В соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасностью существует необходимость специальных мер по обеспечению надежности и проведению проверок оборудования, внезапный отказ которого может создавать опасные или аварийные ситуации. Технические наблюдения, включая классификационные освидетельствования, должны базироваться на планово-предупредительном обслуживании с контролем рабочих характеристик и определением диагностических параметров.
Вопросы контроля технического состояния промышленных и транспортных технических средств нашли отражение в требованиях ряда стандартов ISO (Международная организация по стандартизации) в области технической диагностики.
С целью мониторинга судового оборудования необходимо проводить измерение и анализ комплекса параметров, отражающих техническое состояние конкретного объекта.
Стандартом ISO 17359:2003 регламентируются следующие параметры контроля и оценки технического состояния:
- входная и выходная мощность,
- КПД;
- температура,
- давление и степень сжатия;
- частота вращения,
- крутящий момент;
- расход и загрязненность масла;
- вибрационные параметры
- акустические характеристики;
- герметичность емкостей и утечки рабочей среды;
- износ деталей и коррозионные разрушения.
Анализ стандарта ISO 13380:2002 показывает, что оценка технического состояния судовых конструкций на основе контроля диагностических параметров предполагает использование параметрических, трибологических, вибрационных и других методов диагностики. Практический опыт контроля технического состояния судовых механизмов показывает, что вибрационный метод является одним из наиболее информативных.
Однако в современных стандартах ISO и ГОСТ Р отмечается, что метод определения вибрации в широкой полосе частот в ряде случаев не является достаточным для оценки технического состояния объекта. Для диагностики и мониторинга необходимо использовать комплексный подход.
Особое внимание при диагностировании необходимо уделять обеспечению требуемого уровня достоверности результатов контроля и прогнозирования изменения состояния. В стандарте ISO 13379:2003 указаны различные факторы, отражающие возможность обнаружения неисправности, точность диагностирования и прогнозирования, правильность используемых методов контроля состояния и риски повреждения объекта от воздействия неисправности.
Неразрушающая технология оценки состояния и освидетельствование судовых узлов и агрегатов включают методы и средства вибрационного анализа, инфракрасной термографии (бесконтактное измерение температуры), анализа смазки, анализа теплотехнических характеристик тепловых двигателей, тока электрических машин и других параметров.
Системы мониторинга, обеспечивающие контроль, диагностику технического состояния судовых узлов и агрегатов, могут быть выполнены на базе встроенных (стационарных) систем мониторинга состояния, переносных средств контроля или сочетать в себе и то и другое.
В настоящее время на рынке представлено несколько стационарных, переносных и комплексных систем мониторинга технического состояния судов. Отечественная компания-производитель Service Marine предоставляет готовые решения по мониторингу и аналитике эксплуатации судового оборудования. Система Судовой Технической Диагностики Service Marine представляет собой совокупность установленных на агрегатах датчиков, системы передачи данных на базе спутниковых терминалов Service Marine LookOut, нейрокомпьютера для предобработки данных установленного на судне и обучающейся нейросети на сервере, которая позволяет строить предиктивные модели поведения оборудования и прогнозировать аварийные ситуации.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |