Еще пять-семь лет назад в сфере СЭУ мы наблюдали уникальную картину: на рынке наравне существовали двигатели с аналоговыми системами управления и современные, полностью цифровые. Почти все производители ДВС, вводя в свой модельный ряд новые высокотехнологичные установки, сохраняли проверенные временем «устаревшие». Это был переходный период. Сегодня, в связи с введением новых экологических требований к судовым и промышленным энергетическим установкам, большинство импортных производителей остановили производство двигателей с механической или аналоговой АСУ. Исключением стали компании, ориентированные на рынки стран Азии и Африки, где мировые требования еще не вступили в силу, однако двигатели эти выпускаются ограниченной серией и составляют не более 12-15 % от общего количества. Немногочисленные отечественные производители вслед за всем миром плавно переходят на внедрение цифровых технологий в двигателестроении (несколько лет назад мы видели первые отечественные common rail).
Но ни для кого ни секрет, что срок службы судна в наших экономических реалиях значительно превышает ресурс любой известной нам СЭУ, как впрочем и срок эксплуатации абсолютного большинства электростанций. Это обстоятельство порождает необходимость замены двигателя, а в связи со сменой технологического процесса – проблему внедрения современной системы управления двигателем в изначально не предназначенную для этого общую систему автоматики (как судна, так и электростанции). Последние несколько лет, наша компания решает задачи подобного характера преимущественно в сфере промышленной энергетики мощностью от 10кВт до 1 МВт. На сегодняшний день нами реализовано несколько проектов по модернизации судовых АСУ ТП. За это время нами была выработана методика, подробностями которой я и поделюсь ниже.
|
Мнемосхема электростанции / НПО "ТЕХ" |
Стандартная методика Группы Компаний ТЕХ состоит из шести последовательных этапов:
Этап 1. Технический аудит существующей системы
На объект модернизации направляется сервисный инженер – аудитор. Его задача не только произвести ревизию и дефектацию элементов существующей системы, но и собрать достаточное количество технической документации, так как зачастую существует она только в бумажном виде. Составляются акты осмотра и дефектации. Этот процесс занимает от 1 до 3 рабочих дней, в зависимости от сложности установки.
Этап 2. Рабочая группа
После возвращения инженера, создается рабочая группа проекта, состоящая из: одного/двух сервисных инженеров, инженера-конструктора, инженера-программиста, менеджера по закупкам и руководителя проекта (либо координатора). Формируется план-график реализации проекта, расставляются задачи участникам рабочей группы.
|
Заседание рабочей группы / НПО "ТЕХ" |
Этап 3. Аналитика
Инженер-конструктор анализирует рабочие чертежи и схемы объекта, разрабатывает предварительную схему интеграции. Данная схема проходит контроль рабочей группы, в результате которого формируется список исправлений и замечаний, предварительная стоимость реализации проекта. Данные передаются заказчику на согласование.
Этап 4. Разработка
После согласования с заказчиком и с учетом замечаний представителей заказчика и рабочей группы инженер-конструктор разрабатывает комплект окончательных чертежей проекта, включающих в себя ведомость покупных изделий. Проект проходит окончательное согласование с рабочей группой. Затем, при необходимости, с надзорными органами (РМРС, РРР, Ростехнадзор) и с заказчиком.
Этап 5. Реализация
Менеджер по закупкам заказывает необходимое оборудование, согласно ведомости покупных изделий. Инженер-программист разрабатывает программы и реализует логику работы системы, готовит информацию для наладчика. После поступления материалов, группа монтажников (в большинстве случаев специалисты заказчика, при необходимости - специалисты ТЕХ) под руководством сервисного инженера монтирует оборудование на объекте. Производятся пусконаладочные работы.
Этап 6. Испытания
Завершающим этапом проекта являются испытания объекта на разных режимах, сдача объекта заказчику и, при необходимости, надзорным органам. Срок реализации таких проектов зависит от многих факторов и определяется на этапе Аналитики. Однако в абсолютном большинстве случаев этот срок меньше срока производства энергетической установки, а процесс идет параллельно.
Сегодня, с высоты опыта реализованных нашей компанией проектов модернизации АСУ, можно однозначно заявить, что проблема внедрения современных двигателей в устаревшие энергетические установки решаема, а значит и переход на цифровую энергетику как в промышленной так и в судовой сфере может быть безболезненным.