В августе ректор ГУМРФ им. адм. Макарова Сергей Барышников провел традиционную встречу с абитуриентами. А сразу после этого с ним побеседовал корреспондент "Корабела".
– Вы буквально только что вернулись со встречи с абитуриентами. Можете рассказать вкратце, о чем говорили, что их интересовало?
– Если честно, такие встречи чаще посещают не абитуриенты, а их родители. Поэтому взрослых людей там было больше, чем вчерашних школьников. Это не значит, что за молодежь сейчас все решения принимают их папы с мамами. Просто родители всегда хотят своими глазами посмотреть, куда поступает их ребенок, правильное ли решение он принял.
Именно поэтому я рассказывал прежде всего о том, как будет проходить жизнь курсанта в нашем университете. О том, что ребята у нас не предоставлены самим себе, не забыты и не брошены. Стиль нашего вуза в том и заключается, что о детях всегда заботятся, всегда присматривают за ними. У нас не бывает студентов, на которых махнули рукой. Сама система так выстроена, что при любых признаках какого-либо неблагополучия на курсанта "наводится резкость" и становится ясно — все ли с ним в порядке. Это задача кураторов, старшин, командиров рот...
– То есть дисциплина в вузе поддерживается четкая?
– Она необходима, потому что такова специфика самой отрасли. На флоте ведь требуется не просто специалист, а дисциплинированный профессионал. Если начать разбирать происшествия на транспорте, то в 90% случаев вы увидите, что причиной был так называемый человеческий фактор. В переводе на нормальный язык — это разгильдяйство.
Поэтому мы ребят обучаем и воспитываем так, чтобы они в экстремальной ситуации не растерялись. И не только сами смогли выполнить необходимые функции, но и вселили уверенность в тех, кто смотрит на них. На тренингах они отрабатывают свои действия в нештатных ситуациях. Хотя, может быть, за всю жизнь ничего из этого им не пригодится — и дай бог, чтобы не пригодилось!
– У вас большой объем внеучебной деятельности?
– У нас очень много кружков, спортивных секций, четыре хора, свой оркестр, хоккейная и футбольная команды. Многие ребята очень хорошо поют, танцуют, и мы все это поощряем. Кроме того, так как это будущие офицеры, командиры, наша задача – выпустить их не только специалистами, но еще и культурными людьми.
У нас 70% учащихся иногородние, не из Санкт-Петербурга. Но раз уж им повезло сюда попасть, то мы должны познакомить их со всеми богатствами, которые есть в нашем городе. В частности, у нас есть договоры с Мариинским театром, с Эрмитажем, с другими музеями, куда мы периодически возим ребят. Некоторые вообще никогда не были в театре. А тем более, в таком, как Мариинка!
Регулярно проходят морские балы, Покровский бал, бал Победы и так далее. Причем на них приходят ребята и из других вузов — знакомятся, общаются. Это тоже важно. Потому что в будущем им работать в составе экипажей, часто – многонациональных. И здесь недопустим никакой антагонизм. Они должны понимать, что несут ответственность за судьбу и жизнь тех пассажиров, которые на этом судне, или тех грузов, которые везут.
– А как о вашем вузе узнают абитуренты? Что их влечет сюда?
– На протяжении нескольких лет мы тактично, но напористо проводили профориентационную работу по рекламе нашего университета. На Косой линии у нас есть в здании музей, и за один только этот год через него прошли 337 школ! Это позволило ученикам познакомиться и с историей вуза, и с деятельностью морского флота, и с наследием адмирала Макарова.
Большую роль, конечно, играет и наш сайт. Мы периодически проводим опрос абитуриентов, спрашиваем, откуда они узнали про нас. И чаще всего отвечают — через сайт. Поэтому мы постарались сделать все, чтобы наш портал стал информативным, доступным, интересным.
Посвящение в курсанты первокурсников Института "Морская академия" ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова / Корабел.ру |
– Очень многие говорят, что у нынешних абитуриентов, приходящих из школ, уровень подготовки снизился по сравнению с предыдущими годами. Вы это ощущаете?
– Смотря с чем сравнивать. Если мы говорим о советском времени, то это так. Вроде и часы те же, но знания – несоизмеримы. То, чему учили нас, что мы принесли из школы, несопоставимо с уровнем знаний сегодняшних первокурсников. Но это только одна сторона медали. Ведь наверняка у них есть какой-то объем более современных знаний, которыми мы тогда не обладали, и они тоже важны. Так что я бы не торопился вставать в осуждающую позу.
При этом, если взять последние несколько лет, то мы видим, наоборот, устойчивый рост среднего балла ЕГЭ. Это говорит о том, что школа выправляется. Не ее вина, а ее беда в том, что был какой-то период, когда наступил упадок, преподаватели уходили и так далее. Сейчас подготовка становится более качественной. Хотя многое зависит от того, какая местность. Если это отдаленная деревня, то там просто некому преподавать. И чтобы это поправить, мы очень много занимаемся развитием дистанционных технологий обучения, которые позволяют давать необходимые знания на расстоянии.
Еще раз подчеркну, мы отмечаем устойчивый рост. Но сейчас важно, чтобы чиновники не формализовали этот прогресс, не отчитались об успехах простым количеством мест, введенных в школе. Потому что есть опасность, что школы превратятся в огромные многотысячные комбинаты.
– А что, по-вашему, было бы правильно предпринять чиновникам?
– Смотрите, школы, которые у нас раньше были во дворах, часто приватизированы, превращены в клубы. И было бы правильно, если бы государство выкупало эти школы и возвращало им изначальный статус. Это бы совершенно четко сказалось и на рождаемости. Если ребенка надо везти в школу куда-то далеко из центра города, то, условно говоря, еще подумаешь, заводить его или нет. А когда эта школа во дворе, как это было у нас в детстве, то почему нет?
– Скажите, а что сейчас у абитуриентов наиболее популярно, востребовано? Где наивысший конкурс в вашем вузе?
– В принципе, все более-менее равномерно. По крайней мере, на тех специальностях или направлениях подготовки, которые связаны с водным транспортом: гидротехники, портовики, информационщики, судоводители или судомеханики. Конечно, как всегда, есть большой спрос на экономистов и юристов — и эти специалисты тоже без работы не останутся, несмотря на разговоры о том, что время экономистов прошло.
Дело в том, что соответствующие выпускники из профильных вузов не приживаются на водном транспорте. Они ориентированы на более крупные компании, на банки. Они не знают особенностей работы флота и поэтому совершают ошибки. Были такие примеры, когда компания вынуждена платить из-за этого крупные деньги. А все потому, что у ее юриста или экономиста в вузе была просто другая направленность, не морская. Все-таки есть большая специфика отрасли, и это именно те знания, которые можно получить только у нас в университете.
– Как вы решаете проблему плавательной практики? И есть ли вообще такая проблема сейчас?
– Как вы знаете, у нас есть парусное учебное судно "Мир", в этом году, кстати, проводящее свою юбилейную, тридцатую навигацию. Есть и договоры с частными судовладельцами, которые дают возможность нашим курсантам проходить практику на своих судах. Парусник – это хорошо, но он больше для самой возможности ощутить, что такое море, вдохнуть романтику и экзотику. А для получения серьезного опыта нужны нормальные производственные суда, которые принимают и доставляют грузы и так далее.
У нас заключены договоры о практике с крупными компаниями. Это, например, "Совкомфлот", "Газпромфлот", "Северо-Западное пароходство". На курсантов есть спрос, и есть желание брать их на борт уже после прохождения практики. Средний дефицит по кадрам на водном транспорте – от 10 до 12 процентов. Поэтому все, кто закончат вуз, получат достойную работу. Да, во многом, она нелегкая, непростая, но хорошо оплачивается.
Сейчас мы плотно сотрудничаем с "Атомфлотом" – будем готовить команды, в том числе инженеров-механиков, ядерщиков, чтобы ледоколы, которые строятся у нас на Балтийском заводе, уходили с уже укомплектованными командами специалистов, подготовленных к рейсам.
– Значит, есть такая практика, когда компания заранее ведет в вузе какую-то группу, задает им параметры…
– Да. Например, компания "Совкомфлот" приняла решение, чтобы на ее судах все от капитана до матроса были только россияне. При том, что она имеет достаточное количество судов под иностранным флагом. Сами понимаете, поставив такую планку, надо обеспечить необходимое количество хорошо подготовленных кадров.
– Что у вас с материально-технической базой? Какие на данный момент есть тренажеры?
– Перечислять достаточно долго. Могу сказать так: все, что необходимо для подготовки курсантов, и даже больше того, у нас есть. Кроме того, есть еще достаточное количество тренажеров для переподготовки моряков. Как известно, раз в пять лет им нужно проходить переподготовку, и мы предоставляем такую возможность.
Подходит к завершению реконструкция учебного городка на Заневском, напротив Александро-Невской Лавры, где будет смонтировано очень большое количество тренажеров. Причем новых тренажеров, закупленных за счет бюджета. Проблем нет, хотя всегда хотелось бы большего.
– А в филиалах тоже достаточно тренажеров?
– Обеспечение тренажерным оборудованием наших филиалов — это серьезная задача, но мы ее успешно решаем. Поднимаем Петрозаводск. Очень хорошо подтянули в этом плане Архангельск, где сейчас стоит новейшее оборудование. Некоторые тренажеры даже более современные, чем в головной организации.
– В последние годы строится много нового флота для рек и морей. Соответственно, судоходным компаниям потребуется много кадров. Ощущаете ли вы такой запрос с их стороны?
– Да, такой запрос есть, и мы на него реагируем. У нас есть целевая подготовка, в рамках которой компании либо сами подбирают людей и отправляют их на обучение, либо направляют нам заявку на конкретных специалистов и на старших курсах заключают с ними договор. Как я уже упомянул, такие компании за время обучения поддерживают своих курсантов, вплоть до того, что доплачивают им стипендию. Так что есть интерес, востребованность. Все наши выпускники идут работать, главным образом – в отрасли.
– Вопрос по преподавательскому составу, какой у вас средний возраст?
– Как и во многих вузах, средний возраст достаточно высокий. Но в последнее время он все-таки начинает снижаться, благодаря нашей планомерной работе. Привлекаем молодежь через аспирантуру, в том числе и иногородних преподавателей. На Заневском мы сейчас завершаем реконструкцию и частичную постройку нового кампуса, где будет и дом для молодых преподавателей. Многих сейчас жилье интересует больше, чем зарплата.
И, конечно, очень важно наставничество, передача опыта — над этим мы тоже работаем. Необходимо, чтобы нам было кому передать факел знаний.
ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Учебный городок №1. Санкт-Петербург, Косая линия В.О. фото: Корабел.ру / Кирилл Воловик / Корабел.ру |
– А в чем вы видите точки роста вуза? Какие направления наиболее перспективны для развития?
– Вы знаете, все направления! Судоводители, судомеханики, электромеханики — все они очень востребованы на судах. Сейчас, как вы сами заметили, строится много кораблей, заводы завалены заказами. И суда эти будут вводиться в строй в ближайшее время. А ведь нужны еще и специалисты по водным путям, по гидротехнике, потому что у нас развиваются порты. В одном только Финском заливе сколько новых терминалов построили!
Добавьте сюда специалистов по информационной безопасности — они нужны везде, в любой области. У логистов – хорошие зарплаты. Многие поработав в фирмах, набрав опыта, открывают свои компании и не остаются без работы. И так далее.
Поэтому мое мнение – флот на подъеме. Какое бы направление мы ни взяли – оно на подъеме. Конечно, светлое будущее не наступит прямо завтра, всетаки флот — это дело долгосрочное и подготовка специалистов тоже. Но то, что именно в этом главные перспективы не только нашего вуза, или речников, или портовиков, но и всей России в целом, несомненно. Посмотрите на Великобританию – несколько маленьких островов, а какое влияние! И чем она сильна? Своим флотом.
Так что флот России нужен, и хорошо, что это наконец-то начали понимать!
Материалы по теме:
"Любой научный процесс должен заканчиваться изделием" (интервью с ректором СПбГМТУ)
"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ Евгением Апполоновым)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)
"Наших выпускников можно встретить везде..." (интервью с ректором ВГУВТ)
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа)