5 мая 2017 года со дна Финского залива при помощи многофункционального модульного катера «СМК-2097» проекта 23370 подняли пушку и фрагмент шпангоута, предположительно с линкора петровского флота "Портсмут". Военное судно 1714 года постройки участвовало в боевых походах к берегам Швеции. Линкор нёс 54 пушки и обладал огромными по тем временам габаритами (длина — почти 40 метров, ширина — 11 метров).
«Портсмут» затонул в 1719 году в районе острова Котлин во время возвращения в Кронштадт. Линкор сел на мель и был снесён штормом на глубину.
В Российском Государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ) удалось обнаружить текст указа Петра I в Адмиралтейств-коллегию, который 17 августа 1722 года предписывал провести поиск останков «Портсмута»: «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине».
И только в 2007 году, спустя почти три столетия, указ императора был выполнен - у острова Котлин были найдены останки деревянных корпусов внушительного размера. Благодаря архивным данным удалось установить, что это – одни из первых линкоров зарождавшегося в начале XVIII века балтийского флота: «Портсмут» и «Лондон». Для их идентификации 5 мая 2017 года, в День водолаза, специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) подняли со дна и доставили на берег чугунную пушку – 300-летнюю свидетельницу морских сражений императора Петра I.
Подъем производился с помощью катера «СМК 2097» проекта 23370 постройки нашего предприятия, предоставленного ВМФ из состава Балтийского флота. Благодаря большой свободной площади палубы и наличию штатного кранового оборудования катер обеспечил подъем из воды 2-тонной чугунной пушки с палубы одного из затонувших кораблей и фрагмент флортимберса - нижней (днищевой) части шпангоута, размещение их на палубе и по-следующую перегрузку на берег.
Поднятые артефакты переданы в музей истории Кронштадта.
Окончательно констатировать принадлежность пушки к одному из кораблей, «Лондону» или «Портсмуту», можно будет только после ее консервации и очистки от отложений, и этот процесс может занять до полугода.
По данным Русского географического общества, на дне Финского залива в настоящее время покоятся останки более чем 30 тысяч военных кораблей и торговых судов, так что работы и археологам, и водолазам хватит на долгие годы.
Надеемся, что многофункциональные модульные катера производства АО «КАМПО» и дальше будут оказывать активную помощь в проведении научных и исторических исследований морского наследия нашей страны.
Статья подготовлена по материалам Центра подводных исследований Русского географического общества.
Видеюсюжеты доступны по ссылке.
В Российском Государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ) удалось обнаружить текст указа Петра I в Адмиралтейств-коллегию, который 17 августа 1722 года предписывал провести поиск останков «Портсмута»: «Оной корабль около того места надлежит искать во глубине».
И только в 2007 году, спустя почти три столетия, указ императора был выполнен - у острова Котлин были найдены останки деревянных корпусов внушительного размера. Благодаря архивным данным удалось установить, что это – одни из первых линкоров зарождавшегося в начале XVIII века балтийского флота: «Портсмут» и «Лондон». Для их идентификации 5 мая 2017 года, в День водолаза, специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) подняли со дна и доставили на берег чугунную пушку – 300-летнюю свидетельницу морских сражений императора Петра I.
Подъем производился с помощью катера «СМК 2097» проекта 23370 постройки нашего предприятия, предоставленного ВМФ из состава Балтийского флота. Благодаря большой свободной площади палубы и наличию штатного кранового оборудования катер обеспечил подъем из воды 2-тонной чугунной пушки с палубы одного из затонувших кораблей и фрагмент флортимберса - нижней (днищевой) части шпангоута, размещение их на палубе и по-следующую перегрузку на берег.
Поднятые артефакты переданы в музей истории Кронштадта.
Окончательно констатировать принадлежность пушки к одному из кораблей, «Лондону» или «Портсмуту», можно будет только после ее консервации и очистки от отложений, и этот процесс может занять до полугода.
По данным Русского географического общества, на дне Финского залива в настоящее время покоятся останки более чем 30 тысяч военных кораблей и торговых судов, так что работы и археологам, и водолазам хватит на долгие годы.
Надеемся, что многофункциональные модульные катера производства АО «КАМПО» и дальше будут оказывать активную помощь в проведении научных и исторических исследований морского наследия нашей страны.
Статья подготовлена по материалам Центра подводных исследований Русского географического общества.
Видеюсюжеты доступны по ссылке.