реклама

Модульные каюты. Эволюция в достройке

Делать каюты на заводе быстрее и дешевле, вдобавок они имеют более высокое качество исполнения и сокращают время строительства судна. Перевешивают ли эти плюсы модульных решений их минусы, мы решили узнать у компаний, которые одними из первых готовы поставлять их на суда.
Фото:
Фото: "ВолгаТатСудоремонт", ООО

– Каков опыт компании в создании функциональных модулей (модульных кают и санитарных кабин)? Наиболее интересные проекты судов, на которые вы поставляли модули.

 

Никифоров Д., генеральный директор ООО "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Один из наиболее масштабных заказов, который мы реализуем прямо сейчас, предусматривает поставку оборудования для обстройки экипажной зоны судна. Проекта 00840 "Карелия" – это четырёхпалубный теплоход класса "река-море", именуемый официально "круизным лайнером смешанного плавания". Он предназначен для рейсов на внутренних водных путях России и в морских прибрежных районах в период навигации. Строительство ведётся заводом "Красное Сормово".

 

В соответствии с договором поставки, мы должны изготовить и передать заводу комплект разнообразных изделий, включающий, помимо прочего, более полусотни модульных санитарных узлов.

 

Зайцев Н.А., первый заместитель директора ООО "ВолгаТатСудоремонт" 

 

– Наш опыт в изготовлении санитарных кабин более трёх лет. Мы предоставляем продукцию на многофункциональном арктическом аварийно-спасательном судне проекта MPSV07 (АО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького) и несамоходном землесосе проекта 4395 (АО "Хабаровский судостроительный завод").

 

Зубков П.А., генеральный директор ООО "Морские Комплексные Системы"

 

– Каждый новый проект добавляет нам понимания о том, какой должна быть идеальная санитарная кабина. Нам необходимо реализовать возможность комфортного и эргономичного использования сантехнического оборудования, так как мы работаем с сильно ограниченным пространством.


В некоторых случаях (для 4-х местных кабин) кабиной могут пользоваться до четырёх человек и каждому необходимо обеспечить места для хранения вещей и удобство в использовании кабин. Наиболее интересными на сегодняшний день являются проекты для круизного и рыболовного флота, в которых заказчики хотят видеть комфортную домашнюю обстановку и премиальный уровень материалов.

 

– Как изменился рынок функциональных модулей с февраля 2022 года?

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт" 

 

– Сказывается импортозамещение. Мы полностью отошли от зарубежных комплектующих и материалов. Все материалы, которые мы используем, либо нашего собственного производства, либо сделаны в России.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Иностранные поставщики ушли с российского рынка, и те компании, кто закладывал в свои проекты иностранные модули, ищут им замену. На их долю приходится от четверти до трети общего числа обращений. Иностранные поставщики занимали около 30 % рынка модульных конструкций, и сейчас этот сегмент активно осваивают отечественные производители.


Кроме того, мы наблюдаем общий рост числа обращений, что свидетельствует о расширении рынка в целом.

 

Павел Зубков, МКС

 

– Мы стали всё больше применять отечественные решения. Особенное это касается сантехники и электроприборов.

 

– Какие новые материалы и технологии вы используете при создании функциональных модулей?

Фото: МСА Композит
Фото: МСА Композит

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Новации касаются не материалов как таковых, а путей их использования (материалы вполне традиционны: металлы, пластики, композиты). Например, модульные санузлы в обязательном порядке оснащаются поддонами, которые обычно изготавливают из стали. Мы же готовы производить их из стеклопластика, это существенно снижает массу конструкции. Кроме того, применение стеклопластика снимает ограничения на форму поддона, расширяя таким образом возможности для дизайнерских решений. 

 

Павел Зубков, МКС

 

– В последнее время всё больше заказчиков хотят видеть в санитарных блоках "тёплый пол", что мы успешно реализуем в своих проектах.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

 

– Мы выпускаем полностью разборный каркас, с быстро заменяемыми комплектующими. Такое решение позволяет предъявлять продукцию службе качества заказчика непосредственно у нас на производстве.

Санитарные кабины компании
Санитарные кабины компании "ВолгаТатСудоремонт" / Фото: Корабел.ру

– Каковы объёмы и сроки производства модульных кают и санитарных кабинок?

 

Павел Зубков, МКС

 

– Мощности нашего производства позволяют изготавливать до 25 санитарных кабин в месяц. Это позволяет укомплектовать практически любое судно в срок до трёх месяцев.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– Средний срок изготовления одной санитарной кабины 3-5 рабочих дней. Например, 40 кабин для проекта MPSV-07 были изготовлены за 2 месяца.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– В настоящее время мы готовы ежемесячно производить 4-5 модульных кают и до 30 модульных санузлов. Это ориентировочные цифры, так как многое зависит от размеров и дизайна конструкций. При получении крупного заказа производство может быть оперативно перестроено таким образом, что его производительность возрастёт на десятки процентов.

Каюта
Каюта "под ключ" может иметь полный комплект мебели, включая розетки и даже подушки / Фото: МСА Композит

– В каком виде модульные каюты поставляются на верфи? Есть ли ограничения по габаритам модулей?

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

– Мы можем поставлять кабины как в собранном, так и в разобранном виде. Ограничений по габаритам нет.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Существующие модели санузлов создаются достаточно компактными, для того чтобы не порождать проблем при транспортировке. На судостроительные заводы они поступают уже полностью готовыми – с дверями, фурнитурой и сантехникой.

 

Каюты слишком объёмны, чтобы уместиться в стандартном контейнере или на обычной фуре. Поэтому при изготовлении их полностью собирают и тестируют, после чего разбирают на две части, каждая из которых пригодна к транспортировке стандартными средствами. В таком виде они и поступают на судостроительные заводы.

 

 

Павел Зубков, МКС

 

– На сегодняшний момент в нашей стране мало применим опыт создания модульных кают для планового строительства судов. Санитарные кабины в 99 % случаев поставляются в сборе. Модульные каюты – это эволюционное развитие достройки в судостроении, и мы уже ведём работу в этом направлении.

 

– Как функциональный модуль подключается к системам судна? Сколько времени занимает установка и подключение стандартного модуля? Оказываете ли вы услуги по их монтажу?

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Каждый модуль изготавливается с учётом особенностей судна, для установки на котором он предназначен. Модуль оснащается точками подключения труб и кабелей, расположение которых совпадает с выходами соответствующих труб и кабелей на корпусе судна. В среднем монтаж модуля занимает пару часов. И ещё столько же – его подключение к судовым системам. То есть, на установку модуля уходит половина рабочего дня. 
  

Мы располагаем специалистами, готовыми выехать на верфь для оказания услуг либо шеф-монтажа, либо монтажа в полном объёме – в зависимости от того, что требуется заказчику.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– Санитарная кабина готова к подключению к системам судна изначально – это предусматривается при проектировании. Подключение кабины происходит в течении 10-15 минут. Самое продолжительное время занимает погрузка на судно. В зависимости от технического задания заказчика мы производим не только работы по установке и подключению санитарных кабин на судне, но и полную обстройку судна "под ключ".

 

Павел Зубков, МКС

 

– Все производимые нами изделия, мы устанавливаем и подключаем к системам электрики, водоснабжения и водоотведения судна самостоятельно.

 

– Сотрудничаете ли вы с дизайнерскими компаниями при проектировании модулей?

 

Павел Зубков, МКС

 

– В отдельных случаях к нам обращаются с готовыми проектами. Все они требуют внесения изменений и уточнений для соответствия морской специфике, а также требованиям надзорных органов. Большинство разработок – результат работы наших дизайнеров и конструкторов.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– Мы ни с кем не сотрудничаем. Разработку санитарных кабин ведут наши собственные дизайнеры и конструкторы. В дальнейшем проекты согласуются с проектантом и заказчиком.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Будучи компанией полного цикла, мы предоставляем весь спектр услуг – от проектирования до монтажа. У нас есть несколько групп специалистов, занимающихся и промышленным дизайном, и дизайном интерьеров. Поэтому в сотрудничестве со сторонними дизайнерами потребности нет.

 

– Какие материалы используются для производства корпуса модуля каюты? Всегда ли функциональные модули имеют палубный настил?

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– В этих вопросах мы отталкиваемся от технического задания заказчика. Корпус модуля каюты мы изготавливаем на выбор из обычной, либо нержавеющей стали. Палубный настил предусматривается абсолютно во всех санитарных кабинах и выполняется из любого материала по желанию заказчика.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– Материалы корпуса каюты вполне стандартные: стальные рамы, панели, декоративные плёнки. По желанию заказчика вместо плёнок могут быть использованы иные материалы, пригодные для отделки судовых помещений.

 

В стандартной комплектации все модули оснащены палубным настилом, но могут предоставляться без него по запросу заказчика. Но мы предупреждаем, что модули без настила могут привести к проблемам с санузлами. Санузлы оборудованы водонепроницаемыми поддонами. Самостоятельная установка настила – сложная задача, при решении которой качество настила и его соединений со стеновыми панелями может оказаться заметно ниже, чем при установке на производстве.

 

Павел Зубков, МКС

 

– Корпус каюты – это всегда металлический каркас. А функциональные модули, в нашем исполнении и понимании, изготавливаются с поддонами, иначе пропадает смысл "модуля".

 

– Совпадает ли уровень палубного настила в модульной каюте и смежном с ней коридоре? (Если нет, то что вы предлагаете для решения этой проблемы?)

 

Павел Зубков, МКС

 

– Всё зависит от требований заказчика и проектанта. В номенклатуре продукции, выпускаемой нашей компанией, есть наливные палубные покрытия "Инфлакс" для выравнивания уровня пола в помещениях. Их можно использовать для решения подобных задач.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– Чаще всего уровень палубного настила незначительно выше смежного с ней коридора, но он не вызывает дискомфорта из-за модульности конструкции.

 

– Модульная кабина тяжелее стандартной кабины на судне?
 

Павел Зубков, МКС

 

– Металлический каркас, на котором собрано помещение, имеет дополнительный вес, в сравнении с классическими решениями. Это обязательно нужно учитывать при проектировании.

 

Зайцев Никита Алексеевич, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– Мы производили конструкторские расчёты нагрузки масс. Они показали, что разница между модульными кабинами и корпусными отсутствует, либо совсем незначительна. В зависимости от конфигурации санитарной кабины её вес составляет не более 100 кг.

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– По нашим оценкам, в зависимости от размера и исполнения, модульные помещения оказываются тяжелее процентов на 15-20. Назвать точную цифру проблематично из-за невозможности точно измерить вес корпусных помещений. 
 

– Какое место занимают функциональные модули в вашем портфеле заказов?

 

Дмитрий Никифоров, "МСА КОМПОЗИТ"

 

– На функциональные модули приходится около 20 % общего объёма заказов. В основном заказывают санитарные узлы.

 

Павел Зубков, МКС

 

– В каждом комплексе обязательно присутствуют санитарные модули (санитарные кабины), так как они являются неотъемлемой частью любого жилого помещения корабля.

 

Никита Зайцев, "ВолгаТатСудоремонт"

 

– В нашем портфеле заказов из функциональных модулей представлены только санитарные кабины собственного производства. Их доля в общем портфеле составляет не более 10 %.

 

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №4

Материалы по теме:
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"Хабаровский судостроительный завод", АО
Хабаровск
+7 (421) 245-85-35
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Зеленодольский завод имени А.М. Горького", АО Зеленодольск
+7(84371) 2-12-75
"Морские комплексные системы", ООО Санкт-Петербург
+7(812)441-24-01
"ВолгаТатСудоремонт", ООО Казань
8 (836) 314-40-38



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости