Вслед за Владивостоком о статусе свободного порта мечтают города на Сахалине и в Хабаровском крае
Сегодня, 3 сентября во Владивостоке стартовал первый Восточный экономический форум. Пройдет он в течение трех дней на острове Русский. За это время собравшимся представят 250 различных проектов, общей суммой на 4,7 триллиона рублей. Важное место среди них занимает проект Свободного порта Владивосток, указ о создании которого президент России подписал 12 июля 2015 г. Идея эта показалась властям Дальневосточного федерального округа настолько перспективной, что уже в августе о возможности открытия своих свободных портов заявили города Корсаков, Невельск и Холмск, расположенные на Сахалине, а также Николаевск-на-Амуре, находящийся в Хабаровском крае.
|
Открытие Восточного экономического форума / Администрация Приморского края |
Гигантский порт
У Владивостока с термином «свободный порт» давний и прочный роман. Еще в 1862 году он получил режим порто-франко. В условиях отсутствия удобного транспортного сообщения с остальной частью России этот статус позволял обеспечивать все потребности растущего города за счет беспошлинной торговли с соседями. Позже был построен Транссиб, и в XX веке проблема коммуникаций перестала быть актуальной. Владивосток лишился таможенных привилегий, но надолго сохранил мечту о них. Спустя сто лет идея о наделении города статусом свободного порта упала на плодородную почву.
Впрочем, современный проект к дореволюционному порто-франко имеет весьма отдаленное отношение. Свободный порт Владивосток в том виде, в каком его предлагает реализовывать правительство, скорее станет неким аналогом особой экономической зоны.
— На самом деле это гигантская территория, которая не ограничивается одним Владивостоком, — объясняет генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. — В нее входят и места, достаточно удаленные от моря, например, Пограничный район. В целом, это такой большой особый экономический район, в котором можно размещать целый ряд крупных предприятий. Да и сейчас там действуют серьезные компании — тот же Дальневосточный завод «Звезда» оказывается в рамках Свободного порта. Туда же попадает и ряд городов, включая Находку. То есть это возможность для всего юга Приморского края вместе с его комплексом предприятий получить более льготные условия.
Границы этой зоны государство очертило достаточно щедро — это 28,4 тыс. кв. км, на которых расположено 15 муниципальных образований. Проживает там в общей сложности почти полтора миллиона человек. Преференции обещаны очень привлекательные — помимо беспошлинного ввоза и вывоза товаров для резидентов, в меню значится еще и пять лет освобождения от налогов на прибыль, имущество и землю, сниженные тарифы страховых взносов, ускоренное получение разрешения на капстроительство и прочие бонусы.
|
Схема Свободного порта Владивосток / Администрация Владивостока |
— В то же время закон пока во многих позициях достаточно сырой, — оговаривается глава МЦРР. — Не отработано взаимодействие с капитанами морских портов, с администрацией Приморского края.
Курс на Владивосток
Перспективы, которые открываются перед Владивостоком после 12 октября 2015 г., когда закон о свободном порте вступит в силу, оказались заманчивы и для руководства других дальневосточных регионов. В середине августа губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт выдвинул идею о создании свободного порта в Николаевске-на-Амуре. «На наш взгляд, Николаевск-на-Амуре должен стать центром притяжения для бизнеса, который работает в этих сферах. Но для инвесторов, безусловно, нужны дополнительные стимулы», — аргументировал он свое предложение.
Следом за ним тему свободного порта подхватил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Он счел необходимым предоставить режим порто-франко сразу трем сахалинским городам — Корсакову, Невельску и Холмску. С этой идеей руководитель области обратился прямо к премьер-министру Дмитрию Медведеву, который в конце августа побывал на острове с визитом. Возражать глава российского правительства не стал и дал поручение профильному министерству проработать этот вопрос.
Как сообщила «Корабел.ру» заместитель гендиректора Корсаковского морского торгового порта Карина Мамедова, инициатива исходила сверху, от областных властей. К этому моменту уже есть предварительная программа развития, в которой изложены преимущества статуса свободного порта применительно к сахалинским городам. Подробности пока не разглашаются, впервые широкой общественности она будет представлена на экономическом форуме.
|
Морской порт Корсаков / Корабел.ру |
С другой стороны, не все согласны с тем, что трем сахалинским портам и Николаевску-на-Амуре стоит идти по пути Владивостока.
— Когда мы берем юг Приморья, то имеем большую территорию, готовую разместить очень много предприятий и логистических центров. Юг Приморья выигрывает за счет эффекта масштаба. Там реально рабочие транспортные коридоры, через которые идет поток грузов из Китая, задействована Северо-Восточная Азия, весь АТР, — размышляет Игорь Меламед. — На Сахалине я таких перспектив не вижу. Корсаков, расположенный на юге острова, сейчас утратил такое значение, какое имел раньше. Для того, чтобы как-то оживить этот порт, возобновить перевозки, может быть, этот статус и был бы хорош, но пока не очень понятно, какие грузопотоки будут проходить через него. Главная задача Холмска — паромная переправа на материк. Ее надо, конечно, приводить в порядок, надо менять вагоны, но это опять же не вопрос свободного порта. На Сахалине сейчас, в целом, нет большой потребности усиливать какие-то грузоперевозки. Крупных перерабатывающих предприятий там не предусмотрено. Есть морской порт Пригородное, через который идет отгрузка сжиженного газа в рамках проекта «Сахалин-2». Но Пригородное-то как раз и не просит о свободном статусе, ему не надо, у него и так особые условия.
Перспективы свободных портов на Сахалине очень туманны, считает он. А главное, серьезной необходимости в них нет.
— Если брать Николаевск-на-Амуре, там та же история, — уверен эксперт. — Это порт с сейчас уже не очень большими объемами перевозок. Что мы там хотим сделать? Дать Николаевску вторую жизнь? Перенаправлять туда какой-то поток грузов не получится, потому что там нет железной дороги. Поэтому от того, что он будет свободным портом, особого эффекта не выйдет.