год. Мы потом переживали, не принесли ли спасенные люди вирус на борт. Но все благополучно обошлось.
– Какие качества/какой потенциал развивает работа на флоте?
– Морская профессия дает способность видеть людей насквозь. Помимо интуиции работа учит многозадачности. Специалисты на флоте получают большое количество сертификатов и это требует постоянного развития. В Волжском пароходстве действует система обучений и мотивации. Это помогает морякам делать карьерные шаги. Мне нравится, что у нас есть возможность проходить некоторые курсы онлайн. Так больше запоминаешь и не нужно никуда далеко ехать. В особенности это актуально, когда в Санкт-Петербурге межсезонье, слякоть и все болеют.
Благодаря работе в море я глубже изучила английский язык. Став страпомом, прошла курсы Sea speak. Они разработаны специально для работников морского транспорта. Зная английский язык проще найти за границей банкомат, пообщаться с людьми, добраться до нужного места.
– Какие увлечения дают вам позитивный настрой?
– Работа накладывает на жизненный ритм особый отпечаток. Наше судно находится в рейсе 4 месяца и потом 4 месяца мы отдыхаем. Мне нравится путешествовать на машине. Интересно было добраться до Нижнего Новгорода, побывать в Кирилло-Белозерском монастыре, проехать из Вологды в Приозерск.
В свободное время я читаю книги на английском, смотрю сериалы.
– Наше интервью выйдет накануне Международного женского дня. Что бы вы хотели пожелать женщинам на флоте?
– Желаю всем любить себя и всегда стремиться к своей мечте. Ведь человек, у которого есть высокая цель, может много добиться!